загрузка...

НОВАЯ ИСТОРИЯ 1800-1900 8 класс
Методические рекомендации - Пособие для учителя

Тема 4. Промышленная революция и социальный вопрос

 

Урок 17. Последствия промышленной революции

 

Внутрипредметные связи. Промышленная революция. Ремесленники и торговцы. Класс наемных рабочих.

Основные факты и понятия. Социальный вопрос. Тяжелые условия труда рабочих. Демографический взрыв. Эмиграция. Урбанизация.

План урока

1. Суть социального вопроса и причины его возникновения в XIX в.

2. Усиление эмиграции.

3. Урбанизация.

Ход урока

1. Изучение сути социального вопроса начинается с беседы.

image44

1. Промышленная революция привела к упадку ремесленного и мануфактурного производства, лавочной торговли, ростовщичества. Как вы думаете, как это повлияло на связанные с ними слои общества?

2. Перечислите эти слои общества и скажите: как представители каждого из них могли устроиться в новых условиях?

Далее учитель рассказывает о тяжелом положении рабочих в XIX столетии. В рассказе можно использовать документ «Положение рабочих в хлопчатобумажной промышленности Франции» (с. 164 учебника). Учащимся предлагается подсчитать продолжительность рабочего дня и обратить внимание на условия жизни рабочих.

Затем учитель формулирует суть социального вопроса и переходит к определению причин бедственного положения основной массы рабочих. На этом этапе можно использовать логическую схему «Причины обнищания рабочих и социальный вопрос в XIX в.».

 

Причины обнищания рабочих и социальный вопрос в XIX в.

 

 

По ходу работы со схемой учащимся могут быть предложены вопросы и задания:

1. Требовался ли на заводах квалифицированный ручной труд (такой, как в ремесленных мастерских)? Как вы думаете, была ли разница в оплате труда бывшего мастера-ремесленника, знатока своего дела, и неквалифицированного рабочего?

2. Что позволяло хозяевам заводов беспрепятственно снижать заработную плату рабочим и обеспечивать их лишь самыми плохими условиями работы и жизни?

3. Познакомьтесь с цифрами роста населения Европы в XIX в. Подсчитайте, во сколько раз увеличилось население каждой страны, и расставьте названия стран в порядке убывания темпов роста населения. Определите средний прирост населения Европы в XIX в.

 

Страна

Численность населения в начале XIX в.

(млн. человек)

Численность населения к началу XX в.

(млн. человек)

Великобритания

10,5

37

Германия

23

65

Испания

10,5

20

Россия

40

160

Франция

27

38,5

 

4. Порассуждайте, каковы могли быть причины такого демографического взрыва.

 

2. Далее учитель рисует на доске паровой котел, на котором написано слово «население», и предлагает ученикам подумать, что будет, если закрытый котел (в нашем случае — Европа) постоянно нагревать. Ясно, что вода будет превращаться в пар, которому некуда выходить (т. е. постоянно увеличивается население, которому некуда деваться, так как количество рабочих мест ограничено и нет средств к существованию). В конце концов котел взорвется. Для Европы это могло означать подъем рабочего движения, восстания и новые революции. Чтобы котел не взорвался, у него есть клапан, через который выходит лишний пар. В Европе подобным клапаном стала эмиграция.

Ученикам необходимо разъяснить разницу между терминами «эмиграция» и «иммиграция» (уместно обратить внимание на различия в написании). Затем учитель кратко характеризует районы, куда уезжали европейцы, и масштабы этого процесса.

На этом этапе можно использовать задания 20, 21, 23 на с. 53—55 в рабочей тетради.

 

3. Последняя часть урока посвящена урбанизации. Учащимся, возможно, уже встречался этот термин, однако следует все же разъяснить его, обратив внимание на происхождение слова. Урбанизация (от лат. urbanus — городской) — процесс роста крупных городов и сосредоточения в них населения и экономической жизни. Затем, в зависимости от наличия времени, учитель либо сам кратко описывает изменившийся облик европейских городов, либо организует самостоятельную работу с пунктом учебника.

image47

Определите новые черты города, возникшие в результате промышленной революции. Результаты работы можно оформить в виде таблицы (см. задание 26 на с. 56 рабочей тетради).

В завершение урока можно предложить ученикам сформулировать последствия промышленной революции, о которых говорилось на уроке:

1) разорение массы мелких ремесленников и торговцев;

2) обнищание основной массы рабочих;

3) массовая эмиграция из Европы;

4) рост крупных промышленных городов и перемещение туда массы населения и экономической жизни — урбанизация.

Творческие задания. 1. Напишите небольшое рассуждение на тему «Какие, на ваш взгляд, пути решения социального вопроса могли быть реализованы в XIX в.?». 2. Вспомнив материал предыдущих уроков, добавьте экономические последствия к списку социальных последствий промышленной революции.





загрузка...
загрузка...