загрузка...


Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1800—1913
8 класс пособие для учителя

ПОУРОЧНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ

 

Тема 4. ДВЕ АМЕРИКИ (3 ч)

 

УРОК 27. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Латинская Америка в XIX — начале XX в.: время перемен
1. Время освободителей. Симон Боливар. 2. Итоги и значение освободительных войн. 3. Век каудильо. 4. Медленное развитие экономики. 5. Латиноамериканский «плавильный котел».
Возможная личностно значимая проблема: общество, где господствует традиционное сознание, является средой, где рождаются авторитарные режимы

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают, что в латиноамериканском обществе сохранилось много черт общества традиционного; понимают, что войны за независимость и десятилетия кровавых междоусобных войн после достижения независимости, разрешение конфликтов не путем реформ, а путем революций и установления авторитарных режимов, отсутствие демократических традиций задерживали формирование индустриального общества

Методы обучения 
и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.
Познавательные задания: 1. Подумайте, какие причины лежали в основе освободительных войн в первой четверти XIX в. 2. Войны за независимость испанских колоний вызвали различное к себе отношение. Англия и США считали выгодным для себя отделение колоний от Испании, а страны, входившие в Священный союз, стремились к восстановлению испанского владычества в Латинской Америке. Чем вы можете объяснить разные позиции этих держав? 3. Какими причинами, на ваш взгляд, можно объяснить развитие в Латинской Америке такого явления, как каудильизм? Почему каудильизм не развился в США?
Форма урока: комбинированный урок.
Приемы деятельности учителя: беседа (причины освободительного движения в колониях), сюжетный повествовательный рассказ (Время освободителей. Симон Боливар), образное повествование (Итоги и значение освободительных войн; Век каудильо. Медленное развитие экономики), конспективное повествование (Латиноамериканский «плавильный котел»), картинное описание (Особенности верований у католиков в Латинской Америке)

Развитие умений учащихся

Учатся воссоздавать исторические образы; анализировать и выделять главное; определять круг информации, необходимой для решения проблемы (что мне надо знать, что я уже знаю, что мне надо узнать); выделять общее и особенное, причины и следствия

Основные понятия 
и термины

Каудильо, клан, гаучо, латиноамериканский «плавильный котел»

Источники информации: школьные 
и внешкольные

Учебник, § 26. Рабочая тетрадь. Карты: «Образование независимых государств в Латинской Америке в начале XIX в.», «Мир к 1914 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Я. Г. Шемякин. Латинская Америка: традиция и современность; И. Лаврецкий. Боливар. — М., 1981; А. Виноградов. Черный консул

 

Комментарии к технологической карте

На уроке посвященном истории стран Латинской Америки в XIX — начале XX в. школьники не только знакомятся с новым историческим материалом, но и готовятся к итоговому обобщению по теме «Две Америки». Задача учителя заключается еще и в том, чтобы восьмиклассники, знакомясь с историей Латинской Америки, проводили сравнительный анализ североамериканского и латиноамериканского обществ.

Урок начинается с повторения ранее изученного (см. учебник), затем учитель знакомит класс с темой и планом урока, познавательными задачами и напоминает, что после изучения истории стран Латинской Америки им предстоит подвести итоги изучения темы «Две Америки», объяснить, почему развитие государств в Северной и Южной Америке пошло столь разными путями.

Вспомнив в ходе беседы о причинах, которые привели к подъему освободительного движения в испанских и португальских колониях в Латинской Америке, учитель переходит к рассказу об их борьбе за независимость (см. учебник).

Во время изучения этого вопроса вполне уместно провести небольшую лабораторную работу, в результате которой школьники смогут убедиться в том, какое влияние на освободительное движение латиноамериканцев оказали идеи Просвещения и Великой французской революции.

Симон Боливар. Речь на открытии Конгресса Венесуэлы (1819)

(Извлечение)

...Бессменное пребывание у власти одного и того же лица знаменовало конец Демократических Правлений. Регулярно осуществляемые выборы являются основой народных режимов, ибо ничто не таит в себе столько опасностей, как длительное пользование властью одним и тем же Гражданином. Народ привыкает ему повиноваться, а он привыкает повелевать, что порождает узурпацию и тиранию...

...Будучи рьяной поборницей всего самого полезного, самого справедливого... Венесуэла, отделившись от Испании, завоевала свою Независимость, свою Свободу, свое Равенство, свой национальный Суверенитет. Утвердившись в качестве Демократической Республики, она покончила с монархией, социальными различиями... привилегиями, провозгласила права Человека, Свободу действия, мысли, устного и письменного слова...

...Природа награждает людей неодинаково, если иметь в виду ум, темперамент, силу и характер. Законы исправляют это различие, предоставляя индивидууму место в обществе, чтобы образование, ремесло, искусство, служба и умение дали бы ему подлинное равенство, называемое политическим и социальным.

Вопросы к документу: идеи каких мыслителей и какие документы повлияли на формирование мировоззрения Симона Боливара? Сформулируйте его политические идеалы.

Рассмотрев итоги и значение освободительных войн, учитель указывает, что достижение национальной независимости не решало всех проблем.

После завоевания независимости страны Латинской Америки еще долго оставались на обочине мировой истории. В то время как в США в середине XIX в. бурно шел процесс промышленного переворота, развивался «свободный капитализм», государства Латинской Америки только вступали на этот путь. Что же мешало им встать на путь модернизации?

После окончания войн за независимость в политической жизни молодых государств мир не установился. Наступил период политической нестабильности, выражавшийся в бесконечных государственных переворотах, сменах правительств, войнах, диктаторских режимах.

После войны за независимость прежние колонии дробились на многие территории, процесс создания единых национальных государств шел мучительно долго. Ростки демократии с трудом пробивались через толщу господствовавших традиционных отношений. Даже принятие конституций и создание парламентов не означало каких-либо гарантий прав для латиноамериканцев.

Развитие стран тормозилось господством крупных земельных собственников, сосредоточивших в своих руках экономическое и политическое могущество. Почти до конца XIX в. в таких странах, как Бразилия и Куба, сохранялось рабство, ставшее со второй половины века экономически невыгодным.

Развитию внутреннего рынка государств мешала крайняя бедность большинства населения. Их нищета и бесправие постоянно порождали политическую нестабильность: восстания крестьян, выступления рабочих, революции.

Медленно и болезненно преодолевались эти препятствия. Огромные усилия пришлось приложить латиноамериканцам, чтобы покончить с изоляцией континента.

С конца XIX в. страны Латинской Америки стали испытывать сильное давление со стороны своего северного соседа — США, проявлявшееся в экономическом, политическом и военном вмешательстве в их внутренние дела.

Последующие вопросы раскрываются в пределах учебника. Рассказ о развитии хозяйственной жизни можно дополнить сообщением о производстве каучука в Бразилии.

Производство каучука давало огромные прибыли владельцам плантаций. Работники надрезали кору деревьев и собирали в чаши выступавший сок. Затем брали стержень и вращали его над костром, поливая этим соком, пока не получался каучуковый шар весом в 30—40 кг. Шары эти сдавали хозяину, который расплачивался не столько деньгами, сколько товарами, нужными сборщику для работы в лесу в следующем сезоне. Как правило, сборщик каучука еще оставался в долгу у хозяина и не мог погасить его в течение всей жизни. Свидетельством «каучукового бума» стал расцвет г. Манауса. На рубеже XIX—XX вв. Манаус был красивым современным городом с великолепным зданием оперного театра, мощеными улицами, по которым ходили трамваи, с громадным зданием таможни, построенным по образцу шотландской таможни (камни, из которых построили здание, тоже были привезены из Шотландии).

При наличии времени можно рассказать о движении протеста в Латинской Америке. Определенный интерес представляет для учащихся движение вакейро (пастухов) в Бразилии.

Одним из наиболее ожесточенных выступлений против бесправия, безземелья, нищеты и кабальных условий труда стало выступление вакейро в Бразилии в 90‑е гг. XIX в.

Еще в период империи в провинции Баия среди простого люда стал популярен некто Антониу, объявивший себя посланцем Бога. Издалека приходили к нему угнетенные и обиженные за утешением. Его и прозвали в народе «Конселейру», что значит утешитель, советчик. В проповедях Антониу объяснял собравшимся, что мир погряз в грехах, что государственные законы несправедливы, католическая церковь превратилась в орудие сатаны, а частная собственность противоестественна. Учение Конселейру напоминает другие примеры крестьянских ересей.

Центром движения стало небольшое селение Канудос, где жил проповедник и куда к нему стали стекаться его последователи. В короткое время оно превратилось в оживленный город. Его жители строили для себя дома, возводили укрепления, а на центральной площади выстроили церковь. Так возникла община, строившая свою жизнь на принципах общности земли, совместного труда, обязанности работать, равенства всех членов коллектива. Каждый получал часть того, что создавалось общим трудом. Вступавший в общину отдавал все, что имел. Существование такой общины вызвало испуг у помещиков провинции, и они обратились за помощью к властям. Так в 1896 г. началась настоящая война сторонников Конселейру с государством. Первые попытки правительственных войск овладеть Канудосом завершились поражением. В селении не хватало еды, оружия, патронов, находилось много женщин и детей, но военные действия его защитники вели с неослабевающим упорством, проявляя чудеса храбрости. Сам Конселейру умер от ран, но его ученики еще долго защищали Канудос. Только осенью 1897 г., когда пали последние защитники, селение было захвачено.

 «Итак, на каком же языке говорят латиноамериканцы?» — спрашивает учитель. И подводит итог: «На рубеже XIX—XX вв. в Латинской Америке на огромной площади в 20,6 млн. кв. км проживало 60 млн. человек (в 1820 г. — 20 млн.). Здесь существовало 20 независимых государств. Последняя испанская колония — Куба — добилась независимости в 1898 г. В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии — на португальском, в Гаити — на французском».

Последний вопрос плана рассматривается в рамках учебника. Учащиеся предлагают свои варианты решения познавательных заданий, в том числе и ответ на вопрос, чем объясняются различия в развитии США и государств Латинской Америки.






загрузка...

загрузка...