загрузка...

ИСТОРИЯ РОССИИ. XIX век
Поурочные разработки 8 класс

ТЕМА I. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

 

Урок 6. Внутренняя политика Александра I в 1815—1825 гг.

 

Цель урока: показать и объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра I в послевоенные годы.

План урока: 1. Перемены во внутренней политике. 2. Польская конституция. 3. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. 4. Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. XIX в. 5. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Основные понятия: конституция; неприкосновенность личности; гражданские свободы; независимость; самостоятельность; автономия; мистицизм; иезуиты.

Основные даты: 1815 г. — принятие польской конституции; 1820 г. — проект «Уставной грамоты» Новосильцева;    1822 г. — запрет деятельности тайных организаций.

Персоналии: Александр I; Н. Н. Новосильцев.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».

Литература для учителя: Российские самодержцы (1801—1917). — М. 1994; Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. — М., 1989.

 

Методические приемы организации урока

Повторение; тестирование; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); понятийный диктант; подготовка докладов и сообщений.

 

Дополнительный материал для учителя

Конституции в Финляндии и Польше, отмена крепостного права в прибалтийских губерниях дают основание думать, что Александр I в это время решил попытаться начать постепенные преобразования с окраинных провинций империи, чтобы уж затем перейти к собственно России. Об этом свидетельствуют и его действия в отношении Украины: в 1816 г. при назначении нового генерал-губернатора Малороссии было объявлено о реставрации в Полтавской и Черниговской губерниях органов казацкого самоуправления, ликвидированных в свое время Екатериной II. Имеются данные о разработке проекта освобождения украинских крепостных.

В 1817—1818 гг. Александр дал поручение сразу нескольким сановникам о разработке проектов отмены крепостного права и в России. Одним из разработчиков был А. А. Аракчеев, который предлагал государству скупать у помещиков их имения, выделяя на эти цели по 5 млн. рублей в год из государственного бюджета. По подсчетам историка С. В. Мироненко, в случае осуществления такого проекта ликвидация крепостного права должна была растянуться почти на 200 лет и завершиться к 2018 г. Однако проект Аракчеева был, по-видимому, одобрен царем. Другой проект по крестьянскому вопросу был подготовлен министром финансов Д. А. Гурьевым, причем изучение соответствующих документов позволило С. В. Мироненко предположить, что Гурьев возглавлял даже некий секретный комитет по рассмотрению крестьянского вопроса. Реализация подготовленных проектов зависела от успеха другого, более глобального документа, а именно — проекта конституции.

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы. Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну.

Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н. Н. Новосильцева. К октябрю следующего, 1819 г., документ был готов и одобрен Александром I. Затем еще в течение года шла доработка. По новому проекту Российская империя должна была приобрести федеративное устройство и состоять из 10—12 крупных единиц — наместничеств во главе с генерал-губернаторами. Каждое наместничество должно было управляться своим сеймом из двух палат, а законодательная власть в стране в целом передавалась общероссийскому, также двухпалатному, сейму, осуществляющему законодательные функции совместно с государем. Проект предусматривал передачу исполнительной власти Государственному совету совместно с министерствами; судебная же власть окончательно отделялась от двух прочих.

Работа над проектом была закончена к концу 1820 г., и он был вновь одобрен императором. Однако теперь царь решил, что одной конституции тоже недостаточно, и она должна, в свою очередь, стать частью более крупного свода законов. В результате принятие конституции было отсрочено на неопределенное время. Правда, в качестве эксперимента было создано одно наместничество, а в 1821 г. возвращенному в Петербург из ссылки М. М. Сперанскому царь поручил написать «Проект учреждения наместничеств». Но к этому времени сам Александр уже почти отказался от надежды когда-нибудь воплотить свои замыслы в жизнь.

Что же все-таки помешало императору и почему более чем 20-летние усилия так и не реализовались на практике? Ведь не вызывает сомнений, что русское общество этого времени было уже совсем иным, чем в начале века, ушли со сцены «екатерининские старики», выросла и активно заявила о себе дворянская молодежь, участвовавшая в заграничных походах русской армии, воспитанная на идеях демократии и политических свобод и уже в это время создававшая тайные общества, в которых обсуждались различные проблемы переустройства государства и ликвидации крепостного права. Показательно, что Александр I знал о существовании обществ будущих декабристов и ничего не предпринял ни для их разгона, ни для привлечения их членов к конституционной работе. А ведь они могли бы стать его социальной опорой — той, в которой он так нуждался.

Увы, к этому времени император, видимо, и сам стал думать, что его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали волнения военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной Европе, произведшие, судя по многочисленным свидетельствам, очень сильное впечатление на императора. Ему стало казаться, что введение конституции и уж тем более отмена крепостного права могут послужить катализатором дальнейших потрясений, еще более страшных и непредсказуемых. Близким людям Александр жаловался на отсутствие помощников, говорил, что не может найти губернаторов для будущих наместничеств. Конституция, «истинная монархия», устроенная по принципам Монтескье, постепенно превращалась для императора в просто юношеский идеал, несовместимый с реальностью.

 

Учреждение для эстляндских крестьян

Общие постановления об обнародовании и применении положения для эстляндских крестьян

I. Эстляндское рыцарство, отрекаясь от всех доселе принадлежащих ему крепостных наследственных прав на крестьян, на основании изданного о будущем состоянии их положения, предоставляет себе токмо право собственности на земли так, чтобы впредь уже свободные от крепостной зависимости крестьяне вступать могли в такие токмо с помещиками отношения, которые проистекать могут из взаимных договоров, на согласии основанных и действию гражданских законов подлежащих.

II. Но как при внезапном переходе крестьян из крепостной зависимости в новое их состояние свободы могли бы возникнуть разные недоумения и затруднения в частных и государственных повинностях и обязанностях; то, дабы учреждения при таковой перемене политического и гражданского состояния крестьян, по разным частям управления нужные, привести в действо благопоспешнее и намереваемой цели соответственнее, постановляется совершить дело сие постепенным порядком, так, чтобы мирские крестьянские общества с принадлежащими полицейскими и судными властями и начальствами не прежде, как в течение 14-ти лет достигли полного своего образования, крестьяне же к новым правам своим мало-помалу привыкали и таким образом ни в сельском хозяйстве, ни в сборе податей, ниже в иных общественных и частных отношениях (которые все вообще доселе были весьма в тесной связи с крепостною зависимостью) не произошло остановки, крайне вредной и для самых крестьян...

 

Вопросы и задания для собеседования:

1. Какие открывались перспективы для продолжения реформ в России после окончания Отечественной войны?

2. Каково было отношение к продолжению реформ в высших кругах общества, в среде крестьян?

3. Чего ожидали от царя после окончания войны крестьяне, офицерство, поместное дворянство?

4. Почему Александр I не воспользовался этой ситуацией для продолжения реформ?

5. Чем можно объяснить усиление противодействия реформам в высших слоях общества после окончания войны?

6. Чем можно объяснить разработку и принятие Александром I демократической конституции Польши 1815 г.?

7. Что вы считаете главным в проекте «Уставной грамоты Российской империи»? Почему?

8. К каким последствиям для страны могло бы привести принятие этой реформы?

9. Почему этот проект так и не был реализован?

10. Чем можно объяснить отказ Александра I от проведения реформ в стране в начале 20-х гг. XIX в.? Отметьте отдельно объективные и субъективные причины.

11. Как был воспринят курс императора на свертывание реформ в высших кругах общества, в среде крестьян?

12. Дайте общую оценку внутренней политики Александра I.

13. Какие реформы его царствования вы считаете главными? Почему?

14. Что дало стране царствование Александра I?

 

Темы докладов и сообщений:

1. Проект «Уставной грамоты Российской империи» Н. Н. Новосильцева.

2. Польская конституция 1815 г.

3. Реформы Александра I и их значение.

4. Итоги внутренней политики Александра I.

 

Домашнее задание: § 6 учебника; задания в конце параграфа; задания из рабочей тетради к § 6.






загрузка...
загрузка...