загрузка...

ИСТОРИЯ РОССИИ. XIX век
Поурочные разработки 8 класс

ТЕМА II. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

 

Урок 32. Положение основных слоев общества: крестьянство и дворянство

 

Цель урока: сформировать представление о процессах, проходивших в социальной сфере во второй половине XIX в.; уяснить, что основной тенденцией, характерной для пореформенной деревни, стало вовлечение крестьянства в рыночные отношения, что приводило к постепенному размыванию общинных устоев; уяснить, что в дворянской среде происходят процессы размывания дворянского сословия, постепенная утрата дворянами былых экономических позиций и политических преимуществ.

План урока: 1. Сословия и классы в пореформенном обществе. 2. Крестьянство. 3. Дворянство.

Основные знания: характеристика сословной структуры пореформенного общества, ее особенности; характеристика крестьянской общины и крестьянского самоуправления; особенности крестьянской психологии; новые черты в жизни пореформенной деревни:                       усиление имущественного расслоения, активное вовлечение крестьян в рыночные отношения, размывание общинных устоев; размывание дворянского сословия, постепенная утрата дворянами экономических и политических преимуществ.

Основные понятия: сословия; классы; общинная психология; имущественное расслоение; земельные переделы; отходничество.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М.,   2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».

Литература для учителя: Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. — СПб., 1999. — Т. 1.

 

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно также провести индивидуальное проверочное тестирование.

Что из нижеперечисленного было характерно для экономической политики Александра III:

а) государственная помощь сельскому хозяйству;

б) совершенствование налоговой системы;

в) развитие частных железных дорог?

Протекционизм — это экономическая политика государства, направленная на:

а) ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции;

б) широкое привлечение в страну иностранных товаров;

в) сокращение вывоза отечественных товаров за границу.

Главной целью экономической политики Александра III было:

а) повышение благосостояния населения;

б) рост промышленного производства и укрепление военной мощи страны;

в) догнать и перегнать развитые европейские державы по производству продукции на душу населения.

Денежная реформа 1897 г. вводила:

а) новую национальную валюту;

б) свободный обмен рубля на золото;

в) зависимость рубля от курса доллара.

Одним из основных мероприятий, проведенных министром финансов Н. Х. Бунге, было:

а) введение винной монополии;

б) снижение выкупных платежей и отмена подушной подати;

в) снижение таможенных пошлин на товары, ввозимые из-за границы.

Для экономической политики И. А. Вышнеградского было характерно:

а) активная деятельность на зарубежных финансовых биржах;

б) отказ от прямого вмешательства государства в дела экономики;

в) снижение налоговых пошлин на продукцию машиностроения.

Одним из пунктов экономической программы С. Ю. Витте было:

а) повышение акцизных сборов на водку и табак;

б) запрещение деятельности частных банков;

в) широкое привлечение в страну иностранных капиталов.

 

1. Первый вопрос можно изучить путем эмпирической беседы. Учитель сообщает, что во второй половине XIX в. в Российской империи по-прежнему сохранялось сословное деление общества. Что такое «сословия»? На какие сословия делилось население России? Какие сословия являлись привилегированными? Какими привилегиями пользовались дворяне? Мог ли человек из иных сословий получить дворянство? Затем учитель поясняет, что такое классы, чем классовое общество отличается от сословного. Какие классы являются основными для феодального общества? Какие классы существуют в буржуазном обществе? Какие классы существовали в пореформенном российском обществе? Как вы думаете, рост какой профессиональной группы населения происходил в пореформенной России? В заключение учитель делает вывод о специфике социальной структуры российского общества второй половины XIX в.

2. Изучение второго вопроса можно провести, сочетая различные методы. Рассказ о роли крестьянской общины необходимо сопровождать выполнением задания 3 (§ 32—33) в рабочей тетради. Проблему втягивания крестьянских хозяйств в рыночные отношения можно проиллюстрировать документом, помещенным в рабочей тетради (задание 2 § 32—33), при этом письменные ответы на вопросы к документу учащиеся могут выполнить как на уроке, так и в качестве домашнего задания. В заключение можно провести беседу: какова была роль общины в жизни крестьян? В чем вы видите положительные и отрицательные стороны крестьянской общины? В чем сущность понятия «общинная психология»? Какие новые черты появились в деревне после отмены крепостного права?

3. Третий вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. В ходе рассказа учителя учащимся предлагается записать в тетрадях в виде тезисов ответ на вопрос: какие процессы были характерны для российского дворянства в пореформенный период? Можно предложить учащимся выполнить это же задание путем самостоятельного чтения соответствующего раздела учебника, а затем обсудить его выполнение.

 

Домашнее задание: § 32—33 учебника до пункта «Буржуазия» и вопросы 1—3 к нему. Выполнить задания 2, 4 § 32—33 в рабочей тетради. Составить устный рассказ к иллюстрации на с. 203 учебника. Индивидуальные задания: подготовить сообщения о меценатской деятельности А. А. Бахрушина, С. И. Мамонтова, П. М. Третьякова, С. И. и П. И. Щукиных.






загрузка...
загрузка...