загрузка...


ИСТОРИЯ РОССИИ. XIX век
Поурочные разработки 8 класс

ТЕМА II. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

 

Урок 25. Зарождение революционного народничества и его идеология

 

Цель урока: сформировать представление о сущности революционного народничества, об особенностях теоретических воззрений идеологов «действенного» народничества М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева.

План урока: 1. Причины роста революционного движения в пореформенный период. 2. Теоретические воззрения и деятельность Н. Г. Чернышевского. 3. Политическая программа и деятельность тайной революционной организации «Земля и воля». 4. Теоретики революционного народничества М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.

Основные знания: причины  роста радикальных настроений в обществе; теоретические воззрения и деятельность Н. Г. Чернышевского; политическая программа и деятельность тайной революционной организации «Земля и воля»; сущность теоретических воззрений М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева.

Основные понятия: социализм; «общинный» социализм; народничество; революционеры; разночинцы; анархизм.

Основные даты:   1861—1864 гг. — деятельность тайной революционной организации «Земля и воля».

Персоналии: Н. Г. Чернышевский; М. А. Бакунин; П. Л. Лавров; П. Н. Ткачев.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».

Литература для учителя: Итенберг Б. С. Лавров в русском революционном движении. — М., 1988; Кропоткин П. А. Записки революционера (любое издание); Пантин И. К., Плимак Е. Г., Хорос В. Г. Революционная традиция в России. 1783— 1883. — М., 1986; Пирумова Н. М. Социальная доктрина М. А. Бакунина. — М., 1990; Шахматов Б. М. П. Н. Ткачев: Этюды к творческому портрету. — М., 1981.

 

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно также провести индивидуальное проверочное тестирование.

Изучение нового материала необходимо начать с повторения путем организации беседы: кто такие революционеры? Имела ли Россия опыт революционных выступлений? Какие цели ставили перед собой революционеры? Кто такие социалисты? Можно ли ставить знак равенства между социалистами и революционерами? Можно ли считать, что декабристы были социалистами? Чем отличаются социалисты от либералов? Назовите известных общественных деятелей, придерживающихся социалистических взглядов. В чем суть теории «общинного», или, как его еще называли, «русского» социализма?

1. Подведя итог ответам учащихся, учитель, опираясь на материал учебника, объясняет причины парадоксальной на первый взгляд ситуации, сложившейся при Александре II: с одной стороны, власть проводит коренные преобразования, с другой стороны, наблюдается небывалый всплеск революционного движения. В классах с высоким уровнем подготовки учащихся учитель может предложить обсудить проблему: император Александр II вошел в русскую историю как царь- освободитель (кстати, так впервые его назвал А. И. Герцен), царь-реформатор. Однако его царствование характеризуется и небывалым всплеском революционного движения. Как вы думаете, почему?

2. Изучение второго вопроса можно организовать путем сочетания рассказа учителя с выполнением задания 3 (§ 25) в рабочей тетради.

3. Третий вопрос учащиеся изучают самостоятельно, читая соответствующий текст учебника и выполняя задание 4 (§ 25) в рабочей тетради.

4. Четвертый вопрос достаточно сложный, он должен занять значительную часть времени, отводимого на изучение нового материала. Учитель излагает его сам, опираясь на материал учебника. Изложив суть народнической доктрины и назвав трех крупнейших ее теоретиков, учитель формулирует задание: в ходе объяснения нового материала заполните таблицу «Теория революционного народничества: способы перехода к социалистическому обществу»:

 

М. А. Бакунин

П. Л. Лавров

П. Н. Ткачев

 

Для закрепления нового материала можно предложить выполнить задания 5, 6, 7 (§ 25) в рабочей тетради.

 

Домашнее задание: § 25 учебника и вопросы к нему; задания к документу, помещенному в конце параграфа. Выполнить задания 1, 2, 3, 8 (§ 25) в рабочей тетради.






загрузка...

загрузка...