загрузка...


Новая история XIX в. Россия в XIX в. 8 класс
Поурочное планирование

Раздел IIМИР В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

 

Тема 2ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ

 

Урок 17. Германия

 

Цель урока: показать особенности германского пути объединения страны, познакомить с личностью Бисмарка, дать представление о культуре объединенной Германии.

Основное содержание: Прусский милитаризм и германский империализм. Франко-прусская война. «Пруссаки» и Парижская коммуна. Культура единой Германии и новая немецкая философия. Музыка Р. Вагнера.

Основные понятия: милитаризм, империализм.

Личность в истории: Отто фон Бисмарк.

Оборудование урока: карта «Объединение Германии».

План урока:

1. Проверка знаний.

2. Роль Бисмарка в объединении Германии.

3. Работа с терминами.

4. Франко-прусская война и Парижская коммуна.

5. Культура Германии.

Ход урока

1.    Проверка знаний — устный опрос. Чем отличались два пути объединения Италии? Какой из них, на ваш взгляд, наиболее прогрессивен для страны? Каким из этих двух путей была объединена Италия? Свое мнение обоснуйте.

2.    Во вступительном слове учитель обращает внимание на сходство в движении за объединение двух стран — Германии и Италии.
Наличие двух возможных путей объединения Германии наглядно раскрывается через таблицу:

3.     

ДВА ПУТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЕРМАНИИ

 

Вопросы для сравнения

Объединение «снизу»

Объединение «сверху»

Под чьим руководством происходит?

Пролетариат, мелкая буржуазия, крестьянство

Прусские помещики и крупная немецкая буржуазия

Каким способом проводится?

Народная революция в германских государствах

Войны и реформы

Государственный строй, возможный после объединения

Единая немецкая демократическая республика

Германская империя с главенствующей ролью Пруссии

 

О роли Бисмарка в объединении страны достаточно много сказано в учебниках. В качестве дополнительного материала, способствующего повышению интереса учащихся к предмету, можно предложить следующее:

Отто Эдуард Леопольд фон Бисмарк-Шенхаузен (1815—1898): «Граф, князь, герцог. Происходил из прусских помещиков-юнкеров. Предан династии Гогенцоллернов, презирал и ненавидел демократию во всех ее проявлениях. По образованию — юрист, прослушал дополнительно курс агрономии. В студенческие годы отличался взрывным характером — участвовал в 27 дуэлях, в которых одержал победы. После окончания учебы приступил к управлению своими имениями. В марте 1848 г., едва узнав о революции в Берлине, вооружил своих крестьян и добился аудиенции у короля Пруссии Фридриха-Вильгельма IV, во время которой предлагал не делать уступок народу и беспощадно расправиться с революционным движением, поставив виселицы в порядок дня. Король не последовал советам молодого Бисмарка, но отозвался о нем так: «Заядлый реакционер, пахнет кровью, использовать позднее» (Германская история в новое и новейшее время. М., 1970. Т. 1. С 284).

С 1851 г. — на государственной службе: представитель Пруссии в Союзном сейме. В 1859—1862 гг. — посланник Пруссии в России, с 1862 г. — посланник во Франции. С того же 1862 г. назначен министром-президентом (премьер-министром) Пруссии. Цель жизни — объединение Германии силой прусского оружия. «Самим провидением мне суждено было быть дипломатом: ведь я даже родился первого апреля», — шутил сам Бисмарк, когда бывая в хорошем настроении духа. Бисмарк всей своей деятельностью показал, что в самом деле он был великим мастером обмана и притворства» (Тарле Е. В. История дипломатии. М., 1959. Т. 1. С. 442). Его кредо: «Вопросы государственного права решаются только при помощи штыков. Пруссия под руководством Бисмарка вела три войны за объединение Германии: с Данией в 1864 г., с Австрией в 1866 г., с Францией в 1870—1871 гг. Став канцлером объединенной Германии, за свою политику получил прозвище Железный канцдер. Роман В. Пикуля «Битва железных канцлеров» повествует о единоборстве России с Пруссией, а затем и Германией. На посту канцлера объединенной Германии пробыл с 1871 по 1890 г. Один из создателей Тройственного союза против Франции и России. Будучи знатоком России, предупреждал в своих мемуарах потомков о пагубности войны с Россией для Германии» (Информационная справка составлена авторами по материалам «Методического пособия по новой истории». М.} 1974 и «Энциклопедического словаря»).

4.    Работа с терминами: милитаризм (от латинского «военный») — экономическое и общественно-политическое явление, которое характеризуется усилением роли всего, что связано с военной сферой государства. Выражается в росте военных расходов, увеличении армии и гонке вооружений, создании военно-промышленного комплекса, возрастании роли армии и офицерства в политической жизни, введении всеобщей воинской повинности. Проявляется в стремлении правящих кругов привить населению представление о военной службе как моральном долге всех граждан. Империализм в наиболее общем смысле — политика расширения государства за счет приобретения преимущественно силой других территорий. В более узком смысле с империализмом связывают мировую историю конца XIX — начала XX в., когда европейские страны поделили мир между собой, а затем, недовольные этим положением, вновь начали борьбу за передел мира в ходе первой мировой войны. Обладание колониальной империей считалось необходимым атрибутом великой державы. Термин введен английским экономистом Джоном Гобсоном в начале XX в. В.И. Ленин считал империализм высшей и последней стадией капитализма, выделяя такие его признаки, как образование монополий, сращивание банковского капитала с промышленным, образование финансового капитала и финансовой олигархии (Кредер А. А. Словарь по новейшей истории. М., 1999).

5.    О франко-прусской войне и роли Германии в борьбе с Парижской коммуной учитель рассказывает в пределах учебника.

6.    О культуре единой Германии и новой немецкой философии в учебниках сказано недостаточно. Поэтому предлагаем вашему вниманию возможный текст школьной лекции по этому вопросу.

«Разрозненность Германии во многом способствовала тому, что даже в немецкой литературе 1850—1860 гг. все больше развиваются тенденции так называемого областничества. Многие писатели черпали темы своих произведений из жизни той или иной провинции, они ориентировались на духовные интересы читателей отдельных областей. В ряде случаев писатели даже создавали свои произведения не на общенемецком литературном языке, коим считался язык диалектов Верхней Саксонии и Тюрингии, а на диалектах германских местностей.

Только в 1870—1880 гг. эти тенденции были преодолены, и в немецкой литературе выступает ряд писателей реалистического направления, обладающих замечательным талантом. К ним следует отнести прежде всего Теодора Фонтане, певца Пруссии — действие большинства его книг практически не покидало территорию этой немецкой земли. Уже в своем первом крупном романе «Перед бурей» (1878) он симпатизирует прусскому режиму, но и одновременно понимает его историческую обреченность. В 1889 г. после выхода драмы «Перед восходом солнца» приобретает широкую известность Герхарт Гауптман. В своих пьесах он выдвигал важные проблемы современности и искал новые подходы к их решению.

Интересно творчество братьев-писателей Томаса и Генриха Маннов. Томас Манн в своих романах «Будденброки», «Тонио Крегер» и др. ставил вопрос о положении художника в современном ему мире, об отношении искусства к жизни. Генрих Манн вступил в большую литературу в 1893 г. Наивысшим достижением Г. Манна, по мнению критиков, стал роман «Верноподданный».

Изобразительное искусство Германии конца XIX в. ознаменовалось зарождением и развитием различных течений. Стиль модерн находит свое отражение не только в архитектуре, прикладном искусстве, но и в живописи и графике. По пути символизма развиваются такие немецкие художники, как Франц Штук, Макс Клингер и Арнольд Беклин. В своих произведениях они обращаются к миру отвлеченных мистических представлений, к фантастическим сюжетам.

Крушение надежд и разочарование в прежних идеалах отражено в творчестве великого немецкого композитора второй половины XIX в. Рихарда Вагнера (1813—1883). Одним из выдающихся творений Вагнера стала тетралогия «Кольцо Нибелунгов», создаваемая с 1848 по 1874 г. Сюжет, заимствованный из народных легенд, получил у Вагнера аллегорическую окраску. В не знающем страха Зигфриде композитор видел образ героя-революционера, а в жестокой борьбе за обладание кладом Нибелунгов — мир современных денежных отношений. Музыкальная композиция «Кольца Нибелунгов» целиком подчинена действию, в ней отсутствуют традиционные оперные формы — арии, ансамбли. Очень большое значение придается партии оркестра. Вагнер создал также музыкальные драмы «Тристан и Изольда», «Нюрбергские мейстерзингеры». Творчество Вагнера оказало огромное влияние на многих композиторов XX в., а его музыка стала любимой простыми людьми и политическими деятелями разных народов и эпох.

Новая немецкая философия представлена прежде всего трудами немецких ученых М. Вебера и Г. Риккерта. Они ввели в оборот философии и социологии понятие ценностей. Вебер считал, что социальный исследователь должен выделять не общее для всех явлений — законы, а значимое. Сделать это помогают ценности, которые можно рассматривать как осознанные интересы. Попадая в сферу интересов человека, любой предмет может рассматриваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, красоты или безобразия, допустимого или запрета. Но кто определяет, что является добром или злом? Вебер считал, что ценности определяются неким интересом эпохи» (По «Всемирной истории»: В 24 т. Минск, 1998. Т. 17; 18).

Домашнее задание: А. Я. Юдовская, § 13, 14; А. А. Кредер, § 13—14. Для накопляемое оценок и закрепления пройденного материала можно задать на дом заполнить два варианта таблиц (по усмотрению учителя).

 

СИНХРОНИСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

«ОБЪЕДИНЕНИЕ ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ»

 

Даты

События

 

Италия

Германия

 

 

СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ В ОБЪЕДИНЕНИИ ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ

 

Сходство

Различие

 

 






загрузка...
загрузка...
загрузка...