загрузка...


РОССИЯ В XIX в.
Поурочные разработки по истории 8 класс

Раздел VРОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА II (1855-1881)

 

Тема 1. ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ

 

Урок 50. Отмена крепостного права в России

 

Цель урока: раскрыть важность реформы, ее основные положения и значение в экономической и социально-политической жизни страны.

Основное содержание: Проведение крестьянской реформы 1861 г.

План урока:

1. Проверка знаний.

2. Борьба за освобождение крестьян.

Ход урока

1.    Проверка знаний — устный опрос. Какие факторы повлияли на личность будущего императора? Чем воспитание наследника отличалось от принятого до этого в доме Романовых? Чем была обусловлена необходимость проведения в России буржуазных реформ?

2.    Борьба за освобождение крестьян.

«Государь еще в начале 1857 г. образовал из высших государственных сановников особый комитет, которому повелел обсудить возникшие в предыдущих царствованиях предложения об улучшении быта крестьян и составить проект освобождения их от крепостной зависимости. Однако многие члены комитета были противниками намеченной меры. Уже летом 1857 г. государь был вынужден напомнить комитету «не откладывать дела под разными предлогами в долгий ящик». Государь, видя, что трудно всецело положиться на комитет, обратился к иным средствам проведения своей мысли.

В конце октября 1857 г. в Петербург прибыл Виленский генерал-губернатор Назимов, бывший в молодости личным адъютантом государя, и представил ему адрес дворян Виленской, Ковенской и Гродненской губерний. Эти дворяне... были склонны освободить своих крестьян от крепостной зависимости, но только без наделения землей. Они и просили государя разрешить им обсудить этот вопрос. 20 ноября 1857 г. дан был на имя Назимова соответствующий Высочайший рескрипт. Одновременно министр внутренних дел Ланской довел содержание этого документа до всех генерал-губернаторов, которые восприняли его как призыв государя к тому же делу.

Петербургское дворянство первым отозвалось на этот призыв, за ним последовало нижегородское. Вскоре вся Россия покрылась сетью дворянских губернских комитетов, которые деятельно принялись за работу. Государь зорко следил за деятельностью этих комитетов. Узнав, что некоторые из них обсуждают вопрос о необходимости вознаграждения помещиков за само освобождение крестьян, он немедленно разъяснил: «...личность крестьянина и обязательный его труд выкупу подлежать не могут». В другой раз, узнав, что некоторые комитеты стали обсуждать вопрос о предоставлении крестьянам в собственность полевых угодий (в рескрипте шла речь только о приусадебных участках), государь велел объявить всем комитетам свое полное одобрение подобному начинанию.

При личных совещаниях редакционной комиссии с приглашенными депутатами много было пререканий, иногда острых и горячих. О самом освобождении крестьян споров уже не было: непреклонная воля государя всем была известна. Зато много споров было о том, как осуществить освобождение с наименьшим ущербом для помещиков и возможными выгодами для крестьян. Уже к концу 1859 г. редакционная комиссия выработала в главных чертах проект освобождения крестьян. К осени 1860 г. комиссия составила полный проект об освобождении и устройстве крестьян и передала его в главный комитет. Ставший новым председателем комитета великий князь Константин приложил все старания к скорейшему рассмотрению проекта. В январе 1861 г. все документы были переданы в Государственный совет.

28 января 1861 г., выступая на заседании Государственного совета, император говорил, что откладывать дело больше нельзя, его необходимо закончить в феврале, чтобы успеть к началу весенних полевых работ. «Мы не желали, давая личную свободу крестьянам, сделать из крепостных людей бездомных... Мы хотели избегнуть того, что происходило за границей, где преобразования совершались почти везде насильственным образом», — заявил Александр.

В середине февраля Положение об освобождении крестьян от крепостной зависимости и дальнейшем их устройстве было одобрено Государственным советом. 19 февраля император подписал Закон и Манифест, объявляющий его» (Россия под скипетром Романовых. Пб., 1912).

Вопросы: почему Александр II боролся за освобождение крестьян? В какой еще великой стране оставалось рабство после отмены крепостного права в России?

Домашнее задание: Н. П. Зырянов, § 16.






загрузка...
загрузка...
загрузка...