загрузка...


Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1800—1913
8 класс пособие для учителя

ПОУРОЧНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ

 

Тема 3. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX— XX вв. ПУТЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ (5 ч)

 

УРОК 23. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Италия: время реформ и колониальных захватов
1. Конституционная монархия. 2. Экономическое развитие страны. Роль государства в процессе индустриализации. 3. Плата за отсталость страны — эмиграция. 4. Движения протеста в стране. 5. «Социализм может быть побежден только оружием свободы». 6. Колониальные авантюры и рост националистических настроений — курс на участие в мировой войне.
Возможная личностно значимая проблема: политика правительства, направленная на создание империи путем захватнических войн, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасного существования

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся углубляют знания о возрастающей роли государства в процессе модернизации страны в эпоху монополистического капитализма; знакомятся с такой функцией государства, как вмешательство в экономику; убеждаются в негативных последствиях нищеты населения — росте насилия и эмиграции; осуждают политику колониальных захватов и националистическую пропаганду, подготовившие вступление Италии в Первую мировую войну

Методы обучения 
и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.
Познавательные задания: 1. Сравните экономическое развитие Италии в конце XIX в. с экономическим развитием любой другой известной вам западноевропейской страны. Укажите особенности развития монополистического капитализма в Италии. 2. Как вы думаете, почему проникновение на внешние рынки стало для итальянских предпринимателей «вопросом жизни или смерти»? 3. Подумайте, что имел в виду Джованни Джолитти, когда сказал, что «социализм может быть побежден только оружием свободы». Согласны ли вы с его точкой зрения? 4. Российский историк Н. Н. Кареев в начале XX в. написал об Италии: «Народ был беден до объединения и остался бедным после объединения». Как вы думаете, на основании каких явлений в развитии Италии Н. Н. Кареев мог сделать такой вывод?
Форма урока: комбинированный урок или школьная лекция.
Приемы деятельности учителя: образное повествование (Конституционная монархия; Экономическое развитие страны), картинное описание (Плата за отсталость страны — эмиграция; «Движения протеста в стране»; «Социализм может быть побежден только оружием свободы»), конспективное повествование (Колониальные авантюры и рост националистических настроений)

Развитие умений учащихся

Учатся рационально выполнять задания; логически осмысливать и излагать информацию; решать познавательные задания; оценивать исторические явления; воссоздавать исторические образы; сравнивать и анализировать

Основные понятия 
и термины

Арбитр

Источники информации: школьные 
и внешкольные

Учебник, § 22. Рабочая тетрадь. Карты: «Объединение Италии», «Европа в конце XIX — начале XX в. Экономическое развитие», «Мир к 1914 г.» Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Монархи Европы: Судьбы династий. — М.: Республика, 1996. — С. 374—378

 

Комментарии к технологической карте

В начале урока после проверки домашнего задания, знакомства с темой урока и выбора учащимися познавательного задания для индивидуальной работы рекомендуется вспомнить о главных событиях, которые привели к объединению Италии.

Для логического перехода к изучению нового материала можно использовать познавательное задание 4 (см. технологическую карту), а затем коротко рассмотреть вопрос о том, какую цену заплатили итальянцы за объединение страны.

Сюжет о политическом устройстве страны трудностей не вызывает. Следует подчеркнуть, что по своему содержанию конституция Италии была достаточно демократической: она, содержала положения о равенстве всех граждан перед законом, о гарантии личных прав и свобод — неприкосновенности жилища, свободе печати, праве на мирные собрания.

Исполнительная власть полностью принадлежала монарху, только он имел право командовать войсками, объявлять войну, заключать мир.

Из ранее изученного школьники знакомы с процессом эмиграции. Содержание урока позволяет углубить работу над этим понятием и обсудить проблему: как влияет эмиграция на развитие страны, из которой идет активный выезд работоспособного населения, и как это отражается на развитии стран, куда идет поток миграции? Рассказав об условиях наемного труда на юге Италии, учитель подчеркивает, что даже такой работы не хватало. Экономические кризисы усиливали бедствия. В результате особенностью жизни итальянского общества стала массовая эмиграция. За период с 1901 по 1914 г. в поисках работы, земли, средств к существованию из страны уехало 7,7 млн человек, в основном крестьяне, рабочие, ремесленники, особенно из южных провинций. Уезжали в США, Германию, Францию, Швейцарию, Бразилию и Аргентину. Эмиграция стала платой за отсталость страны. Учитель ставит вопрос: как оценить роль эмиграции для Италии? Следует разъяснить, что дать оценку этому процессу сложно. С одной стороны, эмиграция являлась национальным бедствием, она поглощала наиболее трудоспособную, активную часть населения, но в то же время приводила к притоку денежных средств в страну — денежные переводы эмигрантов составляли в год от 300 до 500 млн лир, и значительная часть этих денег через банковские вклады поступала на развитие промышленности.

Но все уехать не могли, и в Италии периодически вспыхивали крестьянские восстания, ширилось забастовочное движение.

Пятый вопрос плана изучается в пределах учебника.

Изучение вопросов колониальной политики может сопровождаться заданием составить таблицу «Колониальные захваты Италии».

 

Годы войны

Участники войны

Характер войны

Результаты войны

      

Рассказ о войне против Абиссинии рекомендуем дополнить некоторыми подробностями, иллюстрирующими самоотверженную борьбу народа Эфиопии (Абиссинии) против колонизаторов. Командование экспедиционным корпусом было поручено генералу Баратьери. Однако война, задуманная как молниеносная операция, затягивалась. Население Абиссинии сражалось героически. В то же время из Рима шли приказы, которые часто противоречили друг другу, а в парламенте крепла оппозиция войне. 1 августа 1896 г. итальянские войска потерпели сокрушительное поражение в бою с армией абиссинцев. Сражение произошло вблизи г. Адуа, почти 5 тыс. итальянских солдат было убито, множество ранено и взято в плен. В Италии это поражение было воспринято как величайший национальный позор. Баратьери был отдан под суд, а правительство ушло в отставку. Создание колониальной империи в Восточной Африке на время пришлось отложить. Тем не менее идеологическая подготовка к захватам колоний продолжалась, и захватнические планы буржуазии выдавались за национальные интересы всего народа.

Выступая в парламенте в 1902 г., депутат де Мартино говорил: «Небо хмурится над Балканами, и события назревают в Северной Африке... В день, когда они произойдут... Италия не должна оказаться неподготовленной». В 1904 г. в близкой к правительственным кругам газете «Трибуна» можно было прочитать: «Мы роковым образом заперты в Гибралтаре, на Мальте, в Египте хозяйничает Англия, в Алжире и Тунисе — Франция. Австро-Венгрия — почти что хозяйка Адриатики — господствует на всем побережье от Триеста до Фиуме... Мы скованы, с трудом шевелимся, не можем дышать».

Продолжая рассказ о колониальной внешней политике итальянских правящих кругов накануне Первой мировой войны, следует показать рост националистических настроений, которые разжигались политиками и прессой, пытавшимися придать захватнической политике характер цивилизаторской миссии. Когда в 1911 г. итальянское правительство захватило Ливию, входившую в состав Османской империи, чтобы доказать справедливость этого шага, Джолитти писал: «...если бы в Ливию не пошли мы, то это сделала бы другая держава... Италия, и так уже глубоко потрясенная французской оккупацией Туниса, безусловно, не потерпела бы повторения такого события в Ливии». Кроме того, Джолитти ссылался на цивилизаторскую миссию Италии: «...в Ливии все еще преобладали условия исключительной отсталости... В Бенгази все еще существовала торговля рабами... Немыслимо было терпеть такой позор и бесчестье на пороге Европы».

После обобщения основных вопросов проводится проверка решения познавательных заданий и обсуждаются варианты возможных личностно значимых проблем.






загрузка...
загрузка...