загрузка...


Новая история XIX в. Россия в XIX в. 8 класс
Поурочное планирование

Раздел IIМИР В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

 

Тема 2ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ

 

Урок 18Япония

 

Цель урока: показать особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией, познакомить с основными достижениями японского искусства.

Основное содержание: Кризис японского традиционализма, проблемы модернизации. Революция Мейдзи. Особенности японского империализма. Государственный строй и колониальная политика. Японская культура на переломе.

Основные понятия и термины: Мейдзи, традиционализм, мабики.

Оборудование урока: карта «Япония в конце XIX — начале XX в.».

План урока:

1. Проверка знаний.

2. Проблемы модернизации.

3. Особенности японского империализма.

4. Японская культура на переломе.

Ход урока

1. Проверка знаний в двух формах — устного опроса или теста. Устный опрос: в чем вы видите плюсы и минусы объединения Германии по плану Бисмарка? Можно ли назвать путь объединения Германии милитаристским? Докажите свое мнение. Раскройте особенности германского империализма.

 

ТЕСТ ПО ТЕМАМ: «ОБЪЕДИНЕНИЕ ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ»

1. Единственным из итальянских государств, где после подавления революции 1848—1849 гг. сохранилось конституционное устройство, было:

а)  Неополитанское королевство;

б)  Сардинское королевство;

в) Папская область;       

г) Тоскана.

2. Союзником Сардинского королевства в войне против Австрии была:

а) Франция;

б) Россия;

в) Англия;

г) Испания.

3. Слова «Италия создается своими усилиями» стали девизом:

а) Д. Гарибальди;

б) Д. Мадзини;

в) К. Кавура;

г) Виктора Эммануила.

4. Италия стала единым государством в:

а) 1849 г.;

б) 1859 г.;

в) 1869 г.;

г) 1870 г.

5. Триумфальный въезд в Рим в 1874 г. совершил депутат итальянского парламента:

а) Д. Мадзини;

б) Д. Гарибальди;

в) Д. Верди;

г) К. Кавур.

6. Каким из дворянских титулов обладал О. фон Бисмарк:

а) граф;

б) князь;

в) герцог;

г) всеми тремя.

7. Каким канцлером был прозван Бисмарк:

а) железным;

б) золотым;

в) серебряным;

г) бронзовым.

8. Война с какой страной послужила поводом для объединения Германии:

а) Данией;

б) Австрией;

в) Францией;

г) Россией.

9. Германия стала единой в:

а) 1851 г.;

б) 1861 г.;

в) 1871 г.;

г) 1881 г.

10. К кому были обращены строки письма кайзера Вильгельма I: «Пруссия никогда не забудет, что лишь благодаря Вам война не приобрела чрезвычайного размаха»:

а) императору России Александру II;

б) английскому королю;

в) президенту США;

г) японскому императору.

Ключ: 1 б; 2 а; 3 в; 4 г; 5 б; б г; 7 а; 8 в; 9 в; 10 а.

2. Работа над терминами и понятиями. Традиционализм — устойчивость японской цивилизации, основанной на традиционных средневековых ценностях. Мейдзи; «Просвещенное правление» — время реформ, благодаря которым страна стала стремительно превращаться в великую державу. Мабики (детоубийство) — обычай в средневековой Японии убивать новорожденных детей. Был распространен в основном в крестьянской среде из-за тяжелого положения.

Проблемы модернизации можно раскрыть путем самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, на основании которой они заполняют таблицу:

 

РЕФОРМЫ МЕЙДЗИ В ЯПОНИИ

 

Направление реформ

Содержание реформы

Значение реформы

Управление государством

 

 

Общественные отношения

 

 

Экономические реформы

 

 

Реформы образования

 

 

 

3.    Особенности японского империализма раскрываются учителем примерно так: «Первые монополистические объединения появились в Японии в 90-х гг. XIX в. Процесс концентрации производства и централизации капитала был ускорен тем, что крупнейшие промышленные компании и банки развивались на базе нескольких старинных торговых домов, существовавших еще в феодальную эпоху. Японо-китайская война 1894—1895 гг. явилась важным фактором укрепления позиций крупных фирм, особенно близких к правительству — «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо». В 1893 г. капитал японских акционерных компаний составлял около 110 млн. иен, а в 1896 г. он вырос почти вдвое. За эти же три года количество банков увеличилось со 135 до 1197, а их капитал вырос с 67,9 млн. до 211 млн. иен».

Можно предложить учащимся решить историко-математическую задачу: по сведениям о японских банках определите средний размер капитала одного японского банка в 1893 и 1896 гг. О каких процессах свидетельствуют эти данные? Ответ: в одном среднестатистическом японском банке в 1893 г. капитал составлял 502 962 иены (округленно полмиллиона), а в 1896 г. — всего 176 270 иен, или уменьшился в 2,85 раза. Этот факт свидетельствует о начале периода накопления капитала в японской финансовой системе.

4.    Сведения о японской культуре практически отсутствуют в школьных учебниках, поэтому предлагаем вашему вниманию краткий конспект школьной лекции о японской литературе:

«Реставрация Мэйдзи», открывшая эпоху становления капитализма в Японии, явилась начальной вехой для одного из самых сложных и важных периодов японской литературы. В этот период происходит ряд быстро протекающих процессов: возрождение классической средневековой литературы, расцвет и закат романтической школы, рождение натурализма, утверждение реалистического метода. Разнообразные литературные течения этих лет отличались недолговечностью и большей частью исчезали, не исчерпав своих возможностей.

В 70-х гг. новые веяния были еще малозаметны. По-прежнему выпускались назидательные и развлекательные романы (Канаки Робуи), слагались стихи в духе традиционных направлений поэзии XVIII в. С 80-х гг., когда в стране развернулось демократическое «движение за свободу и народные права», возникает течение, ставящее своими задачами приближение норм литературного языка к разговорному и созданию новой поэзии. В 1882 г. выходит первый сборник стихов нового стиля «Синтайсисе». Он ознаменует отказ от традиционной формы и тематики, появление нового жанра свободного стиха — «си», приближение поэзии к современности. В эти годы впервые появляются переводы на японский язык русских классиков, а также делаются первые попытки утвердить в прозаической литературе реалистическое направление.

Новые взгляды на литературу выразил Цубоути Сее в теоретическом трактате «Сущность романа» (1885). Он провозглашал теоретическим принципом писателя реализм, призывал описывать внутренний мир человека. На практике Сее не удалось осуществить свои взгляды. Его роман «Нравы студентов» (1886) мало чем отличался от старой японской литературы. Более последовательно на позициях реализма стоял Фтабатэй Симэй. На его творчество большое влияние оказала русская литература — романы Тургенева и Гончарова, критические статьи Белинского и Добролюбова. В 1886 г. Фтабатэй опубликовал «Теорию романа», в которой впервые в Японии сформулировал основные положения реализма.

В 90-е гг. в японской литературе усилился интерес к проблемам социального характера. Появились так называемые «общественные романы», затрагивающие насущные вопросы современности, — Киносито Наоэ, Утид Роан и др.» (По «Всемирной истории»: В 24 т. Минск, 1998. Т: 19. С. 373-374).

Домашнее задание: А. Я. Юдовская, § 25; А. А. Кредер, § 26.

При недостатке времени в классе в домашнее задание переносится заполнение таблицы «Реформы Мейдзи в Японии».






загрузка...
загрузка...
загрузка...