загрузка...


НОВАЯ ИСТОРИЯ 1800-1900 8 класс
Методические рекомендации - Пособие для учителя

Тема 6. Национальные войны и «революции сверху»

 

Уроки 22—23. Эпоха реформ (реформы в европейских государствах и США в середине — второй половине XIX в.)

 

Внутрипредметные связи. Политическая обстановка в европейских странах в первой половине XIX в. Революции 1848—1849 гг. Национальные войны: объединение Германии и Италии. Правление во Франции Наполеона III. Первая американская революция и демократия в США в XVIII — первой половине XIX в.

Основные факты и понятия. «Революции сверху в 50—60-е гг. XIX в. Введение всеобщего избирательного права в Германии. Образование Австро-Венгрии. Либеральные реформы во Франции. Вторая парламентская реформа в Великобритании. Конституции 1868 и 1876 гг. в Испании. Аболиционизм. Гражданская война в США (1861 —1865). Отмена рабства в США в 1863 г. Реконструкция Юга.

Первый вариант проведения уроков

Поскольку материал достаточно объемный, целесообразно разделить его на две части. На первом уроке изучаются реформы в европейских государствах в 50—60-е гг. XIX в., а на втором — события в США в середине — второй половине XIX в.

Урок 1. Реформы в европейских государствах в 50—60-е гг. XIX в.

План урока

1. Политическая обстановка в европейских странах в первой половине ХIХ в.

2. Причины реформ 50—60-х гг.

3. Реформы в основных европейских странах:

а) Бисмарк проводит реформы в Германии;

б) реформы в итальянских государствах;

в) возникновение Австро-Венгрии;

г) либеральная империя во Франции;

д) либеральные реформы в Великобритании;

е) либеральные конституции в Испании.

Опережающее домашнее задание. Класс делится на шесть групп соответственно странам, которые будут изучаться на уроке: Германия, Италия, Австро-Венгрия, Франция, Великобритания и Испания. Каждая группа повторяет пройденный материал о стране и изучает реформы, которые были в ней проведены.

Германия — § 3, пункт «Судьба реформ»; § 7, пункт «Таможенный союз в Германии»; § 11, пункты «Эра Меттерниха», «Политическая реакция», «Национально-культурное возрождение»; § 18, пункты «Попытки либеральных преобразований в германских государствах», «Борьба за объединение Германии», «Контрреволюция в Германии»; § 20, пункт «Северогерманский союз».

Италия — § 5, пункт «Революции в Испании, Португалии и Италии»; § 11, пункт «Движение за национальное возрождение Италии»; § 18, пункт «Поражение итальянских демократов»; § 20, пункты «Рисорджименто», «Образование Итальянского королевства».

Австро-Венгрия — § 3, пункт «Судьба реформ»; § 11, пункт «Эпоха реформ в Венгрии», «Разделяй и властвуй!»; § 18, пункт «Освободительная война в Венгрии».

Франция — § 3, пункт «Судьба реформ»; § 6, пункт «Июльская революция во Франции»; § 9, пункт «Республиканские восстания во Франции»; § 10, пункты «Доктринеры во Франции», «Правительственная „система“ Луи-Филиппа»; § 18, пункты «Вторая республика во Франции», «Наполеон Малый».

Великобритания — § 7, пункты «Борьба за реформы в Великобритании», «Избирательная реформа 1832 г.», «Движение за свободу торговли»; § 9, пункты «Народная Хартия», «Подъем и упадок чартистского движения»; § 10, пункт «Британские консерваторы».

Испания — § 3, пункт «Судьба реформ»; § 5, пункт «Революции в Испании, Португалии и Италии»; § 11, пункт «Тайны мадридского двора».

 

Реформы в европейских странах в 50—60-е гг. XIX в.

 

Германия

Италия

Австро-Венгрия

Франция

Великобритания

Испания

Создание государственных органов объединенной Германии. Введение всеобщего избирательного права.

Введение единого гражданства

Присоединенные к Пьемонту государства приняли его либеральное законодательство: власть короля была ограничена конституцией — Статутом, существовал выборный парламент, признавались неприкосновенность личности и жилища, частной собственности, свобода печати, собраний, ассоциаций, упразднялся ряд сословных привилегий

Признание Венгрии равноправной частью нового государства — Австро-Венгрии. Восстановление венгерской конституции, в которой закреплялись политические права и свободы, принципы разделения властей, ответственного министерства

Восстановление свободы печати и собраний. Контроль палат за деятельностью министров. Парламент получил законодательные функции

Демократизация избирательного права (число избирателей удвоилось). Школьная и военная реформы. Закон об университетах. Закон о деятельности тред-юнионов. Закон о тайном голосовании на выборах

Введение принципа разделения властей. Всеобщее избирательное право. Введение основных политических прав и свобод

 

image59

1. Найдите на карте изучаемую страну, опишите ее географическое положение, покажите столицу.

2. Вспомните основные политические события, происходившие в этой стране в первой половине XIX в. Как обстояло дело с либеральными и демократическими преобразованиями?

3. Какие реформы были проведены в стране в 50—60-е гг.?

4. Запишите сведения о своей стране в таблицу «Реформы в европейских странах в 50—60-е гг. XIX в.» (см. ниже). Каково было значение реформ?

Ход урока

1. Представители каждой группы рассказывают о представляемой ими стране, показывают ее на карте «Национальные войны. Объединение Германии и Италии», характеризуют политические события в первой половине XIX в. Главная задача — показать реальную ситуацию в области либеральных и демократических реформ к началу 50-х гг.

 

2. Учитель характеризует причины реформ, осуществленных в 50—60-е гг. в ряде европейских государств, раскрывает понятие «революции сверху». Учащиеся могут выполнить задание 7 на с. 77 в рабочей тетради.

Причины и предпосылки «революций сверху» в Европе учащиеся записывают в тетрадь в виде тезисов:

1. Революции 1848—1849 гг. продемонстрировали стремление народов к свободе и справедливости.

2. Национальные войны велись под лозунгами защиты национальных интересов, от народа требовали определенных жертв во имя победы, а взамен должны были считаться с интересами народа.

3. Государства ради самосохранения стали проводить реформы («лучше отменить крепостное право сверху, чем его отменят снизу»).

4. Пример стран, где произошли революции 1848—1849 гг., способствовал проведению глубоких реформ в тех странах, где революций удалось избежать (Россия, Великобритания, Испания, Османская империя).

 

3. Далее организуются выступления групп, в которых они раскрывают основные реформы, проведенные в их странах. Материал заносится в таблицу «Реформы в европейских странах в 50—60-е гг. XIX в.», либо используется таблица в задании 11 на с. 78 в рабочей тетради. Учитель корректирует и дополняет материалы учеников.

На этом этапе можно также предложить работу с документом «Из акта о парламентской реформе 1867 г. в Великобритании» на с. 227—228 учебника по вопросам, предложенным после текста. Также можно обсудить задания 6, 8 на с. 76—77 рабочей тетради. Если времени недостаточно, эта работа может быть предложена в качестве домашней.

В конце урока обсуждается значение проведенных в названных странах реформ. Особо следует обратить внимание на важнейшее значение объединения Германии и Италии для их социально-экономического развития. Была решена гигантская задача унификации административной, финансово-кредитной, налоговой, судебной систем и иных сфер государственной деятельности.

Кроме того, в большинстве европейских стран были введены основные либеральные свободы, и их народы получили (в разной мере) возможность участвовать в управлении государством.

 

Урок 2. США в середине — второй половине XIX в.

План урока

1. Состояние демократии в США в первой половине XIX в.

2. Вопрос о рабовладении в США.

3. Гражданская война — вторая американская революция.

4. Итоги военных действий. Реконструкция Юга.

На уроке можно использовать фрагменты художественного фильма «Унесенные ветром».

Ход урока

1. В начале урока учитель напоминает ученикам политическую историю США в предшествующий период. Это целесообразно сделать с помощью повторительной беседы, вопросы для которой могут стать опережающим домашним заданием.

image60

1. Когда образовались Соединенные Штаты Америки?

2. Какое государственное устройство было в этой стране?

3. Какие проявления демократии наблюдались в США в первой половине XIX в.?

4. Какие проблемы в политической жизни страны не были решены? Как сочеталась демократия с существованием рабства и притеснением индейцев?

 

2. Последний вопрос беседы выводит учеников на проблему существования в США рабства. Предлагаем два варианта изучения вопроса.

Первый вариант

Учитель рассказывает о проблеме рабства и возникновении аболиционистского движения. В рассказе можно использовать фрагменты из книги Ч. Диккенса «Американские заметки», опубликованной в октябре 1842 г., а также задание 12 на с. 78—79 в рабочей тетради.

Комментарий для учителя

«Всего неделю тому назад почтенный, убеленный сединами человек, слава и гордость породившей его страны... в течение нескольких дней держал ответ перед этим самым собранием (палатой представителей Конгресса США), судившим его за то, что он осмелился назвать позорной отвратительную торговлю, где товаром являются мужчины, женщины и их еще не рожденные дети. Да так оно и было. А ведь в том же городе, в золоченой раме под стеклом выставлена для всеобщего обозрения и восхищения Совместная Декларация Тринадцати Соединенных Штатов Америки, где торжественно провозглашается, что все люди созданы равными и создатель наделил их неотъемлемым правом на жизнь, свободу и поиски счастья, — ее показывают иностранцам не со стыдом, а с гордостью, ее не обернули лицом к стене, не сняли с гвоздя и не сожгли!»

«Вознаграждение за негров», «вознаграждение за негров», «вознаграждение за негров» гласят крупные буквы объявлений в длинных колонках набранных убористым шрифтом газет. Гравюры на дереве, изображающие беглого негра в наручниках, скорчившегося перед грубым преследователем в высоких сапогах, который поймал его и держит за горло, приятно разнообразят милый текст. Передовая статья возмущается «отвратительной дьявольской проповедью — уничтожения рабства, противной всем законам бога и природы». Чувствительная мама, которая, сидя на своей прохладной веранде, с улыбкой одобрения читает в газете эти веселые строки, успокаивает своего малыша, цепляющегося за ее юбку, обещанием подарить ему «кнут, чтобы хлестать негритят». Но ведь негры, и маленькие и большие, состоят под защитой общественного мнения!

Ниже приводим несколько образцов газетных объявлений... которые каждый день во множестве публикуются и поныне.

«Сбежала чернокожая Бетси. К правой ноге прикован железный брусок».

«Сбежал негр Мануэль. Неоднократно клеймен».

«Сбежал негритенок лет двенадцати. Носит собачий ошейник из цепи с надписью „де Лампер“».

«Двадцать пять долларов в награду за моего раба Исаака. На лбу шрам от удара кулаком, на спине — от пули из пистолета».

По ходу рассказа учащимся могут быть предложены вопросы и задания.

1. Изучите по карте «Территориальное расширение США в XIX в. Гражданская война 1861— 1865 гг.» границы распространения рабства. В каких штатах рабства не было, а в каких оно было распространено и почему?

2. Почему вопрос о рабстве стал активнее обсуждаться в 40—50-е гг.? (Ответ на этот вопрос можно вписать в рабочую тетрадь при выполнении задания 9 на с. 77.)

3. Определите, кому могут принадлежать высказывания:

а) «Предупреждаю аболиционистов, этих невежд, этих взбесившихся варваров, что, если кто-нибудь из них случайно попадет к нам в руки, пусть готовит свою шею к петле».

б) «Мы не призываем вас убивать рабовладельцев, но мы настойчиво советуем вам отказываться работать бесплатно. Решайтесь. Лучше умереть, чем передать рабство своим потомкам. Помните, что тысячи ваших друзей, как цветных, так и белых, в свободных штатах с беспокойством ожидают, когда вы проявите свою волю добиться свободы».

в) «Система плоха, и я лично покончил бы с ней, если б мог, — весьма охотно. Но она не так плоха, как полагаете вы, англичане. Вас вводят в заблуждение разглагольствования аболиционистов. ...Неужели, по-вашему, бесчеловечное обращение с невольниками может быть общепринятым, если оно понижает их ценность и, значит, противоречит интересам самого хозяина?»

 

Второй вариант

Учитель организует небольшую самостоятельную практическую работу с документами, помещенными в учебнике на с. 228—229: «Рабский труд на хлопковой плантации в США 1845 г.», «Рабы для домашних услуг», «Из закона о выдаче беглых рабов», «Из конституции Южной конфедерации».

image62

1. Опишите рабочий день раба на хлопковой плантации. Как устанавливалась продолжительность рабочего дня и норма выработки?

2. Для каких нужд использовали рабов в доме? Можно ли сказать, что рабов покупали и продавали как вещь?

3. Как поступали с беглыми рабами?

4. Как относилось к рабству правительство южных штатов? Собиралось ли оно улучшать правовое положение рабов?

Обсуждение итогов работы подводит учеников к пониманию необходимости отмены рабства как вопиющего явления в американской жизни того времени.

 

3. Далее изучаются события Гражданской войны 1861 —1865 гг. Учитель зачитывает по учебнику (с. 209) программу Авраама Линкольна и предлагает определить, почему южные штаты выступили против нового президента. Таким образом будут выяснены причины Гражданской войны:

1. Противоречия между двумя общественными системами внутри страны. В основе этих противоречий был вопрос о рабстве, определявший экономические и политические интересы плантаторов. Они стремились к отделению от союза в качестве самостоятельного государства.

2. Правящие круги Севера не желали отделения Юга, так как это означало бы появление у свободных штатов грозного противника в лице новоявленной «иностранной державы».

3. Республиканская партия, возглавляемая А. Линкольном, сплотила всех недовольных политикой Юга, которая препятствовала радикальному решению вопроса о земле в пользу широких масс фермеров.

Далее учитель предлагает ученикам определить повод к войне. Ход военных действий показан на карте в учебнике «Территориальное расширение США в XIX в. Гражданская война 1861 —1865 гг.». Углубляться в подробности военных действий не рекомендуем.

 

4. Большее внимание необходимо уделить результатам войны и вопросу о реконструкции Юга. Предлагаем два варианта изучения вопроса.

Первый вариант

Учитель рассказывает о реформах, проведенных как в ходе войны, так и после нее. Учащиеся записывают реформы в тетрадь:

1) 1862 г. — закон о гомстедах (фермах).

2) 1863 г. — прокламация об отмене рабства без всякого выкупа.

3) 1865 г. — 13-я поправка к конституции США.

4) 1868 г. — 14-я поправка к конституции о равноправии всех граждан США.

5) 1870 г. — 15-я поправка к конституции США о распространении всеобщего избирательного права на бывших рабов.

 

Второй вариант

Организуется практическая работа с документами учебника на с. 229—231: «Закон о гомстедах», «Прокламация об освобождении рабов, изданная президентом США», «Первый закон о реконструкции Юга», «13-я поправка к конституции США», «14-я поправка к конституции США», «15-я поправка к конституции США».

1. Что такое гомстед и какое значение имело его получение?

2. Какие ограничения устанавливал закон на его получение? Каково их значение?

3. Определите, какие политические реформы предусматривала реконструкция Юга. На основании документов выпишите, какие реформы были действительно проведены.

Обсуждение результатов работы станет обобщением и закреплением материала урока. Если позволяет время, ученикам предлагается для обсуждения вопрос о том, почему события 1861 —1865 гг. называют Гражданской войной и второй американской революцией. Ответ на этот вопрос можно записать в рабочую тетрадь, выполнив задание 10 на с. 77.

Творческое задание. Опишите эпоху реконструкции Юга с точки зрения крупного землевладельца или бывшего раба. Перечислите положительные и отрицательные стороны жизни после Гражданской войны.

 

Второй вариант проведения урока

Ввиду отсутствия учебного времени материал данного сдвоенного параграфа можно изучать на одном уроке по плану, предложенному ниже. В этом случае класс делится на группы, каждая из которых изучает и представляет одну из стран, в том числе и США.

План урока

1. Причины реформ 50—70-х гг. в Европе и США.

2. Реформы в основных европейских странах:

а) Бисмарк проводит реформы в Германии;

б) либеральная империя во Франции;

в) либеральные реформы в Великобритании;

г) либеральные конституции в Испании.

3. Гражданская война в США. Реконструкция Юга.

4. Первые итоги либеральных демократических преобразований 50—70-х гг. XIX в.






загрузка...
загрузка...