загрузка...


Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1800—1913
8 класс пособие для учителя

ПОУРОЧНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ

 

Тема 3. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX— XX вв. ПУТЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ (5 ч)

 

УРОК 20. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Германская империя в конце XIX — начале XX в.: борьба за место под солнцем
1. «Расширенная Пруссия». 2. «Посадим Германию в седло, а ехать она сможет сама». 3. Модернизация в экономике. Монополистический капитализм. 4. «Железный канцлер» борется с оппозицией. 5. Внешняя политика: от «нового курса» к «мировой политике». 6. Империя готовится к большой войне.
Возможная личностно значимая проблема: опасность шовинизма и национализма для личности, так как эти чувства мешают способности рассуждать трезво, превращают человека в марионетку

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают об эволюции государственного устройства Германии; применяют теоретические знания, полученные при изучении процессов, происходящих в области экономического развития, для анализа особенностей индустриализации в Германии; испытывают негативное отношение к национализму в различных его проявлениях (пангерманизм, шовинизм); понимают, что разжигание национализма и милитаризация экономики являются факторами, способствующими развязыванию войны

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.
Познавательные задания: 1. Как вы думаете, почему Германия, где формирование гражданского общества и правового государства развивалось медленнее, чем в Великобритании, стала первой европейской страной, где было принято социальное законодательство? 2. Оценивая факт создания Германской империи, английский политический деятель Дизраэли 2 сентября 1871 г. заявил, что «европейское равновесие держав полностью разрушено. Страна, которая больше всех пострадает от этого, — Англия». Подумайте, какие основания для таких опасений были у Дизраэли. 3. Немецкий историк дал такую оценку Германской империи: «Государство 1870 г. не имело собственной государственной идеи, это была просто расширенная Пруссия». Подтвердите или опровергните эту точку зрения.
Форма урока: комбинированный урок.
Приемы деятельности учителя: описание с элементами беседы («Расширенная Пруссия»), аналитическое описание («Посадим Германию в седло...»), образное повествование с элементами беседы (Модернизация в экономике. Монополистический капитализм; Империя готовится к большой войне), информативное сообщение («Железный канцлер» борется с оппозицией; Внешняя политика: от «нового курса» к «мировой политике»), сюжетный повествовательный рассказ с элементами драматизации («Человек больших неожиданностей»)

Развитие умений учащихся

Учатся переносить знания в новые ситуации (Германия на пути к единству, Вильгельм I, Бисмарк); воссоздавать исторические образы; анализировать и выделять главное; рационально выполнять задания и определять круг информации, необходимой для решения проблемы (что мне надо знать, что я уже знаю, что мне надо узнать); аргументировать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей

Основные понятия 
и термины

Милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм

Источники информации: школьные 
и внешкольные

Учебник, § 21. Рабочая тетрадь. Карты: «Франко-прусская (франко-германская война) 1870—1871 гг.», «Европа в конце XIX — начале XX в. Экономическое развитие», «Мир к концу XIX в. (1870 г.)», «Мир к 1914 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей. Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 576—578 (Бисмарк и объединение Германии)

 

Комментарии к технологической карте

В начале урока подводятся итоги изучения второй темы курса (см. разделы «Подведем итоги» и задания для итогового повторения). В ходе беседы рассматриваются вопросы объединения Италии, франко-прусской войны и Парижской коммуны. Обобщив ответы учащихся, учитель делает вступление к третьей теме курса «Страны Западной Европы на рубеже XIX—XX вв. Путем модернизации и социальных реформ» и знакомит восьмиклассников с планом и познавательными заданиями урока.

При изучении первого пункта плана учитель опирается на знания школьников о времени и обстоятельствах провозглашения Германской империи. Затем, используя карту, учащиеся рассматривают вопрос о составе нового государства. Можно отметить, что в отличие от Италии, где в объединительном движении народ принимал активное участие, в Германии Бисмарк обошелся без привлечения народных масс к этому процессу. Объединенную Германию создало Прусское государство. Истинным героем, с чьим именем связывалось рождение империи, был Бисмарк. Он и сам говорил: «Я всегда радовался, если мне удавалось каким бы то ни было путем хотя бы на три шага приблизиться к единству Германии». Теперь в результате победоносных войн цель была достигнута, и это сделало Бисмарка народным героем. Через несколько дней после возвращения из Версаля в Берлин он получил титул князя и высокую награду — Большой крест ордена Гогенцоллернов с бриллиантами и поместье. 16 июля 1871 г. все жители Берлина приветствовали Бисмарка, когда он проезжал в победной процессии через Бранденбургские ворота.

Затем следует обратить внимание школьников на третье познавательное задание. Для того чтобы учащиеся поняли суть этой позиции, следует сказать, что если в Италии Пьемонт растворился в едином итальянском государстве, то в Германской империи Пруссия оставалась отдельным государством, рядом с которым существовали другие немецкие земли. Германская империя стала «расширенной Пруссией». Затем следует аналитическое описание государственного устройства Германской империи, в ходе которого школьники выделяют материал, необходимый для решения проблемы.

В дополнение к содержанию учебника следует показать огромную власть, которую по конституции получил канцлер. Его конституционный статус был уникален. Он имел право непосредственного обращения как к бундесрату (назначаемой из представителей всех монархий и вольных городов верхней палаты), так и к бундестагу (нижней палате, избираемой мужским населением, достигшим 25‑летнего возраста). Как канцлер, он имел право выдвигать вопросы на парламентское обсуждение в том и другом верховном собрании, а также вносить законопроекты. Никакое поражение не могло заставить его подать в отставку, так как назначать и отправлять канцлера в отставку мог только император. Бисмарк сохранил титул министра иностранных дел Пруссии и оставался министром-президентом Пруссии, обладая столь же широкими правами в прусском ландтаге, как и во всегерманском рейхстаге. Таким образом, имперское правительство формально существовало, а на самом деле его не было. Бундесрат (союзный совет, где более всего была представлена Пруссия) существовал для маскировки истинного хозяина — прусского правительства во главе с Бисмарком. Канцлер управлял в личном союзе с императором. Пост канцлера Бисмарк создавал для себя и постарался, чтобы у него в руках была вся полнота власти.

Один немецкий журналист XIX в. писал, что ни одна страна мира не может рассчитывать на то, что будет иметь такого политика, как Бисмарк, чаще, чем раз в сто лет. Его авторитет был непререкаем в Европе, и ни один из последующих канцлеров по масштабам политического таланта не приближался к «железному канцлеру».

Рассказывая об устройстве империи, учитель говорит, что период с 1871 по 1878 г. получил у историков название «либеральной эры». Это было время активного обустройства жизни в новых условиях. В стране быстро наладили систему имперского государственного управления, создали имперское управление железных дорог, единое управление здравоохранением. Закон 9 июля 1873 г. установил единую для империи валюту. Вместо тормозившей торговлю путаницы местных денежных единиц (грошенов, крейцеров и др.) была введена золотая монета с изображением императора на одной стороне и имперского герба на другой. Так появилась марка — денежная единица Германской империи, и создавалась она на «французское золото», т. е. на полученную от Франции контрибуцию. А  в 1875 г. правительство создало Имперский банк (Рейхсбанк).

И наконец, была создана имперская армия с единым командованием и единым уставом. Рейхстаг установил ее численность — 400 000 человек в мирное время (не сразу депутаты согласились на содержание такой огромной армии, но их все время запугивали «французской опасностью»). Так свершился факт рождения Германской империи. Теперь «новорожденной» нужно было завоевать место под солнцем.

Далее учитель знакомит учащихся с извлечением из английской газеты «Сатердей Ревью», опубликованным в 1897 г. Автор писал: «Ужасная дуэль готовится между Англией и Германией! Я был бы счастлив, если бы война вспыхнула между этими странами по возможности скорей. Пока превосходство английского флота еще позволяет разрушить Бремен и Гамбург, Кильский канал и гавани Балтийского моря». И заканчивалась статья восклицанием: «Delenda est Germania!» (в переводе с латинского — «Германия должна быть разрушена!»). А еще двумя годами раньше, в 1895 г., французский политик Андре Лебен заявил: «Торговля Германии возросла в страшной степени. Германия завоевала в последнее время видное место на рынках стран, являющихся наилучшим местом сбыта».

Учитель предлагает ученикам подумать, в чем же заключается секрет успеха Германской империи.

Далее в ходе образного повествования учителя или беседы с классом выясняются причины быстрого экономического развития империи. В любом случае следует отметить, что объединение Германии стало главной предпосылкой быстрого экономического развития страны. К 90-м гг. она прочно занимала первое место в Европе по темпам и уровню экономического развития, оттеснив Англию и Францию на второе и третье места. Пресса и политики этих стран испытывали чувства тревоги, наблюдая «мирное завоевание» Европы германской промышленностью.

Восьмиклассникам предлагается подумать, почему объединение страны стало мощным толчком для ее экономического развития. Следует отметить, что в стране образовался единый внутренний рынок. Полностью исчезли таможенные границы, были введены единая валюта, единая система мер и весов, что создало условия для процесса модернизации.

Большую роль в быстром развитии германской промышленности сыграло и ограбление Франции. Германия оккупировала 35 наиболее развитых департаментов побежденной страны и вывезла оттуда все, что смогла: оборудование предприятий, средства транспорта. Франция выплатила Германии огромную контрибуцию — 5 млрд франков золотом, причем сделала это за три года, чтобы скорее избавиться от оккупационных войск.

По условиям мира империя получила Эльзас и часть Лотарингии — земли, богатые железной рудой, что давало большие возможности для развития тяжелой промышленности.

Кроме того, германские предприниматели успешно использовали опыт других стран, самую прогрессивную технологию, все новейшие достижения науки и техники. Молодые немецкие предприятия оказались оборудованы значительно лучше, чем предприятия Англии и Франции, где процесс индустриализации завершился раньше.

Следует отметить, что индустриализация страны ускорялась политикой милитаризации. «Мы завоевали наше положение благодаря остроте наших мечей, а не умов»,— писал в своей книге «Нация с оружием» фельдмаршал фон дер Гольц, и так считали многие политики. Значительная часть пятимиллиардной контрибуции была использована на строительство крепостей, производство новых видов оружия, а это давало заказы для предприятий тяжелой промышленности.

Не последнее значение для индустриализации страны имели и такие черты характера немецкого народа, как дисциплинированность, трудолюбие, уважение к любой профессии, умение не только жить экономно, но и бережно относиться к сырью и оборудованию на предприятиях. В Германии жили по пословице «Береги копейку, рубль сам себя сбережет».

Стремясь завоевать внешние рынки, немецкие предприниматели тщательно изучали вкусы населения тех стран, куда собирались отправить свои товары. Проиллюстрировать это можно маленьким примером. Английские производители швейных иголок посылали их в Бразилию в упаковке черного цвета. Иголки были превосходного качества, но, оказывается, бразильцам черная упаковка казалась траурной. Однако английские фабриканты на такую мелочь не обращали внимания. Узнав об этом, саксонские предприниматели, изготовлявшие такую же продукцию, послали в Бразилию свои иглы, которые, возможно, были и худшего качества, но упаковка была розового цвета. Прошло некоторое время — и бразильский рынок оказался в руках немецких фабрикантов.

Четвертый и пятый вопросы раскрываются в пределах учебника, но при наличии времени следует более подробно обсудить причины принятия социального законодательства. При помощи своей социальной политики Бисмарк хотел «привязать» рабочее движение к монархии. Никаким особым человеколюбием канцлер не отличался, но был твердо уверен в том, что такая политика ведет к укреплению германского государства. В 1884 г. Бисмарк сказал: «Почему солдат труда не может иметь пенсию так же, как и обычный солдат или чиновник?» Социальное законодательство привело к росту авторитета государства.

Рассматривая вопросы внешней политики Германской империи и подготовки к мировой войне, следует сказать, что после 1890 г. в стране стали активно распространяться мифы о национальном величии, усилилась склонность к бряцанию оружием. Немецкий историк Бессон писал: «Немцы после 1890 г. перестали довольствоваться тем, что имели, а их соседи считали немцев преимущественно зачинщиками конфликтов. Глубокое неудовлетворение собственным положением все больше распространялось среди немцев». Ставший канцлером Германской империи в 1900 г. фон Бюлов еще в 1897 г. произнес в рейхстаге свою знаменитую фразу: «Те времена, когда немец одному из своих соседей уступал землю, другому — море, а себе оставлял небо... — эти времена прошли... Мы требуем для себя место под солнцем...». В качестве идеологической подготовки к захватническим войнам распространялась националистическая идеология.

В империи на территории Пруссии проживало много поляков, по отношению к которым проводилась политика насильственного онемечения. Правительство выделяло деньги для покупки земель у польских помещиков. На этих территориях создавали немецкие хозяйства. Закрывались костелы, в польских школах запрещали вести преподавание на польском языке. Особенно ярко это проявлялось в Пруссии. В 1901 г. произошел так называемый «врешенский инцидент». В небольшом польском городке Врешене в Познани дети на уроке Закона Божьего отказались отвечать на немецком языке. За это их жестоко выпороли, а двинувшихся к школе родителей арестовали и отдали под суд. На суде выяснились возмутительные подробности насильственной германизации населения, однако обвиняемые все равно были наказаны. После «врешенского инцидента» десятки тысяч детей отказались посещать прусские школы. «Врешенский инцидент» вызвал осуждение мировой общественности, но германские националисты не смутились.

В те же годы усилились провокации против населения Эльзаса и Лотарингии. Ежедневно с утра до вечера немцам втолковывали, что в лице Франции они имеют смертельного врага, потому необходимо вооружаться.

После обобщения содержания урока (см. учебник) учащиеся отвечают на познавательные задания, обсуждают возможную личностно значимую проблему.

Задание на дом может включать познавательные задания и вопросы методического аппарата учебника.






загрузка...
загрузка...
загрузка...