загрузка...

ИСТОРИЯ РОССИИ. XIX век
Поурочные разработки 8 класс

ТЕМА I. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

 

Урок 8. Общественное движение при Александре I

 

Цель урока: показать учащимся причины зарождения, идейные основы и основные этапы эволюции общественного движения в стране в первой четверти XIX в.

План урока: 1. Зарождение организованного общественного движения. 2. Первые тайные общества. 3. Южное общество. 4. Северное общество. 5. Власть и тайные общества.

Основные понятия: общественное движение; либерализм; масонство; тайное общество; разделение властей; конституция.

Основные даты: 1816—1818 гг. — Союз спасения; 1821—1822 гг. — создание Южного и Северного обществ; 1822 г. — указ о запрете тайных организаций.

Персоналии: А. Н. Муравьев; С. П. Трубецкой; Н. М. Муравьев; К. Ф. Рылеев; П. И. Пестель; С. И. Муравьев-Апостол; М. П. Бестужев-Рюмин.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век, — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».

Литература для учителя: Дружинин Н. М. Революционное движение в России в XIX веке. — М., 1985; Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762— 1914. — М., 1995; Федоров В. А. Декабристы и их время. — М., 1992.

 

Методические приемы организации урока

Повторение; тестирование; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); понятийный диктант; подготовка докладов и сообщений.

 

Дополнительный материал для учителя

Организация «Союза спасения» (из воспоминаний участника):

Некоторые молодые люди, бывшие за отечество и царя своего на поле чести, хотели быть верной дружиной вождя своего и на поприще мира. Они дали друг другу обещание словом и делом содействовать государю своему во всех начертаниях его для блага своего народа. Их было мало, но они уверены были, что круг их будет ежедневно увеличиваться, что другие, им подобные, не захотят ограничиться славою военных подвигов и пожелают оказать усердие свое и любовь к отечеству не одним исполнением возложенных службою обязанностей, но посвящением всех средств и способностей своих на содействие общему благу во всех его видах.

От поступающих в это маленькое общество требовалось: 1 -е, строгое исполнение обязанностей по службе;       2-е, честное, благородное и безукоризненное поведение в частной жизни; 3-е, подкрепление словом всех мер и предположений государя к общему благу; 4-е, разглашение похвальных дел и осуждение злоупотребления лиц по их должностям. Действие общества должно было основываться на том рассуждении, что многие из правительственных лиц и частных людей будут восставать против некоторых намерений императора (как, например, было касательно свободы крестьян), и, следовательно, как бы ни был слаб голос тех, которые стали бы их оправдывать, но беспрерывное склонение в обществе разговора на известный предмет и оправдание его убедит многих, даст силу правительству привести в исполнение свое благое намерение. Сначала молодые люди ограничивались только разговорами между собою. Еще неизвестно было, что именно государь намерен был сделать; но в уверенности, что он искренно желает устроить благо России, решено было дать форму обществу и определить порядок действий, которыми намерены были поддерживать и подкреплять предположения государя. 9 февраля 1816 года Павел Пестель, Никита Муравьев, Сергей Шипов и Сергей Трубецкой положили основание обществу. К ним пристали Александр Николаевич Муравьев, Николай Новиков (бывший правитель канцелярии у кн. Репнина), Илья Бибиков, князь Илья Долгорукий, Федор Николаевич Глинка, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостол, князь Павел Петрович Лопухин и Дмитрий Якушкин. Пестелю, Долгорукову и Трубецкому поручено было написать устав общества. Последний занялся правилами принятия членов и порядком действия их в обществе; Долгорукий — целью общества и занятиями его для ее достижения; Пестель — формою принятия и внутренним образованием. Он имел пристрастие к формам масонским и хотел, чтобы некоторые подобные были введены для торжественности. При первом общем заседании для прочтения и утверждения устава Пестель поселил в некоторых членах некоторую недоверчивость к себе; в прочитанном им вступлении он сказал, что Франция блаженствовала под управлением комитета общественной безопасности. Восстание против этого было всеобщее, и оно оставило невыгодное для него впечатление, которое никогда не могло истребиться и которое навсегда поселило к нему недоверчивость.

Масонские формы, введенные в заседаниях и в принятии членов, затрудняли действие общества и вводили какую-то таинственность, которая была в противности с характером большой части членов. Они хотели действия явного и открытого, хотя и положено было не разглашать намерение, в котором они соединялись, чтобы не вооружить против себя неблагонамеренных. Общих собраний не требовалось, но только частные свидания для сообщения предметов, требовавших распространения сведений о них в публике. И потому положено было чрез непродолжительное время изменить в этом отношении устав как признанный неудобным в приложении.

 

Дележ земель (по «Русской правде» П. И. Пестеля)

I) У кого есть 1000 душ и более.

1) Есть ли на каждую душу имеется по 10 или более десятин земли, тогда половина земли останется за помещиком, а другая половина отберется для волости без всякого помещику возмездия.

2) Есть ли на каждую душу менее 10 десятин земли, но не менее пяти, тогда половина земли останется за помещиком, а другая половина отберется для волости, а за оную получит помещик возмездие...

Таким образом, что ему додается к его земле из казенных земель нужное число десятин, дабы итог всех его земель составлял 5000 десятин.

3) Есть ли на каждую душу имеется менее 5-ти десятин земли, тогда к половине, остающейся за помещиком, додается точно такое же число десятин, каковое от него отберется.

1) Есть ли у помещика имеется 1 0 000 десятин земли или более, тогда отбирается у него половина земли без всякого возмездия.

2) Есть ли у помещика имеется менее 10 000, но не менее 5000 десятин земли, тогда за отбираемую половину земли дается ему возмездие, состоящее в таком числе десятин земли, чтобы итог возмездной земли и за ним остающейся земли составлял всего-навсего 5000 десятин.

3) Есть ли у помещика имеется менее 5000 десятин земли, тогда ему дается за отбираемую для волости землю таковое же точно число десятин возмездной земли.

4) Число десятин возмездной земли может быть выдано из казны помещику деньгами или натурою.

Есть ли выдаваться будет деньгами, то ценность определится показанием волости или помещика.

 

Вопросы и задания для собеседования:

1. Каковы были основные причины зарождения организованного общественного движения в России?                                         

2. Чем отличалось общественное движение в России в эти годы от общественного движения в Западной Европе?

3. В чем вы видите принципиальную разницу первых масонских организаций послевоенного времени от тайных обществ начала 20-х гг. XIX в.?

4. Какие положения программы Южного общества вы считаете главными? Почему?

5. Какие положения политической программы Северного общества вы считаете определяющими? Почему?

6. В чем вы видите сходство и различие программных документов Северного и Южного обществ?                                                 

7. На достижение каких конечных целей они были направлены?

8. Какие положения политической программы декабристов, на ваш взгляд, были наименее разработаны?

9. Каков был социальный состав участников тайных обществ? Чем это можно объяснить?

10. Как власть реагировала на существование тайных организаций? Почему?

11. В чем вы видите черты сходства и различия в проектах реформ властей и проектах программы декабристов?

 

Темы докладов и сообщений:

1. Предпосылки формирования организованного общественного движения.

2. «Конституция» Никиты Муравьева.

3. «Русская правда» Пестеля.

4. Н. М. Муравьев. 5. П. И. Пестель.

 

Домашнее задание: § 8 учебника; вопросы и задания к параграфу и приведенным документам; задания к § 8 из рабочей тетради.






загрузка...
загрузка...