загрузка...


Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1800—1913
8 класс пособие для учителя

ПОУРОЧНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ

 

Тема 2. СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ (8 ч)

 

УРОК 17. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Германия на пути к единству
1. Германский союз. 2. Вопрос об объединении страны — главный в жизни немцев. 3. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк в борьбе за создание империи. 4. Начало объединения. Пруссия во главе Северогерманского союза.
Возможная личностно значимая проблема: как следует оценивать чувство верноподданничества? Это хорошо или плохо?

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают, что объединение германских государств необходимо для достижения успеха в процессе модернизации; понимают, почему роль лидера в движении за объединение Германии играла Пруссия

Методы обучения 
и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.
Познавательные задания: 1. Ф. Энгельс в 1844 г. писал: «Добрые немцы думали всегда, что нищета и разложение существовали лишь в Париже и Лионе, Лондоне и Манчестере, что Германия была совершенно свободна от... излишнего развития фабричной промышленности. Ныне они, однако, начинают видеть, что они сами могли бы показать значительное количество социальных бедствий...» Подумайте, какие социальные бедствия имел в виду автор. 2. Подумайте, какой политический вопрос стал главным в жизни немецкого общества в первой половине XIX в. и какими путями его пытались решить. 3. Согласны ли вы с тем, что создание Северогерманского союза начинает новую историю Германии? Свою точку зрения аргументируйте
Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы или урок-лекция. 
Приемы деятельности учителя: эвристическая беседа (Германский союз), аналитическое описание (экономическое развитие Германии и проблема объединения страны), сюжетный повествовательный рассказ (Берлин, март 1848 г; Франкфуртский парламент; «Кто хочет править Германией, должен ее завоевать»), информативное сообщение («Сильный всегда прав»; первые шаги «железного канцлера»), обобщающая беседа (образование Северогерманского союза), учитель использует приемы портретного описания (Вильгельм
 I, Бисмарк)

Развитие умений учащихся

Учатся переносить ранее полученные знания на изучаемый материал; извлекать необходимые знания из основного и дополнительного текстов; делать сообщения; давать оценку исторических явлений и исторических деятелей; предъявлять результаты своей деятельности; взаимодействовать с товарищами

Основные понятия и термины

Канцлер, Северогерманский союз

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 16. Рабочая тетрадь. Карты: «Революции 1848—1849 гг. в Европе», «Объединение Германии». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей. Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 576—577 (Бисмарк и объединение Германии); Т. Манн. Буденброки. Репродукции картин: Заседание Франкфуртского парламента, портреты Вильгельма I, Отто фон Бисмарка

 

Комментарии к технологической карте

После проверки домашнего задания учащиеся знакомятся с темой и планом урока и отвечают на вопрос опережающего повторения, показывая на карте территорию Германского союза и входивших в него наиболее крупных немецких государств — Австрии и Пруссии. Затем им предлагается выбрать для индивидуальной работы одно из предложенных познавательных заданий.

Для создания в классе обстановки активной познавательной деятельности учитель говорит: «Вы уже знаете, что собой представляла Германия после Венского конгресса. Подумайте, какая главная политическая задача могла стоять перед немецким народом в середине XIX в.». Обычно учащиеся сразу определяют эту задачу, говоря, что немецкий народ видел главную цель в объединении страны. «Давайте посмотрим, как эта проблема решалась в германских государствах»,— говорит учитель.

Первый и второй пункты плана раскрываются в пределах учебника, но при этом можно привлечь тексты документов, показывающие, какие препятствия лежали на пути модернизации Германии и какие меры принимались для их устранения в области экономического развития. Одни учащиеся получают карточку № 1, другие — карточку № 2.

 

Карточка № 1. Немецкий экономист Ф. Лист о раздробленности Германии

Однако немцы все более и более сами себя ограничивают. Тридцать восемь таможенных и мытных  линий в Германии парализуют внутренние сношения и действуют почти так же, как если бы каждый член человеческого тела был перетянут веревкой, чтобы воспрепятствовать крови переливаться из одного члена в другой. Ведя торговлю в Гамбурге с Австрией, в Берлине со Швейцарией, приходится проезжать через десять государств, изучать десять таможенных и местных порядков, уплачивать десять раз таможенную пошлину. А кто имеет несчастье жить на границе, где сталкиваются три или четыре государства, тот проводит всю свою жизнь среди враждебно настроенных таможенных и мытных чиновников; у него нет отечества. Это состояние представляется безотрадным для людей, которые хотели бы действовать и вести торговлю.

Они с завистью смотрят на великий народ, живущий по другую сторону Рейна, который ведет торговлю от Ла-Манша до Средиземного моря, от Рейна до Пиренеев, от границы Голландии до Италии, по свободным рекам и открытым столбовым дорогам, не встречая ни одного мытного чиновника.

Задания к документу: подумайте, как влияла раздробленность Германии на процесс формирования индустриального общества. Свою точку зрения аргументируйте.

 

Карточка № 2. Из договора о Таможенном союзе (1833)

...Параграф 1. Существующие между... государствами таможенные объединения образуют на будущее время единый общий союз, устанавливающий общую таможенную и торговую систему и охватывающий все названные государства.

Параграф 2. В этот общий союз включаются все те государства, которые еще раньше по всей своей области... присоединились к таможенной и торгующей системе одного из договаривающихся государств...

Параграф 4. Во владениях договаривающихся государств должны быть согласованы законы о ввозных, вывозных и проходных пошлинах...

Параграф 6. После заключения настоящего договора между договаривающимися государствами наступает свобода торговли и сношений, а одновременно и общность во взимании пошлин...

 

Вопросы к документу: как создание Таможенного союза влияло на процесс модернизации Германии? Достаточно ли было этих условий для быстрого развития в ней индустриального общества?

Учащиеся знают, что развитию индустриального общества сопутствует рост национального самосознания. Идея создания объединенного Германского государства становилась все более популярной, значительную роль в ее развитии играла немецкая интеллигенция.

Многие подростки в детстве читали сказки братьев Гримм. Можно рассказать, что братья Якоб и Вильгельм Гримм были основоположниками культурного и политического движения. Как специалисты по фольклору и знатоки устного народного творчества, они собирали по деревням Германии старинные народные сказки и предания. Их «Детские и семейные сказки», опубликованные между 1812 и 1815 гг., имели большой успех, так как выражали пробуждающееся национальное самосознание. Позднее, в период революции 1848 г., братьев Гримм выбрали во Франкфуртский парламент. Их произведения быстро раскупались по всей стране. Утверждая, что душа народа раскрывается в их сказках, они сплачивали немцев вокруг их языка. Несколько позднее братья Гримм создали «Немецкий словарь».

Рассматривая революцию 1848 г. в Германии, следует отметить, что главным ее вопросом был вопрос об объединении страны. Немаловажное значение имела проблема, каким путем пойдет этот процесс — путем свержения традиционных династий и образования демократической республики или же путем концентрации власти одним из наиболее крупных государств — Пруссией или Австрией — при сохранении помещиками земли и власти. Стоял вопрос и об уничтожении крестьянских повинностей.

Германскую буржуазию часто упрекали в предательстве революции, так как она в ней фактически участия не принимала. Однако не следует упрекать в предательстве тех, кто к революции не призывал и в ней не участвовал. Необходимо учитывать и такие качества германской буржуазии и бюргерства, как воспитанное лютеранством верноподданническое отношение к власти, их представление о государстве как о «семье», где глава государства исполняет роль «отца». Такую особенность нельзя не учитывать при изучении событий революции 1848 г. и ее поражения.

Сюжет о событиях в Берлине при необходимости может быть дополнен рассказом учителя:

18 марта большая толпа двинулась в Тиргартен, где состоялась массовая демонстрация. Представители разных слоев населения собрались на площади перед королевским дворцом. Здесь было много благонамеренных бюргеров, спешивших выразить королю свои верноподданнические чувства, много рабочих и ремесленников. К половине третьего перед дворцом стояла большая и плотная толпа народа. Крики: «Долой военных!» — заглушали приветственные возгласы бюргеров. Во дворце решили: народ разогнать! Против демонстрантов двинули гвардейцев. Эскадрон драгун и пехота со штыками наперевес атаковали демонстрантов и очистили площадь. Раздались два выстрела. Демонстранты бросились на соседние улицы, призывая население к борьбе. Вот как описывает дальнейшие события очевидец: «Ровно в три четверти третьего со стороны моста Курфюрста раздались крики... появились взволнованные, бледные, задыхающиеся люди; они кричали, что только что на Дворцовой площади они подверглись обстрелу... Вихрь пронесся по городу, как будто бы земля разверзлась под ногами. Люди разрушали мостовую, опустошали оружейные магазины, врывались в дома, вытаскивали топоры. В одно мгновенье на Кенигштрассе из дрожек, вагонов омнибусов, товарных тюков, опрокинутых водопроводных будок выросли 12 прочных, образцово построенных баррикад. На крышах домов появились люди. Стоя на головокружительной высоте, они с кирпичами в руках ждали солдат... Все вооружались чем попало: вилами, мечами, копьями, пистолетами, пиками...

Между 4 и 5 часами первый залп картечи ударил с моста Курфюрста на Кенигштрассе. Но картечь не могла разрушить баррикаду. Пушечные выстрелы следовали один за другим; баррикада была разрушена; растерзанные трупы валялись на улице. Между 5 и 6 часами появились отряды пехоты. В них стреляли из окон, осыпали камнями с крыш. Началась страшная бойня... Пало много жертв, солдаты понесли небольшие потери...»

Как только в городе ударили в набат, из городских предместий к центру Берлина двинулись тысячи рабочих; один только завод Борзига дал к вечеру 900 бойцов. В уличных боях с королевскими войсками, кроме рабочих и ремесленников, приняли участие студенты, служащие и другие группы интеллигенции.

«Никогда не приходилось мне видеть большее мужество и большее презрение к смерти,— писал очевидец о событиях 18 марта. — Ночью все дома должны были стоять открытые, но ничего, кроме оружия и того, что было необходимо для постройки баррикад, не брали. Студенты в чистой одежде, конюхи, подмастерья, старики-рабочие — все, охваченные единым порывом, соревновались в храбрости и стойкости».

Негодование, охватившее жителей Берлина после выступления королевских войск, было так велико, что в баррикадной борьбе принимали участие даже отдельные группы состоятельных бюргеров. Буржуазия в своем большинстве участия в уличной борьбе не принимала.

В ожесточенных уличных боях погибли 400 человек, а раненых насчитывалось свыше тысячи.

Типичным для немецких государей отношением к парламенту было отношение к нему Фридриха Вильгельма Гогенцоллерна. Это характеризует текст отказа прусского короля от короны.

...Корона, которую мог бы принять Гогенцоллерн, если бы обстоятельства это позволили, не может быть делом рук собрания хотя и призванного князьями, но выросшего на почве революции, вроде дарованной улицей короны Луи-Филиппа; такая корона должна носить на себе печать Божию, должна после священного миропомазания делать того, на кого она возложена, императором «милостью Божией»... Но та корона, которую вы, к сожалению, предлагаете, принесла бы величайшее бесчестие своим привкусом революции 1848 г., этой отвратительнейшей, глупейшей и сквернейшей, хотя, благодарение Богу, и не злейшей из революций нынешнего столетия. И такую-то корону из грязи и глины вы предлагаете надеть законному королю Пруссии, которого Бог благословил носить если не самую древнюю, то во всяком случае самую благородную корону, никогда еще не попадавшую в руки вора.

Вопросы к документу: почему король говорит о короне «из грязи и глины»? Позицию какого из известных европейских монархов повторяет позиция прусского короля?

Если учащиеся вспомнят о Карле I Стюарте, то следует отметить, что позиция английского короля может быть объяснена тем, что он жил в середине XVII в., в то время как Фридрих Вильгельм IV жил в середине XIX в.

Последующие вопросы рассматриваются в пределах учебника.

Урок включает персоналии Вильгельма I и Бисмарка, с которыми учащиеся могут познакомиться самостоятельно и сделать оценку их деятельности. В конце урока восьмиклассники предъявляют результаты работы по выполнению познавательных заданий.






загрузка...

загрузка...