загрузка...

Новая история XIX в. Россия в XIX в. 8 класс
Поурочное планирование

Раздел IIМИР В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

 

Тема 1КРИЗИС ИМПЕРИЙ В ЕВРОПЕ В СЕРЕДИНЕ XIX в.

 

Урок 13Австрийская империя — «лоскутная империя»

 

Цель урока: дать представление о форме и способах существования многонационального государства.

Основное содержание: Развитие национальных культур и самосознания народов. Национальный вопрос. Политика Вены по отношению к Италии. Революция 1848—1849 гг. в Австрийской империи, Германии и Италии.

Основные понятия: «лоскутная империя».

Оборудование урока: карта «Европа после наполеоновских войн».

План урока:

1. Австрийская империя в первой половине XIX в.

2. Политика Вены по отношению к Италии.

3. Революция 1848—1849 гг. в Австрийской империи.

4. Революция в Германии и Италии.

Ход урока

Примечание. Даже наиболее в удачных учебниках материал об Австрийской империи разбросан по нескольким параграфам. Мы предприняли попытку обобщить его в один компактный блок.

Во вступительном слове по 1 и 2 пунктам плана учитель разъясняет понятие «лоскутная империя» — государство, созданное путем объединения нескольких малых стран, в основном силой оружия. Учитель напоминает, что с XVI в. Австрия стала центром формировавшейся на юге Европы монархии Габсбургов. В XVI—XVTII вв. в нее вошли Чехия, Силезия, Венгрия, часть польских и западно-украинских, южнославянских, итальянских и других земель. В конце XVIII — начале XIX в. Австрия (с 1804 г. официальное название страны — Австрийская империя) участвовала в войнах с революционной, затем наполеоновской Францией, в создании Священного союза.

Об особенностях «лоскутной империи» наглядно говорят статистические материалы. Учитель вывешивает таблицу (или пишет на доске):

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ АВСТРИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИИ 1848-1849 гг.

 

Славянские народы

18 000 000

Австрийские немцы

7 000 000

Итальянцы

5 000 000

Венгры (мадьяры)

5 000 000

Румыны

2 000 000

Всего

37 000 000

 

(Хрестоматия по новой истории. М., 1958. С. 219.)

Вопросы: страна называлась Австрией, но австрийские немцы не являлись самой многочисленной нацией. Какую национальную политику вынуждена была проводить власть? Вспомните известнейшего государственного деятеля Австрии, фактического правителя страны в первой половине XIX в. Что вам известно о его внутренней политике?

Далее учитель сообщает, что в течение почти сорока лет при императорах Франце I и Фердинанде I Австрийской империей управлял князь Меттерних, с 1809 г. — министр иностранных дел, в 1821 — 1848 гг. — канцлер (премьер-министр) страны.

Вся Австрия была опутана полицейской слежкой, письма вскрывались, от шпионов никто не мог укрыться. В гимназиях изучали в основном религию и латынь. Точную характеристикунациональной проблемы при Меттернихе дал император Франц I: «Мои народы чужды друг другу — тем лучше. Они не заболевают одновременно теми же самыми болезнями. Я ставлю венгров в Италию, итальянцев в Венгрию. Каждый сторожит своего соседа. Они не понимают и ненавидят друг друга. Из их нерасположения рождается порядок, из их враждебности — общий мир» (Кан С.Б. Революции 1848—1849 гг. в Австрийской империи. М., 1948. С. 10).

Вопросы: долговечна ли подобная национальная политика? Способны ли объединиться в борьбе за свои права люди разных национальностей?

3—4 вопросы для наглядности могут быть представлены в виде таблицы:

 

РЕВОЛЮЦИИ 1848-1849 гг. В АВСТРИИ, ГЕРМАНИИ, ИТАЛИИ

 

Страна

АВСТРИЯ

ГЕРМАНИЯ

ИТАЛИЯ

Причины

Бесправность крестьян, барщина до 104 дней в году, оброк, национальный гнет

Экономический кризис, огромные выкупные платежи крестьян, феодальная раздробленность страны

Обезземеливание крестьян, феодальная раздробленность, последствия мирового экономического кризиса

Требования

Принятие конституции, смена правительства, самоуправление национальных территорий

Создание общегерманского представительного органа, объединение страны, ввод либералов в правительство

Объединение страны, введение в правительство либералов, принятие конституции

Итоги

Революция подавлена австрийскими и русскими войсками

Объединение страны парламентским путем провалилось

Подавлена австрийскими войсками. Объединение страны отложено

 

В качестве дополнительного материала рекомендуем поработать с отрывком из романа известного венгерского писателя Мора Йокаи «Сыновья человека с каменным сердцем». Отрывокможно зачитать или пересказать, сообщив, что Мор Йокаи — венгерский писатель (1825—1904), в молодости явившийся участником революции, дружил с одним из ее вождей поэтом — Шандором Петефи. В названном романе речь идет именно о национально-освободительном движении в Венгрии. Перед началом работы уместно упомянуть о национальном составе Венгрии перед революцией: из 11 млн. человек населения венгров было 4,8; румын — 2,2; словаков — 1,6; австрийцев — 1,2; украинцев — 0,4; сербов — 0,324; хорватов — 0,108 млн. человек(Всемирная история: В 24 т. Т. 16 «Европа под влиянием Франции». Минск, 1998. С. 472).

Работа с отрывком из художественной литературы. «Как могло случиться, что народ небольшой, изолированной страны, подвергшейся нападению со всех сторон, оказался в состоянии доблестно и победоносно защищать свою родину против вражеского нашествия, опираясь лишь на собственные вооруженные силы? Чем объяснить, что колосс, перед которым он очутился один на один, не одолел его? А когда на эту страну натравили и другого европейского колосса, она померилась силами и с ним! Так что оба исполина затратили немало усилий, пока им удалось одолеть эту маленькую страну.

Откуда у маленького народа взялось столько богатырской, поистине сказочной мощи для этой эпической борьбы?..

Попробую вам рассказать, как понимаю сам...

Взвились в воздух национальные знамена, и народ стал собираться вокруг них. Землепашцы бросали плуги, школяры оставляли училища, отцы покидали счастливые семейные очаги и становились под боевые знамена.

Тринадцати - четырнадцатилетние подростки брали в руки тяжелые ружья, от которых сгибались их еще детские плечи, а белые как лунь семидесятилетние старцы вставали бок о бок с ними.

Никого не приходилось соблазнять высоким жалованьем. Трехцветная национальная кокарда — вот единственное вознаграждение, которого добивался каждый, кто вступал в ряды народного ополчения...

На войну уходили адвокаты — никто больше не занимался тяжбами. Уходили судьи — в суд больше не поступало исков. Инженеры превращались в артиллеристов и саперов. Врачи становились полевыми хирургами — умирать в постели в ту пору было не в моде...

Не было оружия. Что ж, его отнимали у врага! Правда, вырывать его приходилось чуть ли не голыми руками, пуская в ход колья и косы.

Простой трансильванский хлебопашец научился сам отливать пушки и просверливать в них дула; он обеспечил повстанцев и боевыми ядрами. В каждой чугунолитейной мастерской отливали ядра и пули...

Под сенью трехцветного знамени люди становились братьями...

Офицеры были боевыми товарищами солдат. Вместе и ели, и мокли под дождем, и спали на общей соломенной подстилке, учили друг друга патриотизму.

Дезертиров не было вовсе. Да и куда бы они могли бежать? Дверь каждого дома немедленно захлопнулась бы перед трусом...» (Художественная литература в преподавании новой истории: Хрестоматия. М., 1978. С. 108-109).

Вопросы: видно ли по приведенному отрывку, что все население Венгрии выступило на борьбу с австрийским режимом? Подтвердите свое мнение. Почему австрийцам удалось подавить революцию в Венгрии?

Домашнее задание: А. А. Кредер, § 10; А. Я. Юдовская, § 10—11, начиная с «Революции в Италии».






загрузка...
загрузка...