загрузка...


Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1800—1913
8 класс пособие для учителя

ПОУРОЧНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ

 

ТЕМА 5. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIX В.: НОВЫЙ ЭТАП КОЛОНИАЛИЗМА (4 Ч)

 

УРОК 30. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Индия: насильственное разрушение традиционного общества
1. Индия — жемчужина Британской короны. 2. Вхождение в мировой рынок — благо или трагедия? 3. «Мир стучится в ворота сельской общины». 4. Изменения в составе индийского общества: средний класс и интеллигенция. 5. Великое восстание 1857 г.: война против английского господства или война за возвращение к старым традициям? 6. Рост национального самосознания. ИНК. Б. Тилак. Возможная личностно значимая проблема: понимание особенностей развития того или иного общества невозможно без знания основ религиозных учений, которые распространены в нем

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают о происходивших в индийском традиционном обществе изменениях: колонизаторы насильственно разрушали традиционные методы ведения хозяйства, но при этом наталкивались на сопротивление большей части индийского общества; понимают, что зарождение капиталистического предпринимательства привело к появлению национальной буржуазии и интеллигенции; отмечают, что рост национального самосознания этих слоев населения привел к созданию ИНК и усилению антиколониальных движений протеста, охвативших все индийское общество

Методы обучения 
и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.
Познавательные задания: 1. Как вы думаете, почему английские колонизаторы, являясь в Индии меньшинством, смогли не только укрепиться и овладеть этой страной, но и, несмотря на растущее сопротивление народа, сохранили свое господство в течение всего XIX в.? 2. Подумайте, почему не городское население, а крестьянская масса, традиционная индийская община, была той самой силой, которая сильнее всего сопротивлялась колониализму и связанными с ним новшествами. 3. Оцените с позиций различных слоев населения Индии факт ее введения колонизаторами в мировой рынок. 4. Чем вы можете объяснить, что Индия не избежала колониальной зависимости, в то время как Китай стал только полуколонией, а Япония сохранила политическую независимость?
Форма урока: комбинированный урок с элементами дискуссии и сообщениями учащихся.
Приемы деятельности учителя: образное повествование (Индия — жемчужина Британской короны; Вхождение в мировой рынок — благо или трагедия?; ИНК), аналитическое описание (Изменения в составе индийского общества: средний класс и интеллигенция), сюжетный повествовательный рассказ (Великое восстание 1857 г.)

Развитие умений учащихся

Учатся использовать межкурсовые и внутрикурсовые связи, углубляющие знания о традиционном и индустриальном обществах; делать сообщения; решать познавательные задания (используют как новые, так и ранее полученные знания для их решения); использовать произведения художественной литературы; вести диалог; участвовать в дискуссии; предъявлять решения познавательных заданий и варианты личностно значимых проблем

Основные понятия 
и термины

Сипаи, Индийский национальный конгресс, «крайние», «умеренные»

Источники информации: школьные 
и внешкольные

Учебник, § 29. Рабочая тетрадь. Карты: «Национально-освободительная борьба народов зарубежной Азии в конце XIX — начале XX в.», «Мир к 1914 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей. Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995.— Т. 1. — С. 597—598 (Юность Ганди); В. Варма. Лакшми Бай, Рани Джанен. — М., 1959; Э. Выготская. Опасный беглец. Пламя гнева. — Л., 1956

 

Комментарии к технологической карте

Проверку домашнего задания целесообразно провести по вопросам организации усвоения учебного материала (см. учебник, § 28) и по проблемным и познавательным заданиям, которые рассматривались при изучении истории Китая.

Знакомя школьников с темой и планом урока, учитель, как всегда, поясняет предлагаемые познавательные задания (по выбору учащихся), решение и обсуждение которых должно помочь в объяснении причин формирования европейского колониализма и особенностей исторического развития различных стран Востока.

Объясняя первый вопрос плана, учитель подчеркивает, что Индия была не только первым, но и единственным крупным государством (точнее, группой государств), которое было превращено в колонию. Однако владение огромной колонией ставило перед англичанами проблему создания системы эффективного управления. Учащиеся знают, что на первых порах колонизация проводилась руками Ост-Индской компании, которую прежде всего интересовали высокие прибыли и быстрое обогащение. Средства, выкачиваемые компанией, расходовались на содержание огромного аппарата управления и армии, на пенсии отставным чиновникам и послушным индийским князьям, на уплату прибыли пайщикам, на ведение войн. На производственные цели шли очень небольшие средства. Генерал-губернаторы Ост-Индской компании и даже мелкие чиновники окружали себя сказочной роскошью. Когда в 1831 г. генерал-губернатор компании лорд Бентинк объезжал северные провинции Индии, его сопровождала свита из 4000 человек на 30 слонах, 700 верблюдах и 1000 лошадях. Такой размах потрясал не только простых людей, но и индийских князей.

С началом промышленного переворота в Англии, с переходом к развитию индустриального общества Индия оказалась идеальным местом для сбыта английской фабричной продукции.

При рассмотрении экономических последствий британского господства в Индии учитель предлагает восьмиклассникам ответить на вопрос: какие экономические последствия имело британское завоевание Индии в начале XIX в.? Для ответа используется материал учебника. Для конкретизации факта превращения Индии в источник дешевого сырья для английской промышленности и рынок сбыта фабричных товаров учитель может привести следующий пример: благодаря очень низким налогам на ввозимую англичанами российскую и шведскую сталь построенный в Индии в 1833 г. небольшой сталелитейный завод через несколько лет был закрыт, так как не выдержал конкуренции.

Для иллюстрации факта разорения индийских ремесленников можно привести следующие данные: в Мадрасе в 1844 г. чистый доход ткача составлял четверть его заработка в 1814 г.

Рассказывая о проблемах индийской общины, следует подчеркнуть, что, несмотря на все изменения в хозяйстве, община держалась достаточно стойко — взамен уходивших на заработки в город бедняков в общину возвращались разорившиеся ремесленники, кроме того, она пополнялась за счет высокой рождаемости. Политика британской администрации не затрагивала основных принципов существования общины, сложившихся веками отношений. Особенно осторожно по отношению к общине британская администрация стала вести себя после Великого восстания 1857 г. И хотя в годы неурожаев английская администрация не могла предотвратить массовый голод и голодную смерть (в отличие от традиционных органов власти, которые в голодные годы освобождали крестьян от налогов, английская администрация не утруждала себя проявлениями благотворительности), в целом она пыталась защитить крестьян, так как существовала за счет получаемых с них платежей: земельный налог и монополии на опиум и соль составляли более 80% ее дохода.

Восьмиклассники знают из ранее изученного, что такие явления, как колонизация и развитие капиталистического хозяйства, меняли структуру традиционного общества. Поэтому им будет несложно самостоятельно ответить на ряд предложенных учителем вопросов. Приведем примерные вопросы по этой проблеме: как вы думаете, какое влияние на социальную структуру индийского общества оказывало британское господство и развитие капитализма в стране? Была ли британская администрация заинтересована в изменениях его социальной структуры и почему? Обобщив ответы школьников, учитель отмечает, что, кроме роста новых для Индии слоев населения: рабочих и национальной промышленной буржуазии, в индийском обществе происходил процесс европеизации, вступавшей в резкие противоречия с местными традициями. В дополнение к учебнику следует сказать, что проведенная реформа индийской системы образования (см. учебник) не затрагивала кастовую систему. Учиться в университетах разрешалось в основном выходцам из богатых семей.

Вопрос об изменениях социальной структуры Индии может быть рассмотрен не только в ходе рассказа учителя, но и путем чтения текста учебника об одном из представителей новой индийской интеллигенции, которым являлся Раммохан Рай. К информации учебника можно добавить, что этот видный просветитель создал лояльное по отношению к англичанам общество «Брахмо самадж», организованное по европейскому образцу, с выборным правлением. Это общество ставило перед собой цель очистить индуизм от наиболее жестоких наслоений (кастовая непримиримость, ранние браки, обычай самосожжения вдов и т. п.) и на его основе создать культ единого Бога, в поклонении которому могли бы объединиться представители всех религий.

Тем не менее следует отметить, что кастовая система, покоящаяся на прочных внутрикастовых браках и строгих кастовых запретах (чужой, исключенный из своей касты, человек оказывается вне закона: его дочь не возьмут замуж, его никто не примет в свою касту, он не имеет права есть рядом с членами других каст и т. п.), существует и по сей день и остается частью социальной организации Индии, одной из важнейших основ индуизма. Каста определяет место человека в индийском обществе, его положение, права и обязанности.

Рассказ о Великом восстании 1857 г. изложен в учебнике в достаточном объеме. Необходимо обратить внимание на новые методологические подходы, которые следует использовать при изучении причин этого восстания. Следует отметить, что традиционная «азиатская» структура Индии не переставала сопротивляться тем изменениям, которые вносились в общество колониализмом. В этом традиционном обществе вырабатывались все новые формы сопротивления западным идеям и ценностям. В стране росло число крестьянских выступлений, одни из них носили религиозный характер, другие требовали снижения налогового гнета, выступали против засилья ростовщиков. Но во всех выступлениях четко был виден протест против нарушения привычных, традиционных норм существования. Многие выступления носили антианглийский характер и подавлялись английскими войсками.

Основной военной силой Ост-Индской компании была Бенгальская армия сипаев, состоящая из 170 тыс. человек. Эта армия на 2/3 вербовалась из представителей привилегированных каст — брахманов, воинов и др. Сипаи получали хорошее по индийским понятиям жалованье, но были недовольны порядками в армии, так как продвинуться по службе дальше чина сержанта не могли. И жили они хуже, чем их британские сослуживцы. Бенгальская армия сипаев стала ударной силой народного восстания 1857—1859 гг.

Последний вопрос плана рассматривается в объеме учебника. Делая вывод в конце урока, учитель подчеркивает, что Индия была превращена в колонию из-за политической раздробленности, отсутствия согласованности между сотнями индийских княжеств. В то же время нельзя игнорировать и влияние религии на отношение индусов к вопросам политики. В то время как китайская традиция ориентирует человека на сильную власть, на единство общества с государством, индуизм ориентирует личность на нейтральность, на безразличие к власти, администрации, государству, контакты с которыми ограничиваются выполнением необходимых повинностей и уплатой налогов. Индийская религиозная традиция не способствовала активной деятельности и предприимчивости человека, если только речь не шла о поисках спасения. Кастовая система не давала возможности выдвинуться в обществе, занять в нем более высокую ступень. Ведь никакое богатство и никакая удача не могут сделать человека более уважаемым по сравнению с теми, кто принадлежит к более высоким кастам.

Все это облегчало Англии завоевание Индии и установление в ней своего господства, а в дальнейшем делало индийское общество достаточно стабильным. Тем не менее английская капиталистическая экономика постепенно втягивала в сферу своего влияния индийцев. Большинство населения традиционно жило в общинах и почти не имело связей с внешним миром. Но некоторое меньшинство, особенно представители касты брахманов, включалось в сферу влияния западной цивилизации. В конце урока школьники предъявляют результаты решения познавательных заданий и обсуждают возможные варианты личностно значимых проблем.






загрузка...
загрузка...
загрузка...