загрузка...


Новая история XIX в. Россия в XIX в. 8 класс
Поурочное планирование

Раздел IМИР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

 

Тема 2ЕВРОПА В ЭПОХУ НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙН

 

Урок 4Европа в 1812—1815 гг.

 

Цель урока: раскрыть причины столкновения России и Франции, гибели «великой армии» Наполеона в России и краха наполеоновской империи.

Основное содержание: Столкновение Франции и России. Тильзит- ские принципы — новое слово в отношениях между странами. Поход в Россию и гибель «великой армии». Крах наполеоновской империи.

Основные понятия: Тилъзитские принципы.

Оборудование урока: карта «Европа в годы завоевательных войн Наполеона».

План урока:

1. Проверка знаний.

2. Тильзитский мир.

3. Гибель французской армии в России.

4. Крах наполеоновской империи.

Ход урока

1. Проверка знаний — устный опрос. Чем объяснить возникновение в Европе культа личности Наполеона? Согласны ли вы с мыслью Бонапарта, что в историю он войдет не как великий полководец, а как автор «Кодекса Наполеона»? Почему именно испанский народ так отчаянно сражался против французских войск?

Начиная рассказ о русско-французских отношениях на рубеже XVIII и XIX вв., необходимо отметить, что подробнее речь о них пойдет при изучении курса истории России.

ТИЛЬЗИТСКИЙ НАСТУПАТЕЛЬНЫЙ И ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ ФРАНЦИЕЙ И РОССИЕЙ.

7 ИЮЛЯ 1807 г.

«Его величество император всероссийский и его величество император французов, король Италии, протектор Рейнского союза, в сердечном желании восстановить на твердых и по возможности непоколебимых основаниях общий мир в Европе, решили с этой целью заключить наступательный и оборонительный союз и назначили своими уполномоченными... кн. Куракина и кн. Лобанова-Ростовского и Талейрана..., кои, обменявшись своими полномочиями, пришли к соглашению по следующим пунктам:

2. Его величество император всероссийский и его величество император французов и король Италии обязуются быть заодно во всякой войне, какую России или Франции пришлось бы начать или вести против всякой европейской державы, будет ли война на суше или на море, или же и на суше и на море. <...>

Все общие военные операции будут производиться с общего согласия и ни та, ни другая из договаривающихся сторон не могут ни в коем случае вступать в мирные переговоры без участия или согласия другой стороны.

В случае если Англия не примет посредничества России или если, приняв оное, не заявит к следующему первому ноября о своем согласии заключить мир, не признает право флагов всех держав на равную и полную независимость на всех морях и не вернет все завоевания, сделанные ею за счет Франции и ее союзников с 1805 года, когда Россия действовала в союзе с нею, в течение того же ноября будет вручена нота Сен-Джемскому кабинету посланником его величества императора всероссийского. В этой ноте будет выражено попечение его императорского величества о всеобщем мире и намерение его величества приложить все силы его империи, чтобы доставить человечеству блага мира, и затем будет сделана положительная и ясная декларация, что, в случае отказа Англии от заключения мира на сказанных условиях, его величество император всероссийский будет действовать согласно с Францией, и, ежели Сен-Джемский кабинет не даст 1 будущего декабря категорического и удовлетворительного ответа, российский посланник получит приказ в тот же день потребовать свой паспорт и немедленно покинуть Англию. <...>

Высокие договаривающиеся стороны, действуя также сообща, будут энергично настаивать перед венским двором, чтобы он принял принципы, изложенные в пункте 4-м, закрыл свои порты англичанам, отозвал из Лондона своего посла и объявил Англии войну.

Если, напротив, Англия в течение указанного срока заключит мир на указанных условиях и его величество император всероссийский употребит все свое влияние, чтобы ее к тому побудить, — Ганновер будет возвращен английскому королю взамен колоний французских, испанских и голландских. <...>

(). Настоящий договор останется тайным и не будет обнародован, ни сообщен другим кабинетам, ни одной из договаривающихся сторон без согласия другой...» (Хрестоматия по новой истории. Д/. 1990. С. 83-84).

Вопросы: докажите или опровергните точку зрения, что в этом договоре Россия выступила в роли зависимой от Франции стороны. В преамбуле (вводной части) документа сказано, что договор скрепляет наступательный и оборонительный союз. Может ли союз между странами быть одновременно и наступательным, и оборонительным? Что для России было важнее в этом союзе — оборона или наступление? Почему именно Россия была выбрана Наполеоном в качестве посредника в его отношениях с Англией? Какие политические действия обязалась предпринять Россия для оказания давления на английское правительство? Какая статья договора свидетельствует, что Франция организовала против Англии именно континентальную блокаду? Почему договаривающиеся стороны заключили этот договор тайно?

ИМПЕРАТОРСКИЙ ПЛОТ

«На 11 часов утра 25 июня назначена встреча на пограничной реке Неман. По приказу Наполеона, любителя театральных эффектов, посреди реки устроили плот с двумя павильонами, обтянутыми белым полотном. Большой павильон предназначался для встречи. На нем начертаны большие буквы: А, обращенная к русской стороне, N — в сторону Тильзита.

В назначенное время под бой барабанов и звуки труб у берега появился Александр, а на противоположном берегу, приветствуемый выстроенной с двух сторон гвардией, впереди блестящей свиты во весь опор скакал Наполеон. Императоры с каждого берега сели в лодки и отправились к середине реки. На плоту оба молодых государя — Наполеону 38 лет, Александру нет еще 30 — сняли шляпы, тепло обнялись. Императоры, скрывшись в шатре, уверяли друг друга, что они братья и по-братски обеспечат благоденствие всего мира. «Из-за чего мы воюем?» — спросил Наполеон. «Я ненавижу англичан настолько же, насколько вы их ненавидите, и буду вашим помощником во всем, что вы будите делать против них», — сказал Александр. «В таком случае все может устроиться, и мир обеспечен», — ответил Наполеон.

Незаметно прошли два часа переговоров, из павильона вышли улыбающиеся, видимо, очарованные друг другом два венценосных собеседника.

После встречи на плоту, установленном посреди Немана, Наполеон предложил перенести переговоры в Тильзит, который был временно разделен на две части... Русские офицеры свободно владели французским и быстро сошлись с французами. В Тильзит запрещен был въезд военным, не имевшим разрешения, но многие русские офицеры, переодевшись в гражданскую одежду, тайком отправлялись в город, чтобы увидеть Наполеона...

Переговоры длились далеко за полночь, с глазу на глаз. «Я буду вашим секретарем, а вы моим», — предлагал Наполеон. Александр соглашался с ним. Он наблюдал за собеседником, удивлялся, отмечая, что сам говорил на чистом французском языке, тогда как Наполеон выдавал корсиканский акцент, подметил в нем необузданное тщеславие и проникся уверенностью в конечном поражении Наполеона. Ясность ума всегда была соединена у Александра с двуличием, с актерской игрой. Царь намеренно выражал симпатии Наполеону, восхищался им, но все это оказывалось показным, наигранным...

Царь наградил Наполеона орденом Св. Андрея Первозванного и передал четыре ордена для его окружения. В свою очередь, Александр был награжден орденом Почетного легиона и получил четыре ордена для своих сподвижников...

Тильзитский спектакль окончен. Каждый из государей полагал, что, демонстрируя показную сердечность, сумел одурачить другого. А Петербург встретил царя открытым недовольством, повсюду говорили о «тильзитском предательстве», напоминали Александру о трагической участи отца. Если двор и армия были недовольны тем, что оскорблена их честь, то помещиков и предпринимателей занимали материальные интересы, связанные с тяжестью континентальной блокады Англии. Александр вынужден был терпеть атмосферу недоверия и неприязни, вести политику вынужденного союза с Францией после фридландского поражения, чтобы выиграть время и собраться с силами» (Яковер Л. Б. Занимательные истории из русской истории. М., 2000. С. 32—35).

Вопросы: зачем двум императорам понадобилась демонстрация мира и дружбы? Почему Александр I пошел поперек воли собственного окружения и заключил Тильзитский мир с Наполеоном? Прав ли был русский император?

3. О гибели французской армии в России достаточно подробно будет говориться в курсе истории России во втором полугодии. Здесь же необходимо записать и акцентировать внимание восьмиклассников на следующих датах и событиях:

июнь 1812 г. — вторжение 640-тысячной армии Наполеона в Россию;

сентябрь — Бородинское сражение, крупные потери французской армии;

октябрь — взятие французами Москвы, разрушение и пожары в русской столице;

26 октября — гибель французской армии в сражениях с регулярными войсками и русскими партизанами.

4. Крах наполеоновской империи изучается в пределах учебника. Возможна краткая запись в рабочие тетради следующих сведений:

1813 г. — заграничный поход русских войск; национально-освободительная война народов Германии против французов; война шестой коалиции европейских государств против Наполеона I;

октябрь 1813 г. — «Битва народов» под Лейпцигом;

январь—март 1814 г. — военные действия на территории Франции, вступление войск союзников в Париж;

апрель—май 1814 г. — отречение Наполеона I, реставрация Бурбонов во Франции.

Домашнее задание: А. А. Кредер, § 5; А. Я. Юдовская, § 8 до Венского конгресса.






загрузка...
загрузка...