загрузка...

РОССИЯ В XIX в.
Поурочные разработки по истории 8 класс

Раздел IIIРОССИЯ В 1801—1825 гг.

 

Тема 1РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.

 

Уроки 29—30. Россия в начале XIX в.

 

Цель урока: дать представление о состоянии Российской империи, к началу XIX в.

Основное содержание: Территории, народы, религии. Власть и сословия. Внутренняя политика. Дворцовый переворот 11—12 марта 1801 г. Александр I.

Основные понятия: разночинцы, казачество, почетные граждане.

Личность в истории: Александр I.

Оборудование: карта «Российская империя в начале XIX в.».

План уроков:

1. Вступительное слово учителя.

2. Работа с картой.

3. Работа с учебником.

4. Дворцовый переворот 11 — 12 марта 1801 г.

5. Личность в истории.

Ход уроков

1. Во вступительном слове учитель обозначит хронологические рамки изучаемого курса — весь XIX в., от царствования Павла I до начала правления Николая II. Повторив свои основные требования к организации учебного процесса (см. план первого урока), учитель переходит к изучению нового материала. Он ставит два вопроса, на один из которых предстоит дать ответ в мае, на итоговом уроке:

1)    Россия в конце XVIII в. занимала первое место в мире по объему производства (см. таблицу в плане 21-го урока). Какими факторами экономического и политического развития страны вы объясните это первенство?

2)    Какие факторы экономического и политического развития России в XIX в. привели к утере мирового первенства по производственным показателям? (Этот вопрос записывается в рабочие тетради учащихся и будет предназначен для ответа в конце мая.)

2.    Работа с картой «Российская империя в начале XIX в.». Возможно вывесить политическую или физическую карту современной России. Показывая территорию страны в начале XIX столетия, которая составляла около 15 млн. кв. км, учитель задает вопросы: в каких частях света располагалась Россия двести лет назад? Чем ее тогдашние границы (территория) отличались от современной? Укажите плюсы и минусы такого географического положения страны. Какие известные вам страны Запада превосходили Россию по площади?

3.    Учитель называет сведения о количестве населения страны на рубеже XIX в.: 43,7 млн. человек. Возможен вопрос о численности населения сегодняшней России (147—150 млн. чел.). Следует обратить внимание на различную плотность населения в европейской и азиатской частях страны.

Говоря о религиях, учитель задает вопросы: какие мировые религии вы знаете? На какие ветви делится христианство? Какие религии были представлены в стране двести лет назад? Покажите на карте места их распространения.

Возможно заполнение таблицы (используются данные учебника):

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЕССИИ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX в.

 

Религия

Исповедующий ее народ

Православие

Католицизм

Протестантизм

Ислам

Буддизм

Язычество

Русские, украинцы, белорусы

Поляки

Эстонцы, латыши

Татары, башкиры

Калмыки, буряты

Народы Сибири и Дальнего Востока

 

Можно добавить столбик с левой стороны, озаглавленный «Народы», куда учащиеся занесут этнический состав населения России начала изучаемого века.

Вопрос: что такое сословие?

Если учащиеся не помнят, запишите в рабочую тетрадь: сословие — социальная группа, имеющая определенные права и обязанности, закрепленные обычаями или законом и передающиеся по наследству (чаще всего).

 

СОСЛОВИЯ РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX в.

Сословие

Права и обязанности сословия

Количество и процент от всего населения (на 1812 г.)

Дворянство

Привилегированное сословие; владело землей и крепостными крестьянами, занимало государственные должности.

Дворянство было освобождено от обязательной службы, имело право на самоуправление

225 тыс. (1,07 %)

Духовенство

Привилегированное сословие, освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний

215 тыс. (1%)

Купечество

Привилегированное сословие, право вести торговлю имели купцы:

1-й гильдии (крупную внутреннюю и внешнюю),

2-й гильдии (крупную внутреннюю),

3-й гильдии (мелкую)

119 тыс. (0,6%)

Мещанство

Непривилегированное сословие, платило подати, несло рекрутскую повинность

750 тыс. (3,6%)

Крестьянство

Наиболее угнетаемое непривилегированное сословие.

Делилось на государственных, удельных, помещичьих

17 950 тыс. (85,5%)

 

(Важенин А. Г. Конспекты уроков для учителя истории. 8 класс. История России. XIX в. М., 2001.)

Пользуясь текстом учебника, составьте схему:

 

СОСЛОВНАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

 

Сословия



Далее учитель отмечает, что в 1832 г. в стране было образовано еще одно привилегированное сословие — почетные граждане, звание присваивалось за какие-либо заслуги или тем, кто не смог получить дворянства — по недостатку образования или выслуги лет. Почетные граждане были двух степеней: потомственные (купцы первой гильдии, ученые, художники, дети личных дворян и духовенства с образовательным цензом) и личные (чиновники до 12-го ранга, дети духовенства без образовательного ценза). Казачество — полупривилегированное военное сословие, заселявшее и охранявшее приграничные территории России. В начале XIX в. насчитывалось шесть казачьих войсковых округов: Донской, Черноморский, Терский, Оренбургский, Уральский, Сибирский. Разночинцы — особая служилая группа населения, включала лично свободных людей «разных чинов», не принадлежавших ни к податным, ни к привилегированным сословиям — интеллигенты, выходцы из мещан.

4. В дополнение к материалу учебника учитель использует следующий текст, иллюстрирующий события 11 — 12 марта 1801 г.

ГОРЕЧЬ УПРЕКОВ

«В ночь на 12 марта 1801 г. заговорщики, ворвавшись в Михайловский замок, зверски убили Павла I, освободив престол для 24-летнего Александра I. Он не хотел смерти отца и, узнав о его гибели, разразился рыданиями. Отныне и навечно на нем несмываемое клеймо: отцеубийца с чистыми руками, безвинный преступник. До него доносятся слова руководителя заговора губернатора Петербурга Палена: «Ступайте царствовать. Покажитесь гвардии». Мертвенно-бледный, еле передвигая ноги, Александр вышел к войскам и дрожащим от слез голосом произнес: «Батюшка скоропостижно скончался апоплексическим ударом. Все при мне будет, как при бабушке, императрице Екатерине». Гвардия приветствует его. «Может быть, все к лучшему», — успокаивает себя Александр.

После свершившегося, при всеобщем ликовании, молодой царь, не выдержав напряжения, укрылся в дальних покоях и предался отчаянию. Обливаясь слезами, представлял себя Орестом, преследуемым богинями-мстительницами Эриниями. С детства помнил Александр миф об Оресте, сыне Агамемнона, предводителя греков в Троянской войне, коварно убитого по возвращении его женой Клитемнестрой и ее возлюбленным Эгистом. Они хотели избавиться от наследника, однако Орест отомстил за смерть своего отца и покарал мать с ее любовником, но вынужден был бежать от преследования Эриний. Александр считал, что над ним тяготеет рок, вся его семья проклята: на совести бабки Екатерины убийство Петра III, ее мужа, она желала его смерти, но не отдавала такого приказа. Так и он ответственен за убийство отца, хотя не выходил из своей комнаты, когда это свершилось.

Как он мог позволить вовлечь себя в заговор? Теперь, придя к власти, следовало покарать виновных, надо выиграть время, лгать, с улыбкой готовить опалу. Старого Никиту Панина он встретил со слезами умиления на глазах и тут же приказал установить над ним надзор, а затем выслать в дальнее имение. Палену предложено удалиться в курляндское поместье. Платону Зубову — посетить .Европу, Беннигсену — временно покинуть Петербург. Остальные отправлены в дальние воинские части Кавказа и Сибири. Позже Чарторыйский вспоминал, что горечь упреков постоянно тяготила царя, «грызущий червь не оставлял его в покое» (Яковер Л. Б. Занимательные истории из русской истории. XIX век. М., 2000. С. 15—16).

Бопросы: как вы оцениваете поступок царя, фактически согласившегося с убийством собственного отца, чтобы прийти к власти? Возможен ли был двести лет назад другой способ отстранения императора от власти? Согласны ли вы с версией самого Александра о злом роке, висевшем над его семьей?

 

ЮНОСТЬ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I

«Александр был старшим внуком и личным воспитанником Екатерины, которая потратила много энергии и обнаружила замечательный педагогический талант, стремясь сделать из него если не идеального человека, то идеального государя. Как только Александр родился, державная бабка тотчас взяла его к себе... можно подумать, будто Екатерина весь век свой занималась воспитанием детей. Она выказала при этом столько энергии, горячности, нежности и любви к внуку, сколько едва ли кто мог предположить в этой женщине, привыкшей посвящать свое время государственным делам или личным наслаждениям — чувственным и умственным...

Когда Александр стал подрастать, Екатерина сама сочинила азбуку и написала ряд сказок, которые были изданы и в свое время имели широкое распространение; впоследствии с целью написания учебника русской истории Екатерина не остановилась перед изучением источников русской истории и даже сама углубилась в летописи.

Для обучения внуков французскому языку Екатерина пригласила в 1783 г. в Россию 29-летнего швейцарца Фредерика Сезара де Лагарпа. Ярый республиканец, сторонник Просвещения, адвокат Лагарп сыграл выдающуюся роль в жизни Александра...

Обучение осложнялось тем, что учитель, кроме французского, не знал никакого другого языка, хотя ученик говорил по-английски, по-русски и немного по-немецки. Выход был найден: они стали учить друг друга, к несказанной радости Александра. Лагарп рисовал в тетради разные предметы и внизу подписывал их названия по-французски, а ученик — по-русски. Познания быстро совершенствовались, увлекая обоих. На прогулках разговоры шли не только о словах, но и об идеях народовластия, об уважении к человеческому достоинству, к свободе личности, отрицанию угнетения человека человеком. С каждым новым днем авторитет Лагарпа укреплялся, становился для Александра непререкаемым. Императрица с одобрением относилась к позициям учителя и назначила его главным наставником внуков.

Когда грянула Французская революция, Екатерина продолжала покровительствовать Лагарпу и заявила ему: «Будьте якобинцем, республиканцем, всем, кем хотите; я вижу, что вы честный человек, и мне этого достаточно». Но отец, ненавидевший Лагарпа и считавший его опасным революционером, как-то спросил Александра: «Этот грязный якобинец все еще при вас?» Ученик не осмелился защитить горячо любимого наставника.

Императрица утвердилась в своих намерениях передать престол Александру, но 17-летний юноша неожиданно для нее отвечал, что не намерен царствовать. Негодующая Екатерина вызвала к себе Лагарпа, потребовав воздействовать на ученика и склонить его принять корону, так как Павел не будет ее наследником. Возмущенный наставник отказался вмешиваться и через несколько дней получил уведомление об отставке.

Перед отъездом по просьбе Александра Лагарп составил для него «Наставление», где были отражены нравственные устои, принципы правления, личная гигиена и даже режим питания. В мае 1795 г. Лагарп покинул Россию. Александр позже писал:

«Всем, что знаю, и, может быть, всем, что во мне есть хорошего, я обязан Лагарпу». Либеральные идеи, мечты о свободе, равенстве, братстве постепенно стали уходить в прошлое, но память и уважение к наставнику остались навсегда» (Яковер Л.Б. Занимательные истории из русской истории. XIX век. М., 2000. С. 8-9).

Вопросы: каким было детство Александра? Почему Екатерина, не одобрявшая идеи Французской революции, выбрала Лагарпа в качестве наставника? Почему Александр фактически отказался принять престол из рук бабушки, а взял его из рук заговорщиков да еще ценой убийства собственного отца?

Домашнее задание: П. Н. Зырянов, введение. При нехватке времени закончить заполнение таблиц, начатых в классе.





загрузка...
загрузка...