загрузка...


НОВАЯ ИСТОРИЯ 1800-1900 8 класс
Методические рекомендации - Пособие для учителя

Тема 5«Весна народов»

 

Урок 19. Революции 1848—1849 гг.

 

Внутрипредметные связи. Социальный вопрос. Венская система международных отношений. Габсбурги и Гогенцоллерны. Идея объединения Германии.

Основные факты и понятия. «Весна народов». Причины революций 1848 г. Вторая республика во Франции. Луи Наполеон Бонапарт. Проект конституции Германии. Итоги революций 1848—1849 гг.

План урока

1. «Весна народов».

2. Причины революций 1848—1849 гг.

3. Особенности революционных событий во Франции, в германских государствах, Венгрии, Италии.

4. Итоги революций.

Ход урока

1. Учитель начинает урок с рассказа о событиях, произошедших в Европе в феврале — марте 1848 г. Они получили название «весна народов». Беспрецедентность этих событий состоит в том, что революции произошли практически одновременно в крупнейших странах Европы. По ходу рассказа целесообразно обратить внимание учащихся на карту в учебнике «Революции 1848—1849 гг.». Учащимся могут быть предложены вопросы и задания:

image52

1. Подумайте, почему современники назвали революционные события 1848 г. «весной народов».

2. В каких странах Европы произошли восстания? При ответе используйте карту.

3. В каких странах революционные события не произошли и почему?

Можно выполнить задание 2 на с. 63 рабочей тетради.

 

2. Далее изучаются причины революционных событий. Работу целесообразно организовать в форме беседы с учащимися, поскольку о многих проблемах европейских государств они уже знают из предыдущих параграфов.

image53

1. Вы знаете, что после революций 30-х гг. в Европе возникает и широко распространяется демократическое движение. Какие политические проблемы ставили на первое место демократы? Были ли они решены к середине XIX в.?

2. В чем состояла острота социального вопроса? Мог ли он стать причиной революционных выступлений?

3. В 1846—1847 гг. в Европе разразился экономический кризис. Он сопровождался падением промышленного производства. Как кризис мог повлиять на положение рабочих? Мог ли он стать одной из причин революционных событий?

4. Народы многих стран были недовольны собственным государственным устройством, в частности отсутствием независимого государства. Назовите эти народы. Могли ли идеи объединения и независимости стать причиной народных выступлений?

В результате беседы ученики формулируют и записывают в тетради следующие причины революций 1848— 1849 гг.:

1) неудовлетворенность населения политическими порядками (сохранение абсолютизма в некоторых странах, отсутствие всеобщего избирательного права);

2) острота социального вопроса (тяжелое положение рабочих);

3) экономический кризис, ухудшивший положение рабочих;

4) национальные проблемы (отсутствие у некоторых народов самостоятельных или единых государств).

Предпосылки и причины революций можно записать, выполняя задание 1 на с. 63 рабочей тетради.

 

3. Предлагаем два варианта изучения данного вопроса.

Первый вариант

Особенности революционных событий в разных странах можно изучать на основе групповой работы. Класс делится на четыре группы, каждая из которых изучает материал об одной из стран: Франции, Германии, Венгрии, Италии. Работа строится по вопросам и заданиям.

1. Прочитайте в учебнике пункты, рассказывающие о событиях в той стране, которую вы изучаете (Франция — «Весна народов», «Вторая республика во Франции», «Национальные мастерские», «Июньское восстание рабочих», «Наполеон Малый»; Германия — «Попытки либеральных преобразований в германских государствах», «Борьба за объединение Германии», «Контрреволюция в Германии»; Венгрия — «Освободительная война в Венгрии», документ на с. 189; Италия — «Весна народов», «Поражение итальянских демократов»).

2. Составьте календарь (хронологическую таблицу) революционных событий. Изучите карту «Революции 1848—1849 гг.» и определите, насколько активными были революционные события в стране.

3. Выпишите преобразования, которые были осуществлены в ходе революции. Отметьте, какие из них сохранились после окончания революции.

4. Какие результаты имели революционные события в стране?

 

Второй вариант

Организуется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и выполнение заданий в рабочей тетради: задание 7 на с. 65, задания 3—6, 9—10 на с. 64—67 (соответственно изучаемой стране).

 

4. Обсуждение результатов работы класса по предыдущему вопросу станет основой для подведения общих итогов революций 1848—1849 гг., которое делает учитель. При обсуждении этого вопроса можно выполнить задание 11 на с. 67 рабочей тетради.

На этапе обобщения материала урока учащимся можно предложить обсудить вопрос, содержащийся в задании 10 на с. 67 рабочей тетради.

Творческое задание. Прочитайте в учебнике документ «Из конституции Французской республики 4 ноября 1848 г.» на с. 188. Сопоставьте его содержание со своими знаниями о первой республике во Франции и определите, какие идеи были взяты из конституций эпохи Великой французской революции, а какие явились новыми.






загрузка...

загрузка...