загрузка...


ИСТОРИЯ РОССИИ. XIX век
Поурочные разработки 8 класс

ТЕМА II. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

 

Урок 33. Положение основных слоев общества: буржуазия, пролетариат, духовенство, интеллигенция, казачество

 

Цель урока: сформировать представление о специфике российской буржуазии и пролетариата пореформенного периода; показать изменения, происходящие в среде духовенства; вскрыть причины усиления оппозиционности российской интеллигенции; сформировать представление о положении казачества.

План урока: 1. Буржуазия. 2. Пролетариат. 3. Духовенство. 4. Интеллигенция. 5. Казачество.

Основные знания: социальные источники формирования российской буржуазии; меценатская и благотворительная деятельность российской буржуазии; социальные источники формирования российского пролетариата; особенности российского пролетариата, условия его труда и быта; первые выступления пролетариата; изменения в среде духовенства; демократизация интеллигенции и усиление ее оппозиционности; структура казачьих войск, казачий быт.

Основные понятия: меценатство; стачка; интеллигенция.

Персоналии: А. А. Бахрушин; С. И. Мамонтов; П. М. Третьяков; С. И. и П. И. Щукины.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М.,   2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».

Литература для учителя: Бурышкин П. А. Москва купеческая (любое издание); Думова Н. Г. Московские меценаты. — М., 1992;Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. — СПб., 1999. — Т. 1.

 

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. При этом большую часть времени необходимо уделить изучению нового материала.

1. Первый вопрос целесообразно изучить, сочетая рассказ учителя с работой над документом 1 в конце § 32—33. О каких особенностях формирования класса буржуазии идет речь в документе? Какими чертами характера должен обладать предприниматель? Вызывают ли эти люди симпатии у Шаляпина? Как к ним относились крестьяне? Какие этапы в развитии русской буржуазии выделяет известный русский певец? Затем можно заслушать подготовленные учащимися сообщения о меценатской деятельности А. А. Бахрушина, С. И. Мамонтова, П. М. Третьякова, С. И. и П. И. Щукиных.

2. Второй вопрос целесообразно изучить, сочетая рассказ учителя с работой над документом 2 в конце § 32—33. О каких двух категориях пролетариата идет речь в документе? Каковы были условия труда и быта работников слесарной мастерской? Чем различались условия работы в железнодорожных мастерских? Как вы думаете, почему условия труда в железнодорожных мастерских были лучше, чем на мелких слесарных предприятиях? Какие факты свидетельствуют о влиянии деревенской жизни на работу промышленных предприятий? В чем вы видите причину подобного влияния? Как выражали рабочие свое недовольство условиями труда? Какой характер носили выступления рабочих? Каково значение рабочих выступлений? Затем учитель рассказывает о начале стачечной борьбы пролетариата, о морозовской стачке. Он предлагает учащимся прочитать документ, помещенный в рабочей тетради (задание 6 § 32—33), и ответить на вопросы (можно устно).

3. Третий вопрос целесообразно изучить, сочетая рассказ учителя с выполнением задания 7 (§ 32—33) в рабочей тетради.

4. Четвертый вопрос учитель объясняет сам, опираясь на материал учебника.

5. Пятый вопрос учащиеся изучают дома самостоятельно по учебнику, выполняя задание 9 (§ 32—33) в рабочей тетради и письменно отвечая на вопрос 8 к § 32— 33.

 

Домашнее задание: § 32—33 учебника и вопросы 4—8 к нему. Выполнить задания 1, 5, 8, 9 § 32—33 в рабочей тетради.






загрузка...
загрузка...
загрузка...