загрузка...


ИСТОРИЯ РОССИИ. XIX век
Поурочные разработки 8 класс

ТЕМА II. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

 

Урок 38. Архитектура, музыка, театр, народное творчество

 

Цель урока: познакомить учащихся с новыми явлениями в архитектуре, музыке, театре; показать своеобразие русской музыкальной культуры и ее высокие достижения; сформировать представление о роли театра в общественной жизни пореформенной России; показать самобытность народных промыслов и необычайный интерес общества к произведениям народного творчества.

План урока: 1. Архитектура. 2. Музыка. 3. Театр. 4. Художественные народные промыслы.

Основные знания: появление типовой архитектуры; деятельность Могучей кучки и особенность творчества входивших в нее музыкантов; просветительская деятельность Н. Г. Рубинштейна; общественная роль театра, ведущие театры и актеры; возрождение народных промыслов.

Основные понятия: эклектика; типовая архитектура; Могучая кучка; народные промыслы.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М.,   2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».

Литература для учителя: Косова Г. Р. Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР: 7—10 классы. — М., 1987.

 

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания и проверки письменных заданий в рабочей тетради.

1. Приступая к изложению нового материала, целесообразно провести повторение пройденного: какие художественные направления были господствующими в русской архитектуре первой половины XIX в.? Каковы особенности развития архитектуры первой половины XIX в.? Назовите крупнейших архитекторов первой половины XIX в. и крупнейшие архитектурные сооружения этого периода. Рассказ учителя о русской архитектуре второй половины XIX в. необходимо сопровождать работой с иллюстрациями или имеющимися у учителя репродукциями. В конце изложения нового материала можно организовать беседу: как вы думаете, почему господствующим стилем архитектуры второй половины XIX в. стала эклектика и неорусский стиль? Какие принципиально новые явления появились в архитектуре? Чем они были вызваны?

2. Повторение: какое событие оказало решающее воздействие на развитие русского музыкального искусства первой половины XIX в.? Каковы особенности в развитии музыки этого периода? Назовите крупнейших композиторов первой половины XIX в. и их произведения. Затем учитель формулирует проблемное задание: в чем заключается преемственность музыкальной культуры первой и второй половины XIX в.? (Что было общего в развитии музыкальной культуры?) Какие новые черты появились в музыкальной культуре второй половины XIX в.? Рассказ учителя о русской музыке второй половины XIX в. необходимо сопровождать записями музыкальных произведений. Целесообразно организовать работу над документом в конце § 38. Учитель сам читает этот красочный отрывок из книги Ф. И. Шаляпина, разбивая его на две смысловые части: музыка М. П. Мусоргского и музыка Н. А. Римского-Корсакова, задавая вопросы отдельно к каждой части. Можно также сопровождать рассказ учителя выполнением задания 2 § 38 в рабочей тетради.

3. Повторение:    какие художественные направления были господствующими в русском театральном искусстве первой половины XIX в.? Какую роль сыграл М. С. Щепкин в развитии русской театральной культуры первой половины XIX в.? Затем можно предложить учащимся прочитать раздел «Театр» § 38 и ответить на вопросы: какова была общественная роль театра? Какие новые черты появились в театральном искусстве? Какое художественное направление стало господствующим в театре? Кто из драматургов занимал ведущие позиции в театральном искусстве? Какие роли прославили М. Н. Ермолову?

4. В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу (задание 6 § 38 в рабочей тетради).

В заключение учащиеся обсуждают проблемный вопрос, охватывающий знания двух уроков: какие общие черты характерны для русской художественной культуры второй половины XIX в.?

 

Домашнее задание: § 38 учебника и вопросы к нему. Выполнить задания 1, 3, 4, 5 § 38 в рабочей тетради.

Индивидуальные задания: подготовить сообщения: «Церковные праздники (Рождество, Крещение, Пасха) в воспоминаниях современников», «Масленица», «Народные игры и забавы».






загрузка...
загрузка...
загрузка...