загрузка...

НОВАЯ ИСТОРИЯ 1800-1900 8 класс
Методические рекомендации - Пособие для учителя

Тема 8. Конец столетия: преобладание Европы

 

Урок 30. Противостояние в Европе

 

Внутрипредметные связи. Национальные войны 50-х — начала 70-х гг. XIX в. Принципы реальной политики.

Основные факты и понятия. Союз трех императоров. Русско-турецкая война (1877—1878 гг.). Сан-Стефанский мир. Берлинский конгресс. Тройственный союз (1882 г.). Русско-французский союз (1891 г.).

Первый вариант проведения урока

План урока

1. Соотношение сил в Европе в 70—90-е гг. XIX в.

2. Союз трех императоров.

3. Русско-турецкая война и Берлинский конгресс.

4. Создание новых союзов европейских государств.

Ход урока

1. Учитель подчеркивает тот факт, что национальные войны 50-х — начала 70-х гг. заметно изменили облик Европы. О том, какие изменения произошли, учащиеся смогут узнать в ходе беседы и вычерчивания на доске меловой схемы (см. на с. 130).

image83

1. Какие европейские государства оказывали определяющее влияние на европейскую политику в первой половине XIX в.?

2. Какие государства в результате национальных войн приобрели большее значение?

3. Как изменилось положение Франции и Германии в результате франко-прусской войны?

4. Как повлияла Крымская война на международное положение России?

5. Как изменилось положение Австрии в связи с поражением в войне 1866 г.?

6. После окончания Крымской войны Великобритания перешла к политике «блестящей изоляции», т. е. перестала интересоваться европейскими делами. Почему это могло произойти?

 

Новое соотношение сил в Европе

 

image85

 

2. Далее учащимся предлагается информация о создании Союза трех императоров, которую они должны прокомментировать.

В 1873 г. сложилась группировка трех государств — Германии, Австро-Венгрии и России, связанных между собой обязательствами о взаимных консультациях по международным вопросам и взаимопомощи в случае войны. Она получила название Союза трех императоров. Инициатором его создания был Бисмарк. Подумайте, какие цели преследовала каждая страна. В учебнике написано, что союз не мог быть прочным. Какие противоречия сохранялись между странами? Ответ на последний вопрос может быть записан в задание 10 на с. 102 в рабочей тетради.

 

3. Предлагаем два варианта при изучении русско-турецкой войны и решений Берлинского конгресса.

Первый вариант

Учитель рассказывает о сути очередного восточного кризиса и об отношении стран к нему. Далее он кратко повествует о русско-турецкой войне 1877—1878 гг., обращая внимание на тяготы войны. Можно использовать в качестве иллюстративного материала картины В. В. Верещагина (с. 282, 284, 285 учебника), на которых показаны масштабы и ужасы войны.

Затем изучаются условия Сан-Стефанского мирного договора, отношение к нему европейских государств и пересмотр их на Берлинском конгрессе. При этом необходимо обратиться к карте «Балканы в последней трети XIX в.». На ней отчетливо видны размеры будущего независимого Болгарского государства и территории, ставшие независимыми: Румыния, Сербия и Черногория. По карте также можно проследить коррективы, внесенные в Сан-Стефанский мирный договор на Берлинском конгрессе.

Второй вариант

Учитель организует практическую работу учащихся с учебником и картой. Учащиеся получают следующее задание:

Прочитайте в учебнике пункты «Восточный кризис и русско-турецкая война 1877—1878 гг.» и «Берлинский конгресс».

1. В чем состояла суть восточного кризиса?

2. Каковы были интересы России, Австро-Венгрии и других европейских государств в этом вопросе?

3. Изучите условия Сан-Стефанского мирного договора по карте «Балканы в последней трети XIX в.» и сделайте выводы относительно успешности войны для балканских народов, России, Австро-Венгрии, Османской империи.

4. Почему европейские государства были недовольны условиями мира?

5. Удалось ли европейским государствам на Берлинском конгрессе изменить условия мира в свою пользу? Изучите по карте эти изменения.

6. В начале XX в. Балканы называли «пороховой бочкой Европы». Как на Берлинском конгрессе «подсыпали пороха в эту бочку»?

 

4. На последнем этапе урока изучается новая расстановка сил в 80—90-е гг. XIX в. Она связана с обострением русско-австрийских и русско-германских противоречий и вынужденным сближением России с Францией. В результате этих изменений сформировались два новых союза: Тройственный (Германия, Австро-Венгрия и Италия) в 1882 г. и русско-французский в 1891 г. Они стали основой того, что в учебнике названо «вооруженным миром».

Учитель кратко излагает данный материал, а затем предлагает ученикам в качестве закрепления объяснить выражение «вооруженный мир».

image84

Прочитайте в учебнике документы «Тройственный союз...» и «Из русско-французской военной конвенции...» на с. 318—319 и ответьте на вопрос к ним. Нет ли противоречия в том, что сохранение мира обеспечивается военными соглашениями?

 

Второй вариант проведения урока

Урок проводится в форме международной конференции.

Опережающее домашнее задание. Класс делится на пять групп соответственно пяти странам, наиболее активно участвовавшим в европейской политике 70— 90-х гг. XIX в.: Австрия, Россия, Франция, Великобритания, Германия. Каждая группа выполняет следующие задания:

1. Прочитайте в учебнике § 29, соберите всю информацию о своей стране.

2. Подготовьте заявление министерства иностранных дел вашей страны о целях и приоритетах внешней политики и возможности участия в международных союзах в начале 70-х гг.

3. Выполните задание 13 на с. 104 в рабочей тетради.

План урока

1. Цели и приоритеты внешней политики ведущих европейских держав.

2. Участие в восточном кризисе. Берлинский конгресс.

3. Новая расстановка сил: Тройственный союз и русско-французский союз.

Ход урока

1. Каждая группа (делегация) садится за отдельный стол, на котором стоит табличка с названием страны. Группу, представляющую Германию, целесообразно посадить впереди, на самом видном месте, так как Германия будет играть в международных отношениях изучаемого периода ведущую роль.

Урок начинается с обсуждения роли Германии в международных делах. Учащимся может быть предложена готовая схема «Новое соотношение сил в Европе» (см. первый вариант проведения урока), на основе которой они и объяснят, почему группа, представляющая Германию, посажена впереди всех.

Далее представители каждой страны зачитывают свои программные заявления о целях и приоритетах внешней политики и возможности участия в международных союзах в начале 70-х гг.XIX в.

 

2. На втором этапе урока группы оказываются в ситуации восточного кризиса. Их задача — найти выход из сложившейся ситуации. Ее описание строится на основе текста учебника.

Материал для учащихся

В состав Османской империи входили балканские народы, которые различались по своему положению. Народы Сербии, Черногории, Румынии пользовались широкой самостоятельностью и были близки к полному освобождению. Народы Боснии и Герцеговины, Македонии, Болгарии были по-прежнему ограничены в своих правах. Их положение было особенно тяжелым. Им еще только предстояло завоевать свободу.

В 1875 г. против турецкого господства началось восстание в Боснии и Герцеговине, населенной католиками, православными и мусульманами. В следующем, 1876 г. восстали болгары. Поддержку повстанцам оказали Сербия и Черногория, которые объявили войну Османской империи. Но османские войска подавили восстания в Боснии и Болгарии, причем с жестокостью, которая возмутила общественное мнение и правительства европейских государств. Армии Сербии и Черногории также потерпели поражение. Возникла угроза самостоятельности обоих княжеств.

image86

Проанализируйте ситуацию и определите позицию своей страны в этом вопросе. Высказав свое мнение и выслушав выступления других групп, определите свое отношение к их позициям (разделяете ли вы их или нет; свой ответ аргументируйте).

После выступления групп учитель подводит итоги и кратко рассказывает о русско-турецкой войне 1877—1878 гг.

Далее группам предлагается обсудить условия Сан-Стефанского мирного договора и решение Берлинского конгресса. Материал о них есть в учебнике на с. 285—286. В сильном классе можно предложить работу с источником.

 

Сан-Стефанский мирный договор между Россией и Турцией

19 февраля 1878 г.

Ст. 2. Блистательная Порта признает окончательно независимость княжества Черногории.

Ст. 3. Сербия признана независимой...

Ст. 5. Блистательная Порта признает независимость Румынии, которая предъявит свои права на вознаграждение...

Ст. 7. Князь Болгарии будет свободно избираем населением и утверждаем Блистательной Портой с согласия держав...

Ст. 8. Оттоманские войска не будут более находиться в Болгарии, и все прежние крепости будут срыты за счет местного правительства.

...Численность оккупационного русского корпуса не будет превосходить пятидесяти тысяч человек.

Ст. 12. Все крепости на Дунае будут срыты...

Ст. 19. Принимая во внимание финансовые затруднения Турции и сообразуясь с желанием его величества султана, император всероссийский соглашается заменить уплату большей части исчисленных в предыдущем параграфе сумм следующими территориальными уступками (следует перечисление территорий, в том числе Каре и Батум, а также часть Бессарабии).

Ст. 24. Босфор и Дарданеллы будут открыты, как во время войны, так и во время мира, для торговых судов нейтральных держав, приходящих из русских портов или отправляющихся в оные. Вследствие сего Блистательная Порта обязуется впредь более не установлять недействительной блокады портов Черного и Азовского морей...

Определите отношение своей страны к содержанию договора.

Далее учитель знакомит группы с основным содержанием Акта Берлинского конгресса 1 июля 1878 г., они высказывают и обосновывают свое отношение к нему. Результаты работы могут быть записаны в задании 11 в рабочей тетради на с. 102.

 

3. На последнем этапе урока группам предлагаются два документа:  Тройственный союз...», «Из русско-французской военной конвенции...» (с. 318—319 учебника). Группы, представляющие Германию и Австро-Венгрию, изучают первый документ, а Россию и Францию — второй. Учащиеся должны ответить на вопрос после документов (с. 319 учебника) и выполнить задания 14 и 15 на с. 105 в рабочей тетради.

Группа, представляющая Великобританию, объясняет, почему она не присоединилась ни к одному из договоров.

В ходе обсуждения результатов работы учащимся предлагаются вопросы.

1. Что способствовало стабилизации международного положения к концу XIX в.?

2. В чем европейские державы видели главную гарантию обеспечения безопасности?

3. Нет ли противоречия в том, что сохранение мира обеспечивается военными соглашениями?

4. Объясните понятие «вооруженный мир».

5. Какая страна являлась потенциальной угрозой нарушения этого мира?

Творческое задание. Конец XIX — начало XX в. являлись относительно мирной полосой в истории Европы. От имени страны, которую вы представляете, опишите свой вклад в дело мира.






загрузка...
загрузка...