загрузка...


НОВАЯ ИСТОРИЯ 1800-1900 8 класс
Методические рекомендации - Пособие для учителя

Тема 3. Революции и реформы

 

Урок 13. Искусство и политика

 

Внутрипредметные связи. Наполеоновская империя. Консервативная политика. Классицизм.

Основные факты и понятия. Ампир. Академическое искусство. Романтизм. Новые жанры литературы.

Опережающее домашнее задание. Учащимся предлагается изучить один из художественных стилей первой половины XIX в., опираясь на данные таблицы «Художественные стили первой половины XIX в.». Отдельные ученики готовят сообщения о художниках, писателях или композиторах, принадлежащих к этому стилю, по плану:

а) время и место жизни, социальная среда, в которой вырос и воспитывался;

б) основные цели и взгляды на искусство;

в) наиболее значительные произведения, отражение в них черт художественного стиля;

г) отражение в произведениях черт личности автора;

д) значение творчества для своего времени и для последующих времен.

Если на уроке будет изучаться творчество Ф. Гойи, Э. Делакруа, Давида или Энгра, то можно использовать задания 33, 35—36 на с. 37—39 в рабочей тетради.

План урока

1. Художественный стиль ампир.

2. Академическое искусство — символ консервативных сил.

3. Романтизм в живописи, музыке и литературе.

Ход урока

На данном уроке учитель организует работу с таблицей «Художественные стили первой половины XIX в.», а также анализ произведений искусства. Заслушиваются сообщения учащихся. Каждый ученик получает заранее основу таблицы с заполненным столбцом «Характерные черты стиля». Остальные столбцы будут заполняться по ходу урока.

 

Художественные стили первой половины XIX в.

 

Название стиля

Характерные черты стиля

Какие политические идеи отражал

Основные представители

Классицизм

Ампир (название связано с наполеоновской империей)

Использование архитектурных форм Римской империи: монументальность, пышность, великолепие, театральность, изысканная роскошь внутреннего убранства

Возвеличивание и прославление Франции и ее властителя, воспитание гражданственности, чувства долга перед государством

Жак Луи Давид

Академическое искусство (формировалось в академиях художеств)

Подражание формам классического искусства

Идеи консерватизма

Жан Огюст

Доменик Энгр

Джон Констебл

Романтизм

Интерес к средневековому прошлому страны, легендам и преданиям народа; таинственность в изображении спокойной, величественной природы как контрастного фона для мятущегося героя

Глубокое разочарование итогами просветительских реформ и революционных преобразований XVIII в.; утверждение самоценности отдельной человеческой личности и самобытности каждого народа; приветствие революций и восстаний, так как общество и государство враждебны личности и национальности

в живописи

Э. Делакруа

Т. Жерико

О. Домье

У. Тёрнер

Т. Гейнсборо

в литературе

В. Скотт

В. Гюго

П. Мериме

А. Дюма Гофман

Байрон Гейне

в музыке

Ф. Шуберт

Р. Шуман

И. Брамс

Дж. Россини

Дж. Верди

Г. Берлиоз

Р. Вагнер

 

1. Учитель начинает урок с описания характерной черты эпохи, в которой художественная борьба приобретает громкое политическое звучание. Так, символами консервативной политики и даже реакции стали разновидности классицизма — ампир и академическое искусство.

Далее учитель обращает внимание учеников на характерные черты стиля ампир и его политическое звучание, затем заслушивается сообщение учащегося (например, о Давиде). В ходе работы может быть использована иллюстрация учебника: Ж. Л. Давид. Мадам Рекамье (с. 7). Желательно также показать изображение Триумфальной арки в Париже.

 

2. Аналогично рассматривается академическое искусство. В ходе работы заполняется таблица. Далее урок продолжается с использованием одного из вариантов работы.

Первый вариант

Можно заслушать сообщение учащегося о творчестве Энгра.

Второй вариант

Творчество Энгра изучается на основе его картин, достаточное количество которых помещено в учебнике. Учащиеся выявляют характерные черты академического искусства (классицизма). Рекомендуем использовать следующие иллюстрации учебника: Бонапарт, первый консул (с. 6), Наполеон на императорском троне (с. 9), портрет графа Н. Д. Гурьева (с. 109).

Для обобщения изученного материала можно использовать задание 36 на с. 38—39 в рабочей тетради.

 

3. Особое внимание на уроке следует уделить романтизму, поскольку он проявился не только в живописи, но и в музыке и литературе. После разбора характерных черт стиля и его политического звучания заслушиваются сообщения учащихся. Их нужно отобрать заранее таким образом, чтобы были представлены все три направления в искусстве. При изучении музыки целесообразно было бы привлечь музыкальные фрагменты, которые позволят ученикам почувствовать настроение романтической музыки, например отрывки из опер Р. Вагнера «Летучий голландец» (использован сюжет о летучем голландце, возникший в эпоху Великих географических открытий); Дж. Верди «Аида», «Дон Карлос», «Риголетто», «Травиата»; Бизе «Кармен» (использован испанский фольклор, особенно стиль фламенко) и др.

При упоминании литературных произведений стоит опираться на те, которые знакомы ученикам, например сказки Гофмана, книги Д. Ф. Купера, А. Дюма и т. д.

При изучении живописи можно воспользоваться следующими иллюстрациями учебника: Теодор Жерико. Офицер императорской гвардии (с. 15); Эжен Делакруа. Резня на Хиосе (с. 58); Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ (с. 62); Теодор Жерико. Плот Медузы (с. 115).

На завершающем этапе урока учитель подводит учеников к пониманию новой роли искусства, которое становится отражением политических взглядов и течений. Можно обратить внимание учащихся на название параграфа «Искусство и политика» и предложить объяснить, почему автор учебника дал ему такое название.

Ответы на кроссворд, помещенный на с. 44—46 рабочей тетради.

По горизонтали: 3. Вагнер. 4. Мериме. 7. Стендаль. 8. Смит. 9. Петиция. 10. Шопен. 13. Реформа. 15. По. 16. Чартизм. 19. Шатобриан. 21. Австрия. 22. Тьер. 23. Паганини. 25. Гёте. 26. Скотт. 30. Россини. 31. Избиратель. 33. Марсельеза. 34. Домье. 35. Нюрнберг. 36. Брайт. 37. Шуберт. 38. Дюма.

По вертикали: 1. Король. 2. Центризм. 4. Мадзини. 5. Шуман. 6. Петёфи. 9. Парламентаризм. 11. Пуритане. 12. Политика. 14. Шафарик. 17. Мюссе. 18. Романтизм. 20. Анархия. 24. Иммигрант. 27. Шиллер. 28. Кафе. 29. Делакруа. 32. Гейне.






загрузка...
загрузка...