загрузка...


НОВАЯ ИСТОРИЯ 1800-1900 8 класс
Методические рекомендации - Пособие для учителя

Тема 1Европа в эпоху Наполеоновских войн

 

Урок 3. Наполеоновская Франция и Европа

 

Внутрипредметные связи. Жизнь и деятельность Наполеона Бонапарта. Окончание Французской революции в 1799 г. Наполеоновское законодательство. Военные действия революционной Франции.

Основные факты и понятия. 1799—1815 гг. — Наполеоновские войны. Захватнический и освободительный характер войн. Континентальная блокада. Антифранцузские коалиции. «Семейная система» Наполеона. Распространение кодекса Наполеона в Европе.

Первый вариант проведения урока

План урока

1. Цели Наполеоновских войн.

2. Военные действия с европейскими государствами.

3. Великая империя. Реформы по «французскому образцу».

4. Гибель империи. Значение Наполеоновских войн.

Ход урока

1. В начале урока учитель напоминает ученикам, что вскоре после начала Французской революции стране пришлось вести военные действия против соседей, которые были недовольны свержением монархии и попытками Франции захватить их территории. К лету 1793 г. Франция оказалась в кольце фронтов. Именно в военных действиях республики впервые прославился Наполеон Бонапарт, осуществив ряд успешных операций, в том числе и знаменитый Итальянский поход 1796—1797 гг.

Далее необходимо перейти к изучению целей Наполеоновских войн. На их примере учащимся надо показать различия между захватническими и освободительными войнами. При необходимости можно использовать задание 11 на с. 5 в рабочей тетради. Можно предложить два варианта изучения вопроса.

Первый вариант

Учитель проводит беседу с учащимися.

image10

1. Каковы были цели Франции в войнах 1792— 1799 гг.?

2. Справедливый ли характер носили военные действия Франции против европейских государств? Обоснуйте свое мнение.

3. Каковы были итоги военных действий Франции к 1799 г.? Добилась ли она своих целей?

4. К началу 1800-х гг. Бонапарт победил всех врагов Франции и подписал с ними мирные договоры. Но войны не прекратились. Предположите, какие цели теперь стояли перед Наполеоном.

5. Можно ли назвать войны после 1800 г. справедливыми для Франции? Обоснуйте свое мнение. Дайте им другое название.

 

Второй вариант

Учитель организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника (пункт «Наполеоновские войны»).

Выделите два этапа в военных действиях Франции с 1792 по 1814 г., определите цели каждого этапа. Соотнесите цели и характер войн. Полученные результаты оформите в виде таблицы.

Комментарий для учителя

Характер войн, которые вела сначала революционная, а затем наполеоновская Франция против других государств, легко прослеживается по отношению народов Европы к французским завоевателям. На первом этапе этих войн широкие слои населения государств, подвергшихся вторжениям французских войск, смотрели на них как на освободителей. Эту репутацию подтверждали реформы, направленные на упразднение сословных привилегий, сеньориального строя, абсолютизма и др., которые французы осуществляли на оккупированных территориях. Например, в Италии широкая общественность, простые люди встречали армию Наполеона Бонапарта в 1796 г. с распростертыми объятиями.

«Вообразите себе целый народ, обезумевший от восторга», — писал об этих событиях Стендаль в романе «Пармская обитель», в молодости служивший в наполеоновской армии. Уже в 1806 г. в Италии началось вооруженное восстание против оккупантов. Правда, оно ограничивалось преимущественно Калабрией и приняло форму налетов вооруженных групп, возглавляемых прославившимся в ту пору и слывшим неуловимым Фра-Дьяболо. Власти не могли справиться с «разбойниками», которые пользовались поддержкой местного населения. Но и в Северной, и в Южной Италии люди, недавно радовавшиеся приходу французов, все больше смотрели на них не как на освободителей, а как на завоевателей, грабящих их родину.

Видный отечественный историк А. З. Манфред, автор биографии Наполеона Бонапарта, писал: «...Что заставляло крестьян выступать против французов, сражаться с завоевателями? Это было нечто не поддающееся измерению ни в цифрах, ни в счете денег, ни в количестве батальонов. То было пробуждающееся национальное чувство. И оно становилось силой, с которой, хотел того Наполеон или нет, нельзя было не считаться». Это пробуждающееся чувство национального достоинства давало о себе знать повсеместно в странах Европы, оказавшихся под пятой французских завоевателей. В Германии оно приняло своеобразную форму интереса людей к далекому прошлому их родины. Поэтов и писателей заинтересовали народные сказки и предания. В скором времени из этого интереса родилось мощное художественное течение, получившее название «романтизм».

В связи с вопросом о характере Наполеоновских войн учитель может поднять вопрос и о народном сопротивлении французской оккупации. Ведь сам Наполеон долгое время не придавал большого значения спонтанным формам сопротивления населения оккупированных стран. Народных мстителей-партизан он называл «чернью», «скопищем разбойников», «бандами». Наполеон был уверен, что они разбегутся и спрячутся по щелям при первых же залпах французских пушек. Поворотным моментом стала катастрофа в испанском городе Байлене.

Известие о ней застало Наполеона в городе Бордо на юго-западе Франции. После торжественной церемонии в префектуре он удалился в свои покои, чтобы ознакомиться с почтой, которую каждый день привозили ему курьеры. Вдруг из-за закрытых дверей раздался грохот падающих предметов, звон разбитой посуды и гневные выкрики императора. Бросившиеся к нему офицеры и придворные увидели такую картину: Наполеон, бросив на пол и разбив вдребезги фарфоровый графин, в бешенстве шагал по залитому водой ковру, ломая все, что попадалось под руку. Так он отреагировал на сообщение о капитуляции 23 июля 1808 г. французской дивизии в Байлене. Командующий армией Пьер Дюпон де Летан был одним из лучших боевых генералов. Тем не менее он попал в окружение и, далеко, по мнению Наполеона, не исчерпав всех средств продолжения борьбы, сдался отрядам повстанцев. В плену у испанцев оказалось около восемнадцати тысяч французов. Только генералы и старшие офицеры получили право вернуться домой. Большинство солдат погибло в плену.

Поражение при Байлене произвело и на испанцев, и на все народы Европы огромное морально-психологическое воздействие. «Байленская катастрофа была не только позором империи, — подчеркивал А. З. Манфред, — Байлен доказал, что наполеоновская армия перестала быть непобедимой». После этого всю Испанию охватило пламя народной войны против захватчиков. Через две недели после капитуляции Дюпона вспыхнуло восстание в Португалии, 6 августа в этой стране высадились британские войска под командованием Артура Уэлсли, будущего герцога Веллингтона. Французская армия под командованием Жюно не смогла оказать им сопротивление и 30 августа капитулировала в Синтре. То, что французские войска дважды за короткое время бесславно уступили победу своим противникам, повсеместно в Европе было воспринято как первый признак упадка «великой империи» Наполеона.

 

2. Вопрос о военных действиях и их результатах изучается с опорой на карту учебника «Наполеоновские войны 1799—1815 гг.». Работа может быть организована двумя путями.

Первый вариант

Учитель называет основные вехи военных действий, показывая на карте присоединенные к Франции или подконтрольные ей территории. На карте в учебнике они выделены соответственно фиолетовым и розовым цветом. Таким образом, хорошо видно, что большая часть Европы находилась фактически под властью Наполеона. Затем учитель переходит к объяснению выражения «семейная система» Наполеона.

 

Второй вариант

Учащимся предлагается практическая работа с текстом учебника (пункты «Вершина могущества» и «Великая империя и „семейная система“ Наполеона») и картой на с. 22—23 учебника.

image9

1. Составьте хронологическую таблицу присоединения к Франции новых территорий. Определите по карте их месторасположение.

2. Какие европейские страны не попали под власть Наполеона? Определите почему.

3. Дайте определение термину «континентальная блокада». На основе текста учебника, документа на с. 28 «Берлинский декрет Наполеона I о континентальной блокаде» и карты определите, какие способы ее осуществления предусматривались. Была ли она полной и эффективной?

4. Какова суть «семейной системы» Наполеона? Для чего она создавалась? Как вы думаете, была ли она эффективной?

 

3. В ходе изучения вопроса о реформах, проведенных в европейских странах по «французскому образцу», учащиеся повторяют основное содержание законодательства Наполеона, в том числе Гражданского кодекса, а также идеи Французской революции, повлиявшие на деятельность европейских правительств. Важно рассмотреть положительное влияние этих реформ на государственное устройство некоторых европейских стран. Для этого можно использовать карту в учебнике «Кодекс Наполеона в Европе» и документы «Из докладной записки о реорганизации прусского государства... » и «Из конституции Испании 1812 г.». Работа строится на основе рассказа учителя с элементами беседы. Результаты беседы можно оформить в виде заполненной таблицы задания 15 на с. 6 в рабочей тетради.

image9

1. Вспомните содержание нового законодательства, созданного при Наполеоне. Какое значение оно имело для Франции?

2. Рассмотрите карту «Кодекс Наполеона в Европе» и назовите страны, в которых он применялся. Какое значение для этих стран имели реформы, проводимые Наполеоном?

3. Прочитайте в учебнике документы «Из докладной записки о реорганизации прусского государства... » и «Из конституции Испании 1812 г.» и ответьте на поставленные к ним вопросы. Какие идеи Французской революции и наполеоновского времени отразились в них?

 

4. На последнем этапе урока рассматривается поход Наполеона в Россию и гибель его империи. Учитель кратко характеризует поход в Россию. Наглядно показать одну из основных причин гибели империи можно при помощи схемы «Консульство Наполеона», предложенной на предыдущем уроке. В ней одной из основ Французской республики является армия. Ликвидация этой основы выявляет неустойчивость всей системы, которая и рухнула под ударами войск союзников в 1814 г.

Затем учитель делает выводы о значении наполеоновских войн и о влиянии событий во Франции на жизнь Европы.

 

Второй вариант проведения урока

План урока

1. Европа и наполеоновская Франция.

2. «Великая армия» Наполеона. Завоевательные походы.

3. Реформы в завоеванных странах и значение Наполеоновских войн для Европы.

Урок проводится в форме международной конференции, подобной Венскому конгрессу.

Опережающее домашнее задание. Класс делится на группы, каждая из которых представляет одну из стран: Францию, Испанию, Великобританию, Россию, Пруссию и другие германские княжества, Австрию, Великое герцогство Варшавское.

Каждая группа выполняет следующие задания:

а) выявить влияние наполеоновской Франции на каждую страну и в виде документа сформулировать ее отношение к действиям Наполеона. Франция формулирует позицию в отношении соседних государств;

б) определить военные силы страны, которые можно противопоставить «великой армии» Наполеона, изучить участие страны в военных действиях и их результаты.

Ход урока

Учащиеся рассаживаются за столами по группам, на каждом столе — табличка с названием страны, которую они представляют.

1. Представители каждой страны зачитывают подготовленный документ, выражающий их отношение к Франции. Учитель записывает на доске основные положения. Учащиеся могут зафиксировать их в задании 15 на с. 6 в рабочей тетради.

Общие требования: возвратить законным государям земли на левом берегу Рейна и в Северной Италии; отменить действие Кодекса Наполеона на захваченных и присоединенных территориях (Кодекс разрушал феодальные порядки, поэтому значительная часть населения не препятствовала Наполеону и даже содействовала успеху в его войнах). Вся монархическая Европа была возмущена расстрелом члена бывшей французской королевской семьи герцога Энгиенского. Все страны не устраивало стремление Наполеона к мировому господству.

Испания была союзницей Франции, но после того как Наполеон обманным путем лишил власти законного короля Карла IV и посадил на испанский трон своего брата Жозефа Бонапарта, началось восстание, которое приобрело форму народной (партизанской) войны.

Великобритания. Война с Францией легла тяжелым бременем на население (вводились дополнительные налоги). В 1802 г. Англия заключила мир с Францией, по которому возвращала Франции, Испании и Голландии захваченные у них колониальные владения. Английские войска вышли из Египта. Но в 1803 г. война возобновилась, так как Наполеон покушался на о. Мальту — оплот Англии в Средиземном море. С 1806 г. Наполеон ввел континентальную блокаду, на которую Англия ответила морской контрабандой.

Россия была недовольна континентальной блокадой Англии, так как нарушались тесные торговые связи.

Пруссия и другие германские княжества. Наполеоновские войны оказали огромное влияние на судьбы немецкого народа. В Германии была установлена гегемония Наполеона, а значительная ее часть оказалась под французским господством. В 1803 г. начался процесс ликвидации мелких княжеств и владений, земли которых были присоединены к более крупным государствам. Был создан Рейнский союз, его протектором стал Наполеон. Союз к 1812 г. охватил все немецкие государства, за исключением Австрии и Пруссии. В Рейнском союзе были проведены многие антифеодальные преобразования, в частности отменена крепостная зависимость крестьянства, в некоторых землях вводился Гражданский кодекс. В 1806 г. созданию Рейнского союза пыталась воспрепятствовать Пруссия, но вступление ее в войну закончилось тем, что Наполеон захватил Берлин и оккупировал всю страну. Только благодаря вмешательству Александра I Наполеон по Тильзитскому миру 1807 г. согласился на ее сохранение. Пруссия потеряла земли западнее Эльбы, польские земли, должна была заплатить большую контрибуцию и примкнуть к континентальной блокаде. В 1812 г. некоторые немецкие государства, в том числе Пруссия, были вынуждены стать союзниками Французской империи в войне против России.

Австрия. Войны, которые вели Габсбурги против Франции, заканчивались, как правило, поражениями. В 1805 г. Наполеон захватил Вену, а в 1806 г. под нажимом Наполеона Габсбурги вынуждены были навсегда расстаться с титулом императоров Священной Римской империи германской нации. Монархия стала называться Австрийской империей. В 1809 г. французы в очередной раз разгромили австрийцев. После этого министром иностранных дел стал Клеменс Меттерних. В 1812 г. некоторые немецкие государства, в том числе Австрия, были вынуждены стать союзниками Французской империи в войне против России.

Великое герцогство Варшавское. Ввело Кодекс Наполеона, который разрушал феодальные порядки, в частности упразднял феодальную зависимость крестьян, но сохранял повинности и сословные привилегии дворянства.

Франция. Непрерывные войны истощили страну; зрело недовольство стремлением Наполеона завоевать весь мир.

Таким образом, формулируются европейские международные противоречия в начале XIX в.

Далее каждой группе предлагается оценить свое участие в войнах с Францией, определив и обосновав характер войны для своей страны: захватнический, освободительный, народный, патриотический.

 

2. Учащимся предлагается выявить особенности, слабые и сильные стороны армии Наполеона, которая стала первой регулярной армией в Европе. Она состояла в основном из лично свободных крестьян, получивших землю или надеявшихся ее получить, а не из наемников, как в большинстве стран. Наполеон был талантливым полководцем, выдающимся государственным деятелем. Во главе армии стояли способные командиры.

Каждая группа соотносит сведения о наполеоновской армии с данными о вооруженных силах своей страны. Одновременно изучается карта в учебнике, на которой видны результаты военных действий. Затем каждая группа кратко излагает полученные сведения.

 

3. Учащимся предлагается перечень тезисов, отражающих проведенные Наполеоном реформы и значение Наполеоновских войн для последующей жизни Европы. Каждая группа по очереди комментирует предложенный тезис, объясняя его значение.

Тезисы

1. Введение Кодекса Наполеона и новых принципов законодательства (право частной собственности, свобода предпринимательской деятельности и т. п.).

2. Отмена сеньориальных прав в ряде германских государств и Испании.

3. Отмена крепостной зависимости крестьян в Великом герцогстве Варшавском и Пруссии.

4. Реформирование армии и введение всеобщей воинской повинности в Пруссии.

5. Создание конституции Испании, в основе которой были идеи национального суверенитета и разделения властей.

6. Расширение культурного влияния Франции, в частности распространение французского языка.

7. Пробуждение в европейских народах чувства патриотизма, любви к своей родине.

На завершающем этапе урока можно обсудить проблемные вопросы:

В чем причины гибели империи Наполеона? Была ли она закономерной?

Ответы на кроссворд, помещенный на с. 12 рабочей тетради. 1. Кодекс. 2. Плебисцит. 3. Префект. 4. Узурпатор. 5. Нотабли. 6. Фонтенбло. 7. Цензура. 8. Талейран. 9. Император.

Ответы на кроссворд, помещенный на с. 13 рабочей тетради. 1. Конкордат. 2. Булонь. 3. Трафальгар. 4. Тулон. 5. Питт. 6. Лейпциг. 7. Тильзит. 8. Инфляция.






загрузка...
загрузка...
загрузка...