загрузка...

НОВАЯ ИСТОРИЯ 1800-1900 8 класс
Методические рекомендации - Пособие для учителя

Тема 2. Реакция и революции

 

Урок 4. Создание Венской системы международных отношений

 

Внутрипредметные связи. Наполеоновские войны, их результаты.

Основные факты и понятия. Венский конгресс 1814—1815 гг. Легитимизм. Реакционные взгляды. «Сто дней Наполеона». Битва при Ватерлоо. Священный союз. Венская система.

Первый вариант проведения урока

План урока

1. Состав Венского конгресса.

2. Основные спорные вопросы.

3. «Сто дней Наполеона».

4. Венская система.

Ход урока

1. Учитель напоминает ученикам о событиях 1813—1814 гг. и поражении Наполеона, а затем переходит к рассказу о подписании мирного договора с Францией и созыве Венского конгресса. По ходу рассказа учащимся могут быть заданы следующие вопросы:

image11

1. На конгресс прибыли представители 216 стран, а реальные переговоры велись только пятью из них. Объясните данный исторический факт.

2. Почему именно Россия, Великобритания, Пруссия, Австрия и Франция были ведущими странами на переговорах?

3. Почему страны-победительницы допустили Францию к участию в переговорах практически на равных?

 

2. Далее организуется самостоятельная работа учащихся в трех группах, каждая из которых изучает один из спорных вопросов, поднимавшихся на переговорах. Итоги работы записываются в таблицу «Венская система», которая обсуждается по окончании работы.

Задание для группы, изучающей территориальный вопрос

1. Изучите в учебнике пункты «Разногласия», «Сто дней Наполеона», «Урегулирование территориальных споров» и заполните вашу часть таблицы.

2. Почему все государства возражали против территориальных претензий России?

Задание для группы, изучающей германский вопрос

1. Изучите в учебнике пункты «Разногласия» и «Германский союз» и заполните вашу часть таблицы.

2. Чем отличались отношения между государствами Германского союза и государствами Священной Римской империи германского народа? Стала ли Германия единой?

Задание для группы, изучающей вопрос о судьбе реформ в Европе

1. Изучите в учебнике пункты «Разногласия», «Легитимизм», «Судьба реформ» и заполните вашу часть таблицы.

 

Венская система

 

Спорные вопросы

Суть разногласий

Результаты

Территориальный вопрос

Надо ли вернуться к границам 1792 г. или закрепить территориальные завоевания стран-победительниц?

Перекроили карту Европы в пользу стран-победительниц: Россия получила Великое герцогство Варшавское и права на Финляндию и Бессарабию; Швеция — Норвегию; Пруссия — часть Великого герцогства Варшавского, часть Саксонии, Рейнскую область, Вестфалию и Померанию; Австрия — часть Великого герцогства Варшавского, территорию Венецианской республики и Далмацию; Нидерландское королевство включило в себя Голландию и Южные Нидерланды (Бельгия). Узаконены колониальные захваты Англии (у Франции и Испании)

Германский вопрос

Надо ли восстанавливать Священную Римскую империю германского народа для поддержания равновесия сил?

Решено не восстанавливать Священную Римскую империю германского народа, а образовать в ее границах новую конфедерацию — Германский союз, председателем которого был австрийский император

Судьба реформ

Сохранить или упразднить законодательство, введенное Наполеоном?

Широкое распространение принципа конституционного правления (Франция, Нидерландское королевство, Швеция, Норвегия, ряд западногерманских государств, Царство Польское и Великое герцогство Финляндское в составе Российской империи)

Способы урегулирования дальнейших конфликтов

Принцип легитимизма в международных отношениях — гарантия от повторения революций. Система международных договоров и соглашений. Система коллективной дипломатии — создание в 1818 г. профессиональной унифицированной дипломатической службы

 

2. Сформулируйте общую европейскую тенденцию в отношении конституционного правления и политических реформ.

 

3. Далее учитель кратко рассказывает о событиях, получивших в истории название «Сто дней Наполеона». Можно использовать иллюстрации учебника либо фрагменты из художественного фильма «Ватерлоо». Желательно обсудить в классе задание 3 на с. 14 в рабочей тетради.

 

4. На последнем этапе урока учитель рассказывает о создании Священного союза и его функциях. Учащиеся заполняют последнюю строку таблицы. Можно выполнить задание 11 на с. 18 в рабочей тетради.

В зависимости от наличия времени и уровня подготовленности класса материалы учебника можно дополнить работой с фрагментами документа.

 

Акт Священного союза, заключенный Австрией, Пруссией и Россией

Париж, 26 сентября 1815 г.

«Их величества — император австрийский, король прусский и император всероссийский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших Европу в течение трех последних лет...

Объявляют торжественно, что предмет настоящего акта есть открыть перед лицом вселенной их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями, сея святые веры, заповедями любви, правды и мира...

На сем основании их величества согласились в следующих статьях:

Ст. 1. ...они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и к войскам своим они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которым они одушевлены для охранения веры, мира и правды.

Ст. 2. По сему единое преобладающее право да будет как между помянутыми властями, так и подданными их: приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всем себя как бы членами единого народа христианского... исповедуя... что самодержец народа христианского, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как тот, кому собственно принадлежит держава, поелику в нем едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости бесконечныя, то есть бог, наш божественный спаситель, Иисус Христос, глагол всевышнего, слово жизни. Соответственно с сим их величества с нежнейшим попечением убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которых наставил человеков божественный спаситель, аки единственное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести и который един прочен».

image12

1. Каковы, согласно документу, цели создания Священного союза?

2. Какова позиция документа в отношении царской власти?

3. Определите, что, согласно документу, является основами прочного мира?

4. Сделайте вывод, почему заключенный союз получил название «Священный».

Затем подводятся итоги деятельности Венского конгресса и последующего подписания договора о создании Священного союза. Учитель обращает внимание учащихся на новые принципы урегулирования конфликтов — мирные, путем переговоров и заключения соответствующих соглашений.

 

Второй вариант проведения урока

План урока

1. Представление участников конгресса.

2. Территориальные споры.

3. «Сто дней Наполеона».

4. Судьба реформ. Легитимизм.

5. Образование Священного союза.

Урок проводится в форме деловой игры — международного конгресса.

Опережающее домашнее задание. Класс делится на шесть групп, первые пять из которых представляют ведущие европейские страны: Великобританию, Россию, Пруссию, Австрию, Францию.

Каждая группа выполняет следующие задания:

а) выбрать лидера группы (Великобритания — лорд Каслри, Россия — Александр I, Пруссия — фон Гарденберг, Австрия — фон Меттерних, Франция — Талейран), который должен рассказать о себе и выступить с программными заявлениями;

б) в форме заявления сформулировать позицию своей страны в вопросе о новых международных отношениях, разделив его на следующие части: территориальный и германский вопрос; отношение к проведенным Наполеоном реформам; способы урегулирования дальнейших конфликтов в Европе.

Шестая группа представляет (в любой форме, лучше с использованием приема драматизации) события «Ста дней Наполеона».

Ход урока

Класс рассаживается за столами по группам следующим образом: Франция — немного дальше от других, Россия — ближе к Пруссии, а Великобритания и Австрия — ближе к Франции.

Учитель является председателем конгресса и руководит его работой. Во вводном слове целесообразно обрисовать обстановку в Европе во время созыва конгресса и рассказать о порядке работы.

Ранней весной 1814 г. разоренная и залитая кровью Европа обрела, наконец, долгожданный мир. Войска союзников вступили в Париж, император Наполеон отрекся от престола и отправился на о. Эльбу. Теперь, когда «узурпатор» свергнут, а Франция возвращена в границы 1792 г., на ее престол вновь вступили Бурбоны, перед нами стоит вопрос о послевоенном устройстве Европы.

Целью войны, которую мы вели против Наполеона, было стремление положить конец бедствиям Европы, обеспечить в ней на будущее время спокойствие восстановлением справедливого равновесия между державами, а также доставить для себя самих и для Европы всеобщий мир, под покровом которого могли бы быть установлены и обеспечены права, свобода всех народов. И вот мы собрались здесь, в Вене, столице Австрийской империи, чтобы согласовать систему послевоенных международных отношений.

В начале сентября 1814 г. в Вену началось, как говорили современники, «переселение всей Европы». Сюда съезжались императоры и короли, министры, полномочные наблюдатели. На конгресс явились представители 216 государств — от великих держав до микроскопических княжеств, те, кто собирался решать судьбы народов, и те, кто ожидал этих решений.

На улицах можно было услышать речь буквально всех народов Европы и Ближнего Востока, увидеть разнообразнейшие платья и мундиры чуть ли не всех европейских армий.

Местные купцы и ремесленники в этом венском столпотворении увидели, что называется, глас судьбы. Резко подскочили цены буквально на все. Каждый наживался как только мог.

Конгресс еще не открылся, а город уже захлестнула волна празднеств и развлечений. По указанию австрийского императора Франца специальный комитет разрабатывал программы и организовывал развлечения света: гремели балы, проходили пышные обеды, карнавалы, маскарады, приемы.

Но во время работы конгресса не только танцевали и веселились. Вовсю шла сложная работа по урегулированию международных отношений: тайные и явные переговоры, встречи, беседы. И нам предстоит участвовать в обсуждении важнейших вопросов. Вначале слово представляется лидерам стран главных участниц конгресса, которые расскажут о себе и познакомят остальных участников с позицией своей страны по вопросам послевоенного устройства.

1. Лидеры пяти стран представляются, кратко рассказывая о себе и своих заслугах. На этом этапе учащимся может быть предложено дополнительное задание.

На одной из карикатур, изображающих Венский конгресс, на переднем плане показаны четыре музыканта, играющие на разных инструментах, в центре расположена фигура человека небольшого роста во французском мундире, а на заднем плане, в окне, — множество развлекающихся людей. Объясните, что означает эта карикатура.

 

2. Представители от каждой страны зачитывают часть заявления, отражающую территориальные притязания, которые кратко записываются на доске. В результате проделанной работы учащиеся выясняют, по каким проблемам между странами возникли противоречия.

 

3. На этом этапе участники шестой группы в той или иной форме представляют события «Ста дней Наполеона». Они закончились повторным отречением Наполеона, и учитель или учащиеся могут использовать текст документа.

 

Акт об отречении Наполеона I

22.06.1815 г.

«Французы! Начав войну для сохранения национальной независимости, я рассчитывал на объединение всех усилий, всех желаний и на содействие всех авторитетов нации. Я имел основание надеяться на успех и не придавал значения всем направленным против меня декларациям правительства.

Обстоятельства кажутся изменившимися. Я приношу себя в жертву ненависти врагов Франции. Могут ли они быть искренними, заявляя, что им всегда нужна была только моя личность!

Моя политическая жизнь закончилась, и я провозглашаю моего сына как Наполеона II императором французов.

Министры настоящего времени образуют временно государственный совет. Забота о моем сыне побуждает меня предложить палатам учредить без промедления в законодательном порядке регентство.

Объединяйтесь же все для общественного спасения и сохранения национальной независимости».

При обсуждении документа учащимся может быть предложено задание 3 на с. 14 в рабочей тетради.

Далее ученикам (прежде всего группе, представляющей Россию) предлагается следующая реальная историческая ситуация, из которой они должны найти оптимальный выход.

В ходе обсуждения территориальных вопросов противоречия достигли такого накала, что казалось, раскол между вчерашними союзниками неизбежен. В начале 1815 г. Великобритания, Франция и Австрия заключили секретный договор против России и Пруссии. Наполеон, захвативший дворец Тюильри, откуда в панике бежал Людовик XVIII, обнаружил случайно оставленный экземпляр секретного договора и тут же отправил его Александру I. На что рассчитывал Наполеон? Как поступил русский император?

Затем под руководством учителя формулируются решения Венского конгресса по территориальному вопросу, в том числе и по вопросу о Германии, о чем есть соответствующий материал в учебнике. Эти решения могут быть оформлены в таблицу задания 6 на с. 15 в рабочей тетради.

 

4. Далее организуется обсуждение вопроса о судьбе реформ в Европе. Представители групп выступают с соответствующими заявлениями, в которых необходимо подчеркнуть реальные шаги отдельных стран в сторону конституционного правления.

Затем учитель обращает внимание учеников на теорию легитимизма, получившую распространение в это время. Материал достаточно сложный, поэтому учитель излагает его сам. Необходимо разъяснить ученикам происхождение самого термина, что облегчит им понимание сути теории. В работе можно использовать документ «Талейран о легитимизме», помещенный в учебнике.

 

5. На последнем этапе затрагивается вопрос о способах урегулирования будущих конфликтов в Европе и формах дальнейшего международного сотрудничества. По этому вопросу также выступают представители групп, а затем обсуждается материал о создании Священного союза и его функциях. Можно использовать фрагмент «Акта Священного союза... » из первого варианта проведения урока.

Затем учитель подводит итоги деятельности Венского конгресса, подчеркивая его значение. Учащимся может быть задан следующий вопрос:

Почему политику основных держав Европы называют «европейским концертом»?





загрузка...
загрузка...