загрузка...

Новая история XIX в. Россия в XIX в. 8 класс
Поурочное планирование

Раздел IМИР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

 

Тема 1ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА К НАЧАЛУ XIX в.

 

Урок 1Введение. Политическая картина мира к началу XIX в.

 

Цель урока: определить хронологические и событийные рамки курса новой истории, показать отличие политической карты мира в начале XIX в. от современной, образа жизни и быта человека XIX в. от наших современников.

Основное содержание: Страны мира к началу XIX в. «Великие» империи и «малые» национальные государства. Сферы влияния, колониальные и зависимые страны. Понятие о контактных зонах.

Основные понятия: цивилизация, контактные зоны.

Оборудование урока: политическая карта мира к началу XIX в.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Хронологические рамки исторических курсов, изучаемых в 8-м классе.

3. Мировая цивилизация на рубеже XVIII—XIX вв.

4. Политическая картина мира к началу XIX в.

Ход урока

1. Во вступительном слове учитель сообщает сведения организационного характера о количестве часов, учебниках, тетрадях и т.п. Из опыта работы — это наличие двух учебников, по одному на каждый изучаемый в 8-м классе курс. Необходимость использования двух тетрадей: первая — рабочая 48 и более листов, в клетку (из-за необходимости чертить таблицы, схемы, диаграммы, кроссворды и т. д.) и вторая обыкновенная 12-листовая в клетку — для контрольных работ по истории. Желательно также наличие атласов и контурных карт.

Учитель напоминает стандартные требования к оценкам ответов учащихся. «Тройка» ставится за зазубривание текста параграфа или конспекта и неумение при этом ответить ни на один из дополнительных вопросов учителя. «Четверка» — за ответ на вопрос учебника (в конце параграфа) или учителя своими словами, умение рассуждать, отвечать на большинство из поставленных учителем дополнительных вопросов при возможных неточностях в датах или терминах. «Пятерка» — за самостоятельный ответ учащихся на поставленный основной и дополнительные вопросы, умение анализировать события, отстаивать собственную точку зрения. Допускается одна-две неточности в датах или именах исторических личностей.

Учитель предупреждает, что в письменных контрольных работах по истории грамматические ошибки в исторических терминах (названия стран и событий, фамилии и имена исторических личностей и т. д.) приравниваются к историческим.

2. Вопрос изучается в форме беседы учителя с классом, обсуждаются следующие вопросы:

Вспомните, чем закончилось изучение курсов истории России и всеобщей истории в 7-м классе?

Изучение какой части новой истории закончилось в 7-м классе? Каким событием закончилось изучение новой истории в 7-м классе?

В 8-м классе по предмету «История» будут изучаться два курса — в рамках всеобщей истории — «Новая история» и история России в XIX в.

Напоминаем и при необходимости записываем в тетрадь, что понятие «новое время» или «новая история» хронологически охватывает период с конца XV до начала XX в. Первая часть новой истории (раннее новое время, с конца XV до XVIII в.) изучалась в 7-м классе. В 8-м классе мы будем изучать II часть новой истории, с начала XIX в. до первой мировой войны 1914—1918 гг.

3. Уточняем, что изучение курса новой истории пойдет с цивилизационного подхода.

Записываем определение в тетрадь:

цивилизация — «большая общность людей, живущих в рукотворной среде. Одна цивилизация отличается от другой особенностями хозяйственного и культурного развития, традициями и религиозными верованиями людей, их различным отношением к пространству и времени» (А. А. Кредер).

Вопрос: с какими цивилизациями вы уже познакомились при изучении первой части новой истории?

К началу XIX в. на Земле существовали европейская (или западная христианская), китайская (или конфуцианская), индийская, исламская и другие цивилизации. Многие из них можно отнести к традиционной цивилизации или аграрной, при которой главным богатством людей была земля, кормившая их. Но уже начала складываться индустриальная цивилизация, в которой сейчас живет население большинства стран мира, в том числе и России. Главным богатством ее стали фабрики и заводы, железные дороги и шахты.

Вопросы: как жили люди в начале XIX в.? Какими достижениями культуры они пользовались? Как они одевались?

Выслушав ответы учащихся, обобщаем их. В начале XIX в. у людей еще не было многих привычных нам предметов — самолетов, железных дорог и пароходов, телевидения, радиовещания, кинематографа, фотографии, автомобилей, велосипедов, компьютеров и большинства лекарств, электричества в домах и на улицах. Иной была мода, школа, словом, совсем иным был мир. За тот период, который мы с вами будем изучать в курсе новой истории, человечество изобретет все, перечисленное нами, кроме компьютеров. Человек, взявший в руки оружие и начавший Первую мировую войну, уже во многом будет напоминать современного...

Для повышения интереса учащихся к изучению предмета в классах, имеющих учебник А. А. Кредера, рекомендуется организовать работу с текстом учебника (с. 26—27), при его отсутствии воспользоваться отрывком, приведенным ниже:

МОДА XIX в.

«С изменением образа жизни менялась и одежда. Если сельские жители продолжали носить национальную одежду, то в городах постепенно утвердилась универсальная мода, общая для всех европейских стран.

Великая французская революция определила развитие мужской моды почти на весь XIX в. Одежда изменилась в сторону большей простоты и удобства. В употребление окончательно вошли длинные брюки. Разнообразные пиджаки и жилеты составили верхнюю одежду. Пышные швейные платки наполеоновской эпохи сменились к концу века скромными галстуками. С начала XIX в. в широкое употребление вошла шляпа-цилиндр. Напудренные парики окончательно исчезли. Мужчины носили короткие прически, зато в моде были пышные бакенбарды, усы и бороды. Бритье — до изобретения американцем Жилеттом безопасного лезвия — доставляло тогда мало удовольствия.

Женская мода была более прихотливой. Особенно изысканы были женские шляпки. В середине века в моду вошли кринолины на стальных обручах; они делали юбки необычайно пышными, но работать в них было неудобно. Привычная нам узкая юбка стала модной только в конце века. Все девушки и женщины носили тугие корсеты, придававшие фигуре стройность. Их вред для здоровья осознали только в начале XX в.

Одежда небогатых горожан поначалу отличалась от одежды представителей имущих классов. Массовый пошив одежды с помощью швейных машинок Зингера сделал ее для всех слоев населения более свободной, удобной, демократичной. В такой одежде уже можно было вскочить на подножку трамвая, войти в вагон метро, сесть в автомобиль. Изменения в образе жизни большинства европейцев и североамериканцев стали результатом промышленной революции» (А. А. Кредер. С. 26-27).

Вопросы: чем мода начала XXI в. отличалась от моды XIX в.? В чем их схожесть?

4. Вопрос раскрывается в ходе обсуждения политической карты мира. В начале беседы необходимо отметить, что основной задачей сегодня будет выявить различие между состоянием ведущих стран мира к началу XIX в. и сегодняшним днем.

Вопросы:

Назовите государство, располагавшееся в начале XIX в. в четырех частях света? (Великобритания или Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В начале XIX в. помимо метрополии в Европе в состав Британской империи входили также Индия (Азия), Австралия и Канада в Северной Америке. В настоящее время все колонии независимы, но входят в Британское содружество наций.)

В каких частях света располагалась Россия в начале XIX в.? (Российская империя располагалась в Европе, Азии и Северной Америке до 1867 г., когда Аляска была продана США.)

Чем территория США отличалась от нынешней? (В начале XIX в. США представляли собой цепочку штатов, вытянувшихся вдоль Атлантического побережья на 2 тыс. км. Население страны насчитывало около 5 млн. человек.)

Когда были образованы США? (Официально днем рождения США считается 4 июля 1776 г., когда была принята Декларация независимости США. Война за независимость североамериканских колоний от Великобритании продолжалась с 1775 по 1783 г.)

Были ли на политической карте мира в начале XIX в. Германия и Италия? (Нет. Германия станет единой в 1871 г., а Италия — в 1870 г.)

Что из себя представляли в начале XIX в. Китай и Япония по форме правления? (Эти два государства являлись империями.)

Что такое империя? (Монархия, во главе которой стоит император.)

Когда и в связи с чем Россия стала империей? (С 1721 г. в связи с окончанием Северной войны, когда Сенат присвоил Петру I титул императора.)

Чем отличается по форме правления республика от монархии? (Республика — власть народа. Народ избирает главу государства, который называется, как правило, президентом и парламент — законодательный орган.)

Были ли в Европе государства-республики? (Да, Швейцария, или как она называлась на рубеже XIX в., Гельветическая республика, Римская республика на Аппенинском полуострове и другие мелкие государства. Формально республикой до 1804 г. продолжала оставаться Франция, но там власть уже фактически принадлежала Наполеону Бонапарту, до 1804 г. носившему титул первого консула Франции.)

Какое государство из современных нам является самой старой республикой? (США, с 1776 г.)

При обсуждении карты Американского континента учитель отмечает, что абсолютное большинство государств Южной Америки к началу XIX в. являлись колониями Испании или Португалии, а весь XIX в. фактически станет веком борьбы латиноамериканских государств за свою независимость: 1815 г. — образована Аргентина, 1819 г. — Колумбия, 1821 г. — независимость завоевала Мексика, 1822 г. — Бразилия и т.д.

Учитель обращает внимание на карту: есть ли на ней Антарктида? Почему на политической карте мира к началу XIX в. отсутствует Антарктида? (Антарктида была открыта в 1819—1821 гг. русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым.)

Домашнее задание: по любому учебнику — введение, конспект урока. Найти в домашних фотоальбомах фотографии, относящиеся к XIX в. Конкурс юных художников: нарисовать мужчину или женщину (по желанию) в одежде начала или конца XIX в. Заполнить контурную карту «Мир в начале XIX в.».





загрузка...
загрузка...