загрузка...


Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1800—1913
8 класс пособие для учителя

ПОУРОЧНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ

 

Тема 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА. ЧЕЛОВЕК В НОВУЮ ЭПОХУ (10 ч)

 

УРОК 5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность
1. Городской рельсовый путь. 2. Все новости из газеты. 3. Технический прогресс и изменения в повседневной жизни. 4. Капризы моды. 5. Новые развлечения.
Возможная личностно значимая проблема: повседневная жизнь человека изменяется в зависимости не только от его индивидуальности, но и от тех преобразований, которые происходят в индустриальном обществе

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают, что изобретения индустриальной эпохи, врываясь в повседневную жизнь, делали ее более интересной и комфортной, расширяли сферу деятельности человека, создавали новые профессии

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.
Познавательные и проблемные задания: 1. Чем вы можете объяснить то, что в XIX в. урбанизация стала одной из сторон процесса модернизации? 2. Подумайте, какие различия существовали в строительстве и развитии городов в XIIXV вв., в XVIXVII вв., в XVIIIXIX вв. 3. Как вы понимаете следующее высказывание философа Карла Ясперса: «...Жизнь в среде, отчасти созданной им самим, является признаком самой сущности человека... Он утверждает свою реальность по мере того, как расширяет свою среду»? 4. Какие, на ваш взгляд, результаты человеческой деятельности в XIX в. оказали влияние на повседневную жизнь человека не только того времени, но и современной эпохи?
Форма урока: комбинированный урок или урок-конференция малых групп.
Приемы деятельности учителя: беседа (об особенностях индустриального общества и модернизации), сюжетный повествовательный рассказ (о техническом прогрессе, пришедшем на службу человеку), обучение решению познавательных задач. При проведении конференции малых групп — организация выступлений учащихся и обобщение результатов их деятельности

Развитие умений учащихся

Учатся определять круг информации, необходимой для решения познавательных заданий; актуализировать ранее полученные знания и самостоятельно подготавливать сообщения по определенной проблеме; извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников; доказывать свою точку зрения

Основные понятия и термины

Технический прогресс

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 4. Рабочая тетрадь. Образовательное пространство расширяется за счет экскурсий в этнографический музей, музей связи и др., чтения научно-популярной и художественной литературы: Д. Голсуорси. Сага о Форсайтах; Э. Золя. Дамское счастье; В. Г. Короленко. Без языка. Репродукции картин: К. Писсарро. Оперный проезд в Париже. Бульвар Монмартр; О. Ренуар. Купание на Сене. Качели. Мулен де ля Галет. Портрет артистки Жанны Самари; К. Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. Вокзал Сен-Лазар

 

Комментарии к технологической карте

Урок начинается с обращения к ранее изученному материалу, так как для того, чтобы показать, как индустриальное общество меняет повседневную жизнь человека, следует вспомнить, какой она была в доиндустриальном обществе. В связи с этим учащимся предлагается вспомнить, как жили в XVI—XVII вв. крестьяне и горожане, какие изменения происходили в их жизни, чем они были вызваны.

Затем учащиеся знакомятся с темой и планом урока, и каждый выбирает для решения одно из познавательных заданий.

При проведении комбинированного урока учитель объясняет материал, но некоторые сюжеты рекомендуется поручить в качестве сообщений учащимся.

Раскрывая первый вопрос, следует показать, как изменялись города, превращаясь в промышленные центры. Дополняя содержание учебника, учитель говорит, что одно из важнейших условий роста городов — развитие новых видов транспорта.

Большие возможности для разрастания городов возникли с появлением трамваев. Этот процесс можно рассмотреть на примере США. Американские трамвайные пути были построены в 1832 г. ирландским иммигрантом Джоном Стивенсоном. Его конструкция огромного омнибуса, который тянули лошади, сделала Стивенсона ведущим производителем трамваев во второй половине XIX в. Именно с появлением этого вида транспорта возникли многие пригороды. Их так и называли — трамвайные пригороды. До появления трамвая обычно от центра до городской черты было не больше часа пути. Трамвай положил «начало конца пешеходных городов». Теперь и те, кто не мог позволить себе частный экипаж, могли, работая в городе, жить на окраинах. В США, например, Бостон, который в 1850 г. был обычным городом пешеходов с радиусом не более 3 миль, к 1900 г. превратился в город с развитыми пригородами, с радиусом до 10 миль.

Появление трамваев на электрической тяге явилось новым толчком для расцвета пригородов. Электрический трамвай расширил границы города. Города формировались вокруг трамвайных путей, как когда-то вокруг железнодорожных.

Мало кто задумывался над тем, как изменилась повседневная жизнь людей с изобретением, а затем и промышленным производством швейной машины.

Многие изобретатели создавали свои модели швейной машины. Среди них был и Элиас Хау — американец, создавший в 1844 г. швейную машину и запатентовавший ее в 1846 г. Чтобы убедить людей, что его машина может шить, он приехал с ней в Бостон, поставил машину прямо на улице и заявил, что по заказу прострочит любой шов. В течение двух недель он удивлял посетителей тем, что делал 250 стежков в минуту, в 7 раз больше, чем при работе вручную. Он даже вызвал на состязание лучших швей. Но эти демонстрации не убедили публику в необходимости покупать швейные машины. Как мы знаем, изобретателем и предпринимателем, наладившим производство и продажу машин, стал Айзек Меррит Зингер. В конце XIX в. происходит революция в сфере одежды: на смену платью, изготовленному дома или сшитому портным, приходит одежда, сшитая на фабрике.

Иным стал и стиль ее ношения: раньше по одежде можно было судить о классовой принадлежности человека и его занятиях, теперь все стали одеваться одинаково. Швейная промышленность позволила и европейцам, и американцам хорошо одеваться. Эта революция в одежде не могла бы состояться без широкого внедрения швейной машины, история изобретения которой уже известна.

Особенно ярко проявилась демократизация в одежде в Новом Свете. Еще в 50‑е гг. XIX в. английский купец У. Е. Бакстер, побывавший в это время в США, возмущенно писал: «Вы встречаете людей в поездах и на палубах пароходов, наряженных в костюмы из лучшего черного сукна и белые жилеты, словно они направляются на бал. Простые рабочие, выполняющие самую грязную работу, разодеты в щегольские черные костюмы... Только фермеры носят простое грубое платье... Людям еще предстоит усвоить, что та или иная одежда предназначена для определенной работы, а не для демонстрации, что грязный черный костюм являет собой самое жалкое зрелище, что щегольство в костюме, не отвечающем вашим средствам и роду занятий, не является признаком элегантности».

Одежда «делала» человека — прибывший в Соединенные Штаты из Европы иммигрант, крестьянин или ремесленник, покупал готовый костюм, надевал его и превращался в нового человека.

При наличии времени можно ввести сюжет об изменениях в системе питания людей в XIX в., что также связано с переменами в условиях жизни, среде обитания, развитии техники.

Во второй половине XIX в. становится разнообразнее меню человека, улучшается качество питания. Речь идет не о представителях высших классов, а о всех членах общества. Причин здесь несколько: это и рост продуктивности сельского хозяйства, и удешевление морских перевозок, и рост заработной платы, а также успехи пищевой индустрии.

В это время развивается промышленное изготовление консервов, позволяющее заготавливать свежие продукты и хранить их долгое время. Развитие консервной промышленности опиралось на успехи науки и техники. Появились сгущенное молоко, консервированное мясо, рыба, горох, томаты и пр.

В США уже во время Гражданской войны в военных лагерях и госпиталях употреблялись консервы, и весть об этом распространилась по всей стране. А к 1870 г. в стране производилось уже до 30 млн консервных банок в год.

Изобретение холодильных установок, а также вагонов и судов — рефрижераторов способствовало доставке охлажденного мяса в дальние уголки любой страны.

В США мясники резко увеличили продажу этого продукта, и в 1882 г. нью-йоркские газеты провозгласили «эру дешевого мяса»: настолько снизили его цену перевозки разделанных туш в вагонах-холодильниках.

В это же время появляется и понятие «рациональное питание». Еще в 60‑е гг. XIX в. считалось, что неважно, из чего состоит еда, лишь бы ее было достаточно. В Западной Европе почти до середины XIX в. главной едой, а иногда и единственной были продукты из зерна, в основном хлеб, дополняемый солониной. Молоко, фрукты и овощи относились к деликатесам, которые не все могли себе позволить (кроме жителей южных стран). Питание измерялось количеством: бедные страдали не оттого, что ели хлеб, а оттого, что его было мало.

Рост городов, строительство рынков, морские перевозки и вагоны-рефрижераторы способствовали поступлению разнообразных продуктов к столу среднего европейца и американца. Круглый год можно было купить свежие помидоры, в северных городах по нескольку месяцев в продаже были виноград, персики и другие фрукты, доступные для состоятельных людей.

До середины 70-х гг. XIX в. люди, имевшие погреба, запасались на зиму картофелем и яблоками, хозяйки занимались домашним консервированием. Но в конце XIX в. в укладе городской жизни произошли два важных изменения: строительство многоквартирных домов и появление центрального отопления. В этих условиях хранить запасы на зиму стало негде: в многоквартирных домах погреба отсутствовали, а в подвалах устанавливалась отопительная система. Все больше скоропортящихся продуктов приходилось ежедневно покупать в магазинах и на рынках, и по мере роста доходов низшего и среднего классов питание их становилось лучше.

Во всех слоях населения увеличилось потребление чая, кофе, сахара. И все же исследования показали, что рост юноши из рабочей семьи был на 11—12 см ниже его сверстника из состоятельных слоев общества и вес меньше на 11—12 кг, что определялось различными условиями жизни и питания.

Рассматривая вопрос об изобретении фотографии, следует предложить ученикам принести сохранившиеся в семье старинные фотографии, относящиеся к концу XIX — началу XX в. Костюмы, прически, осанка, выражение лица — все запечатлено на фотографии и позволяет увидеть человека рубежа XIX—XX вв.

Следует также отметить необходимость расширения образовательного пространства за счет обращения к репродукциям художников (там, где нет возможности прикоснуться к подлинникам), помогающим создать у учащихся образ изучаемой эпохи.

Если урок проходит в форме конференции малых групп, то сюжеты раскрываются в сообщениях учеников. Задача учителя — подвести итоги урока и организовать обсуждение вариантов ответов на познавательные задания. Наиболее сложным является задание 3. Если никто из учащихся не сможет его выполнить, прокомментировать задание следует учителю. Он говорит, что сущность человека в созидании. Созидая окружающую среду, человек реализует свои возможности, которые резко увеличиваются в индустриальную эпоху.






загрузка...
загрузка...
загрузка...