загрузка...

РОССИЯ В XIX в.
Поурочные разработки по истории 8 класс

Раздел IVНИКОЛАЕВСКАЯ РОССИЯ (1825—1855)

 

Тема 3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

 

Урок 42. Внешняя политика

 

Цель урока: раскрыть основные направления внешней политики России в изучаемый период, показать сложный характер борьбы за присоединение Северного Кавказа к империи.

Основное содержание: Россия в «Священном союзе». «Восточный вопрос» в российской политике. Войны с Ираном и Турцией. Присоединение Кавказа. Россия и революции в Западной Европе.

Основные понятия: теократическое государство, газават, имам, мюридизм, жузы.

Оборудование урока: карта «Европа в середине XIX в.».

План урока:

1. Проверка знаний.

2. Россия в «Священном союзе».

3. «Восточный вопрос».

4. Присоединение Кавказа.

5. Россия и революции в Западной Европе.

Ход урока

1.    Проверка знаний — устный опрос. Расскажите о жизни и деятельности Петра Яковлевича Чаадаева. Почему именно он, по одной из версий, стал прототипом Чацкого из «Горя от ума» А. С. Грибоедова? За что царское правительство лишило Александра Ивановича Герцена российского подданства? Проанализируйте и сравните взгляды западников и славянофилов по крестьянскому вопросу. Сравните взгляды западников и славянофилов по вопросу государственного устройства России.

2.    Учитель напоминает о создании «Священного союза» на Венском конгрессе (см. план урока 34) и кратко освещает деятельность России в рамках этого союза. В 1830—1831 гг. в Европе разразился очередной революционный кризис — установилась Июльская монархия во Франции, завоевала независимость Бельгия, произошло восстание в Польше. В сентябре 1833 г. Россия и Австрия заключили конвенцию «О взаимной гарантии польских владений», которая предусматривала взаимопомощь в случае польских восстаний и гарантировала неприкосновенность Османской империи.

В конце 1840-х гг. начался очередной революционный кризис в Европе. Россия участвовала в подавлении революционных выступлений: в 1846 г. — в ликвидации Краковской республики (совместно с Австрией и Пруссией), территория этой республики отошла к Австрии. Весной 1848 г. русские войска участвовали в подавлении революционных выступлений в Молдавии и Валахии (совместно с Турцией) и Венгрии (совместно с Австрией).

3. Учитель прежде всего разъясняет, что «восточный вопрос» переживал несколько кризисов в изучаемый период.

 

ТРИ КРИЗИСА В «ВОСТОЧНОМ ВОПРОСЕ»

 

Начало 1820-х гг.

Начало 1830-х гг.

Начало 1850-х гг.

Освободительное движение в Греции против османского ига

Восстание в Египте, угроза распада Османской империи

Спор о палестинских святынях между Россией и Францией

 

Подробнее освещается третий кризис, который в итоге привел к Крымской войне. Для этого учитель использует дополнительный материал.

ПАЛЕСТИНСКИЕ СВЯТЫНИ

«В начале 1850-х гг. с новой силой разгорелся давний спор между православной и католической церковью за палестинские Святые места — Вифлеемский собор, где родился Христос, и Иерусалимский храм, где находится гроб Господний. Речь шла о том, какой из церквей владеть ключами от этих храмов. Столкнулись интересы России, защищавшей православных, составлявших большинство населения Балкан, и Франции, покровительствовавшей католикам.

Пришедший к власти 2 декабря 1851 г. во Франции племянник Наполеона Луи Бонапарт ровно через год произвел переворот и объявил себя Наполеоном III. Николай не признал его законным монархом. Новый французский император для упрочения власти решил взять под защиту католичество Востока. Обострившийся спор о Святых местах оказался для него удобным предлогом в подготовке «маленькой победоносной» войны с Россией, чтобы добиться реванша за поражение Франции в 1812 г. Российская дипломатия в сложившейся обстановке сочла возможным усилить давление на Турцию и принудить ее навсегда закрепить преимущества России. Назревала новая война, поводом для которой явились палестинские святыни» (Яковер Л. Б. Занимательные истории... С. 164—165).

Вопросы: можно ли спор о религиозных святынях делать поводом для начала войны, ведь одна из христианских заповедей гласит: «Не убий!»? Зачем, на ваш взгляд, Россия вмешалась в спор об этих святынях, ведь они не находились на ее территории? На территории какого современного государства сейчас находятся эти святыни?

4. Разъяснение вопроса учитель начинает работой с картой, на которой показывает стратегическую важность Северного Кавказа как противовеса захватнической политике Турции и Ирана. Далее разъясняется значение терминов: мюридизм — одно из направлений в исламе, которое требует от верующих духовного совершенствования каждого правоверного (мусульманина), провозглашает равенство всех мусульман перед Аллахом и утверждает, что мусульманин не может быть подданным царя-немусульманина; теократическое государство — духовная и светская власть в котором сосредоточены одновременно в руках одного человека; имам — духовный и светский глава государства, имевший неограниченную власть; газават — священная война мусульман против иноверцев.

Для удобства учащихся и сведения учителя события систематизируются в таблицу:

 

ХРОНИКА КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ 1817-1864 гг.

 

Даты

События и их значение

1817 г.

Наступление русских войск на Чечню и Дагестан

1820-е гг.

Начало освободительного движения народов Кавказа против агрессии со стороны России

1821-1826 гг.

Жестокое подавление восстаний в Кабарде, Адыгее, Чечне

1820-1830 гг.

Образование на территории Чечни и Дагестана имамата — военно-теократического государства, объявившего России газават

Конец 1840 - начало 1850-х гг.

Отход горского населения от движения Шамиля. Провал набегов на Тбилиси, отказ Кабарды и Осетии присоединиться к Шамилю

1 апреля 1859 г.

Взятие русскими войсками столицы Имамата — аула Ведено

26 августа 1859 г.

Пленение Шамиля в ауле Гуниб

1864 г.

Подавление последних очагов сопротивления

 

5. Напомнив учащимся о революционных событиях 1848 г. в Европе, учитель говорит конкретно о Венгрии*, где в апреле 1849 г. была принята Декларация независимости, объявившая о низложении Габсбургов.

ВЕНГЕРСКИЙ ПОХОД

«Николай охотно воспользовался просьбой австрийского императора Франца Иосифа о помощи в подавлении венгерской революции и в спасении дома Габсбургов. В начале мая 1849 г. 150-тысячная русская армия во главе с И.Ф. Паскевичем была введена в Галицию и Венгрию, соединившись со 100-тысячной австрийской армией. Царь заявил, что венгерский поход необходим для спасения «своей рубахи» и дал лаконичную инструкцию Паскевичу: «Не щади каналий!» Европейские страны поддерживали Россию в этом походе, английский банк предоставил крупный заем. Министр иностранных дел Англии Пальмерстон напутствовал русских словами: «Кончайте же скорее».

Русская общественность резко осудила эту акцию царя. Чернышевский писал: «Желаю поражения там русских и для этого готов был бы многим пожертвовать». Солдаты открыто выражали сочувствие венграм, выступившим за свободу своей страны. «Мы пришли помогать австрийцам и помогали им, а симпатии наши вдруг оказались на стороне тех, во вред которым мы действуем», — отмечал один из русских офицеров — участников похода.

Силы оказались неравными. Под крепостью Вилагоши венгерские войска сдались 13 августа 1849 г. Паскевич отправил царю донесение: «Венгрия у ног Вашего Величества». Русский государь мог праздновать победу. Однако это был последний военный успех николаевской монархии. Известный историк академик Е. В. Тарле утверждал, что после разгрома венгерской революции для Николая I наступила эра великих ошибок, так же, как для Наполеона после Тильзита. «Слова Наполеона, сказанные через несколько месяцев после Тильзита «Я все могу», не были произнесены Николаем после возвращения его армии из венгерского похода, но его действия стали все чаще и чаще обнаруживать, что он так же расценивает свои возможности», — писал Тарле» (Яковер Л. Б. Занимательные истории... С. 163).

Домашнее задание: П. Н. Зырянов, § 10 — до начала Крымской войны, конспект урока.






загрузка...
загрузка...