загрузка...

Новая история XIX в. Россия в XIX в. 8 класс
Поурочное планирование

Раздел IМИР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

 

Тема 4СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

 

Уроки 8—9. Промышленная революция и изменения в обществе

 

Цель уроков: дать представление о взаимосвязи экономического развития и общественной жизни в европейских странах.

Основное содержание: Социально-экономические отношения. Проблема личности, общества и закона в формирующимся индустриальном обществе.

Основные понятия: промышленный пролетариат, забастовка, средний класс, урбанизация, полиция, среда обитания.

План урока:

1. Проверка знаний.

2. Рабочее движение.

3. Капиталисты и средний класс.

4. Быт и нравы в период промышленной революции.

5. Историческое значение промышленной революции.

Ход уроков

Проверка знаний в устной или письменной форме.

Вопросы: почему развитие транспорта и связи в первой половине XIX в. предопределило наступление промышленной революции? Расскажите об основных достижениях в развитии транспорта и связи в XIX в. Раскройте сущность второго этапа промышленной революции. Какие новые отрасли промышленности появились в XIX в.? С чем связано их появление?

Письменный опрос возможен в двух вариантах. По карточкам — параллельно с устным опросом учитель раздает нескольким учащимся карточки, на которых предлагает заполнить правую или левую часть — дать определение термину или назвать термин по определению.

Промышленная революция — скачок в развитии производительных сил.

Индустриальное общество — общество, в котором завершен процесс создания крупной, технологически развитой промышленности и соответствующих ей социальных и политических структур.

Товарное производство — форма общественного производства, при котором продукты изготовляются для продажи (обмена).

Модернизация — становление и развитие индустриального общества, его способность к самоусовершенствованию.

Работа с терминами: промышленный пролетариат — наемные рабочие фабрик и заводов, жившие за счет продажи своей рабочей силы. Забастовка (станка) — организованное прекращение работы, сопровождающееся выдвижением экономических или (и) политических требований к владельцам завода, фабрики, правительству страны.

Далее или организуется самостоятельная работа с учебником, или учитель объясняет и просит записать в тетрадь для наглядности следующую схему:

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННОГО РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ

 

Причины

Формы проявления

Требования

1.    Тяжелые условия труда.

2.    Низкая зарплата

3.    Низкий уровень жизни

4.    Резкая смена менталитета: от крестьянской вольницы к жесткой производственной дисциплине

Луддиты — разрушители машин и зданий. Стачки (забастовки). Восстания (совместно с другими слоями общества)

Повышения заработной платы. Улучшение жизни, условий труда. Сокращение рабочего дня

 

1.    Вопрос о промышленных капиталистах и среднем классе раскрывается через работу с учебником. В учебнике А.А. Кредера естЬ интересные сведения об Альфреде Круппе и Эндрю Карнеги, в учебнике А. Я. Юдовской — поучительные данные о Сесиле Родсе.

Средний класс — объединение представителей различных слоев общества — мелкой буржуазии, служащих частных и государственных компаний, лиц «свободных профессий» (инженеры, изобретатели, врачи, преподаватели, журналисты, юристы), — одним из главных признаков принадлежности к которому являются устойчивое материальное положение и поддержка существующей власти.

Средний класс, сформировавшийся в XIX в., продолжает быть основой государственности большинства развитых стран мира и сейчас. Возможна связь с новейшей историей России. Учитель предлагает детям ответить на вопросы: представители каких профессий сегодня в нашей стране составляют средний класс? Почему среди российского среднего класса нет представителей большинства профессий, характерных для стран Запада? Чем это может грозить для России?

2.    Вопрос изучается в процессе работы с учебником: А. Я. Юдовская, § 4 «Ах, эта непостоянная мода!» и «Новые развлечения»; А. А. Кредер, § 2 «Изменение образа жизни людей в условиях промышленной революции».

3.    Возможна запись опорной схемы:

 

Облегчение труда человека

Увеличение производительности труда

Вступление западной цивилизации в новый этап развития

Изменилась социальная структура общества

Историческое значение промышленной революции

Развитие капитализма — типа общества, основанного на частной собственности и рыночной экономике

Подорваны основы старого порядка

Создана возможность установления господства промышленно развитых стран во всем мире

Главное богатство — промышленные предприятия и транспорт

 

Домашнее задание: А. А. Кредер, § 2; А. Я. Юдовская, § 3.





загрузка...
загрузка...