загрузка...

НОВАЯ ИСТОРИЯ 1800-1900 8 класс
Методические рекомендации - Пособие для учителя

Тема 3. Революции и реформы

 

Урок 12. Между реакцией и реформами

 

Внутрипредметные связи. Реакция. Консервативная политика умеренных реформ. Абсолютистская монархия Габсбургов. Положение Австрии после Венского конгресса.

Основные факты и понятия. Эра Меттерниха. Национально-культурное возрождение народов Австрийской империи. Национальное самосознание. Идея национального единства Германии. Принцип «Разделяй и властвуй!». Подъем национального движения в Италии. Тайное общество «Молодая Италия».

План урока

1. Эра Меттерниха.

2. Национально-культурное возрождение народов Австрийской империи.

3. Движение за национальное возрождение Италии.

Ход урока

1. Поскольку большая часть урока будет посвящена политической ситуации в Австрии, целесообразно начать его с повторения материала о национальном составе империи и ее положении после Венского конгресса. Работа строится на основе политической карты «Европа после Венского конгресса (1815 г.)», помещенной на форзаце учебника, и вопросов для беседы, которые могут быть предложены в качестве опережающего домашнего задания.

image27

1. Найдите на карте Австрийскую империю и определите, какие народы жили на ее территории.

2. Вспомните из курса новой истории 7 класса, какой политический строй и форма правления были в Австрийской империи Габсбургов к началу XIX в.

3. Какое положение занимала Австрия на Венском конгрессе? Кто ее представлял?

4. Какие территориальные приобретения сделала Австрия?

5. Подумайте, почему Австрия стала активной участницей Священного союза.

Далее учитель рассказывает о деятельности государственного канцлера Австрийской империи Клеменса фон Меттерниха. Его роль в истории государства была настолько велика, что период его политической деятельности с 1821 по 1848 г. называли эрой Меттерниха.

По своему усмотрению учитель может также организовать работу учеников с текстом учебника.

image28

Прочитайте в § 11 пункт «Политическая реакция» и выпишите правительственные меры, которые можно назвать реакционными. Являются ли синонимами термины «реакционный» и «консервативный»?

 

2. Далее изучается национально-культурное возрождение народов, населявших Австрийскую империю. Именно во второй четверти XIX в. наступил небывалый подъем патриотических настроений и рост национального самосознания этих народов. Учителю необходимо объяснись термин «национальное самосознание» и раскрыть основное содержание эпохи национально-культурного возрождения. В это время происходило создание заново национальной литературы, развитие гуманитарных наук, образовательных учреждений.

Затем можно организовать групповую работу учащихся по изучению конкретных проявлений национально-культурного возрождения у отдельных народов — венгров, немцев, славянских народов. Каждая из трех групп читает соответствующий пункт в учебнике и выполняет задания.

Вопросы и задания для учащихся, изучающих Венгрию

1. Прокомментируйте каждый пункт программы обновления Венгрии. Объясните, почему эта программа означала национально-культурное возрождение.

2. Какие слои населения поддерживали эту программу? Не удивительно ли, что среди них оказались аристократы и дворянство?

3. Каких реальных результатов добились реформаторы?

Вопросы и задания для учащихся, изучающих Германию

1. Прочитайте документ «Из речи Вирта на Гамбахском празднестве» (с. 118) и определите, какие цели ставили перед собой немецкие либералы и демократы.

2. Почему в Германии проблема объединения стояла так остро? Вспомните более раннюю историю этой страны.

3. В каких формах распространялась идея объединения Германии?

Вопросы и задания для учащихся, изучающих славянские народы

1. В чем особенность славянского возрождения?

2. Какие политические требования выдвигали деятели национального возрождения Чехии, Словакии и других славянских народов?

3. Какие реальные результаты имело славянское возрождение?

Результаты работы обсуждаются в классе. Для закрепления материала можно выполнить задания 23, 27 на с. 34—35 рабочей тетради. Учитель раскрывает вопрос о том, почему подъем национально-культурного возрождения народов Австрийской империи не вылился в политическую борьбу за их освобождение. Для этого разъясняется принцип деятельности австрийского правительства «Разделяй и властвуй!».

 

3. На последнем этапе урока учитель рассказывает о том, что не только среди народов Австрийской империи росло национальное самосознание. Ярким примером национального возрождения может служить Италия, где было создано тайное общество «Молодая Италия». Его цели и способы их достижения изложены в документе «Из общей инструкции для членов общества «Молодая Италия» (с. 117—118 учебника). В сильном классе учитель может предложить проанализировать документ и ответить на вопросы к нему. Можно выполнить задание 28 на с. 36 в рабочей тетради.

Таким образом, к концу урока у учащихся должно сформироваться представление о том, что у разных народов на половине территории Европы во второй четверти XIX в. формируются национальное самосознание, идеи национального единства и независимости, которые перерастают в движения за национальное возрождение. Однако эти движения, кроме итальянского, пока не носят политического характера.

Творческие задания. 1. Изучите политическую ситуацию в Испании; определите, какие политические силы преобладали там и какие реформы были проведены в политической жизни. 2. Выполните задание 29 на с. 36 в рабочей тетради.





загрузка...
загрузка...