загрузка...

НОВАЯ ИСТОРИЯ 1800-1900 8 класс
Методические рекомендации - Пособие для учителя

Тема 4. Промышленная революция и социальный вопрос

 

Урок 15. Экономическая политика и технический переворот

 

Внутрипредметные связи. Промышленная революция. Аграрная революция. Технические изобретения конца XVIII в. Паровой двигатель.

Основные факты и понятия. Правительственная политика поощрения отечественной промышленности, ее формы. Протекционизм. Технический переворот, переход к машинному производству машин. Железнодорожная революция.

Первый вариант проведения урока

План урока

1. Правительственная политика поощрения промышленности.

2. Технические изобретения.

3. Формирование новых промышленных районов. Железнодорожная революция.

Ход урока

1. Материал о правительственном поощрении промышленности (протекционизме) знаком ученикам из курсов Новой истории 7 класса и Истории России ХVII— ХVIII вв., поэтому он требует скорее повторения и закрепления, нежели объяснения.

image35

1. Что побуждало консервативные правительства заботиться о развитии промышленности, ведь интересы аристократов и дворян этого не требовали?

2. Вспомните, что такое политика протекционизма.

3. Каковы были формы государственной поддержки промышленности?

4. Проводило ли английское правительство политику протекционизма? Объясните свое мнение.

5. В чем состояли положительные и отрицательные результаты политики протекционизма для развития промышленности европейских стран?

 

2. Вопрос о технических изобретениях первой половины XIX в. можно изучать на основе небольших сообщений учащихся, или чтения по группам пунктов параграфа «Технический переворот в текстильной промышленности», «Соперничество воды и пара», «Индустриализация металлургии», «Рождение парового судоходства», «Железнодорожная революция», или рассказа учителя. Любая форма работы сопровождается заполнением таблицы «Важнейшие технические изобретения XIX в.». При изучении материала целесообразно обращать внимание учеников на иллюстрации изучаемых изобретений, которые помещены в учебнике.

 

Важнейшие технические изобретения XIX в.

 

Отрасль промышленности

Дата изобретения

Страна

Изобретение

Значение изобретения

Текстильная промышленность

1801 г.

Франция

Шелкоткацкий станок

Увеличение количества производимой продукции

 

1810 г.

Франция

Льнопрядильная машина

Увеличение скорости прядения

 

20-е гг. XIX в.

Англия

Автоматическая прядильная машина

Увеличение скорости прядения

 

20-е гг. XIX в.

США

Хлопкоочистительная машина

Увеличение производства хлопка-сырца

 

Середина XIX в.

США

Швейная машина («Зингер»)

Облегчение процесса шитья

Металлургическая промышленность

1784 г.

Англия

Новый метод выплавки чугуна и железа — пудлингование

Улучшение качества металла

Середина 50-х гг. XIX в.

Англия

Бессемеровский метод переплавки чугуна в сталь

Получение из чугуна стали — гибкого, твердого и прочного материала

Середина 60-х гг. XIX в.

Франция

Мартеновская печь

Получение стали не только из чугуна, но и из металлического лома

Машиностроение

Первая половина XIX в.

Англия

Увеличение мощности парового двигателя до нескольких сотен лошадиных сил

Увеличение производительности машин в несколько сотен раз

 

1839 г.

Англия

Паровой молот

Повышение качества изделий машиностроительной промышленности

Транспорт

1807 г.

США

Пароход

Увеличение объема и скорости перевозок

1814 г.

Англия

Паровоз

Сельское хозяйство

Вторая половина XIX в.

Англия

Механическая молотилка, паровой трактор

Данные изобретения были мало распространены, поэтому существенной роли в сельском хозяйстве не играли

 

После заполнения таблицы в сильном классе можно предложить вопросы и задания для ее анализа.

1. Определите, в каких странах были сделаны важнейшие изобретения. В какой из названных стран их было сделано больше всего? Объясните, почему именно названные страны стали первыми в области технических изобретений.

2. Какая новая отрасль промышленности появилась в первой половине XIX в.?

3. Почему технические новшества в сельском хозяйстве появились гораздо позже, чем в промышленности, и очень медленно распространялись?

 

3—4. Вопрос о формировании новых промышленных районов и строительстве железных дорог можно изучать на основе информационного сообщения учителя и работы с двумя картами учебника: «Промышленная революция в Европе» (с. 127) и «Железные дороги в Европе в 1850—1885 гг.» (с. 140).

Учитель говорит о том, что новой чертой развития промышленности в XIX в. стало формирование новых промышленных районов, в которых концентрировалась крупная индустрия. Это происходило в связи с необходимостью приблизить производство к источникам сырья, в частности каменного угля. Данные процессы отражены на карте «Промышленная революция в Европе». Важным фактором развития промышленности стала революция в системе транспорта. Появление железных дорог существенно сократило время и увеличило объемы перевозимых товаров. О темпах железнодорожного строительства свидетельствует карта «Железные дороги в Европе в 1850—1885 гг.». Подробный анализ карт можно предложить ученикам в качестве домашней практической работы.

image36

1. Соотнесите размеры территорий, на которых преобладало сельское хозяйство, и территорий, на которых развивалась промышленность. Сделайте выводы.

2. Найдите на карте места добычи угля. Назовите города или реки, рядом с которыми они находятся.

3. Какие производства расположены рядом с угледобывающими? Случайно ли это?

4. Почему многие предприятия расположены рядом с реками?

5. В каких странах больше всего промышленных предприятий? Объясните почему.

6. Изучите карту «Железные дороги в Европе в 1850—1885 гг.» и определите, в каких районах железные дороги строились в первую очередь, а в каких — позднее. Какие районы Европы почти не покрыты сетью железных дорог? Предположите почему.

7. Сравните карты «Промышленная революция в Европе» и «Железные дороги в Европе в 1850—1885 гг.». В каких районах Европы количество железных дорог было самым большим? Как вы думаете, есть ли взаимосвязь между промышленным развитием и строительством железных дорог? Поясните свой ответ с помощью карт.

На этапе обобщения материала урока учитель предлагает ученикам сформулировать новые черты в развитии промышленности XIX в. Учащиеся под руководством учителя формулируют следующие положения:

1) появление новой отрасли промышленности — машиностроения;

2) формирование новых промышленных районов;

3) революция на транспорте (строительство железных дорог).

 

Второй вариант проведения урока

В сильном классе урок проводится в форме лабораторно-практического занятия.

Опережающее домашнее задание. Класс делится на четыре группы, каждая из которых будет представлять одну из стран: Великобританию, Францию, Германию, США, Бельгию. В учебнике изучаются материалы параграфа и выполняются следующие задания:

а) от имени правительства страны подготовить выступление о политике в отношении промышленности;

б) отдельные учащиеся готовят сообщения о технических изобретениях, сделанных в XIX в., и об их значении.

План урока

1. Правительственная политика поощрения промышленности.

2. Технические изобретения.

3. Развитие основных отраслей промышленности.

4. Железнодорожная революция.

Ход урока

1. Изучение вопроса о промышленной политике правительств ведущих стран начинается с выступлений групп, подготовленных дома. В дополнение к учебнику учащимся можно предложить следующие материалы.

Материалы для учащихся

В 30-е гг. радикалы Великобритании ставили вопрос о введении свободы торговли, ибо мастерской мира нечего было опасаться конкуренции зарубежных товаров. Правительство не могло игнорировать развернувшуюся кампанию. Премьер-министр лорд Мельбурн решил разобраться в системе таможенных сборов. Созданная для этого комиссия обнаружила 500 видов товаров, облагавшихся таможенными сборами. Из них 10 приносили 80% дохода, а остальные — смехотворную мелочь. Так, среднегодовой сбор от ввоза стеклянных глаз для кукол (существовал и такой!) составлял один шиллинг три с половиной пенса, т. е. меньше тогдашнего российского полтинника. В результате реформы таможенной системы в 1846 г. в Англии были отменены хлебные законы, в 1849 г. — Навигационные акты, защищавшие британский торговый флот от иностранной конкуренции. Таким образом, правительство проводило принцип свободы торговли.

Железнодорожное строительство в США поощрялось федеральными кредитами и земельными пожалованиями железнодорожным компаниям. К концу века железные дороги соединили все штаты, а четыре магистрали — тихоокеанское и атлантическое побережья.

В 1834 г. в Германии был создан Немецкий таможенный союз, который постепенно расширялся. В 1854 г. Таможенный союз охватывал практически все земли Германии, за исключением Австрии. Требуя единых таможенных правил и решений, он обеспечивал своим членам невысокие ввозные пошлины и способствовал включению германских государств в международный товарооборот.

Далее организуется самостоятельная работа групп с текстами документов учебника, характеризующих правительственную политику: для Германии — документ и вопрос к нему на с. 162—163; для Великобритании и Франции — документ и задание к нему на с. 163.

Представитель каждой группы сообщает классу о результатах проделанной работы. Группа, представляющая США, обобщает эти результаты, и в классе формулируются основные направления деятельности правительств в области поощрения промышленности.

 

2. Вопрос о технических изобретениях предлагаем изучить в ходе учебной игры «Всемирная промышленная выставка». Учитель говорит о том, что в 1851 г. в Лондоне впервые прошла всемирная выставка, на которой были представлены успехи промышленного развития и технические изобретения (материал об этом см. в § 15). Учащиеся представляют пять «павильонов» выставки (соответственно пяти отраслям промышленности), в которых были сделаны важнейшие изобретения. На столах расставлены изображения, представляющие эти изобретения. Каждая группа рассказывает об изобретениях в своей отрасли, а остальные определяют значение этих изобретений для развития промышленности.

 

3. Развитие основных отраслей промышленности и их соотношение в разных странах изучается на основе анализа трех статистических таблиц, помещенных в учебнике на с. 167.

1. Изучите данные о развитии каждой отрасли промышленности в вашей стране. Подсчитайте, во сколько раз увеличилось производство в каждой отрасли.

2. Сравните итоговые цифры (к концу XIX в.), полученные в вашей стране, с аналогичными показателями других стран. Сделайте выводы об общем уровне развития вашей страны по сравнению с другими. Определите причины таких показателей.

Группе, представляющей США, предлагается фрагмент документа, содержащего статистические данные о развитии этой страны.

 

Общие данные о развитии промышленности США

Почти во всех частях страны, в особенности на Атлантическом побережье, имеется в изобилии водяная энергия, которая широко применялась для различных промышленных целей. Создание гидравлических машин, стационарных и подвижных паровых двигателей и разных механизмов, используемых в шахтах, на заводах, в доменных печах, кузнечных цехах, на фабриках, на строительстве дорог, мостов, каналов, железных дорог и т. д., приобрело большое значение. Годовая продукция машиностроительных предприятий, согласно переписи 1850 г., оценивалась в 27 998 344 долл., а в 1860 г. — в 47 118 550 долл., без учета швейных машин. Средние штаты, давшие свыше 48% всей продукции, рассматриваются как самые крупные поставщики, но по темпу развития в южных и западных штатах отмечено сравнительно большее увеличение. Относительный рост виден из следующих данных: Новая Англия — 16,4%, средние штаты — 55,2%, южные штаты — 387% и западные — 127%.

Первое место по стоимости продукции и величине вложенного капитала занимает хлопчатобумажная промышленность. Она выросла с невиданной быстротой. Общая стоимость хлопчатобумажных товаров, изготовленных в Новой Англии, увеличилась на 83,4%.

1. Определите, какие отрасли промышленности занимали ведущее место в США. На сколько процентов увеличилась годовая продукция машиностроения за 10 лет? Как вы думаете, это много или мало?

2. Оцените темпы развития промышленности в разных штатах за 10 лет. В каких штатах они были выше всего? Как вы думаете, какая промышленность была особенно развита в южных штатах?

 

4. Последний этап урока посвящен изучению системы железных дорог в Европе. Учащиеся работают с картой «Железные дороги в Европе в 1850—1885 гг.» и статистической таблицей «Протяженность железных дорог в отдельно взятых странах» (с. 168).

1. Изучите статистические данные о протяженности железных дорог в вашей стране. Подсчитайте, во сколько раз она увеличилась с 1840 по 1900 г. В какой период строительство дорог было наиболее интенсивным?

2. Сравните итоговые цифры (к 1900 г.), полученные в вашей стране, с аналогичными показателями других стран. Определите место страны по протяженности железных дорог. Не забудьте, что объективно оценить масштабы железнодорожного строительства можно только при соотнесении данных о протяженности дорог с размерами территории страны.

На завершающем этапе урока подводятся итоги промышленного развития изучаемых стран и Европы в целом к концу XIX в., определяются лидирующие в экономическом положении государства, выясняются причины подобного положения.






загрузка...
загрузка...