загрузка...


ИСТОРИЯ РОССИИ. XIX век
Поурочные разработки 8 класс

ТЕМА II. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

 

Урок 23. Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

 

Цель урока: сформировать представление об эволюции социально-экономического строя России после отмены крепостного права; раскрыть причины медленного перехода сельского хозяйства на буржуазные рельсы; уяснить, что после периода адаптации, характеризовавшегося определенным спадом в экономике, в стране начался ее бурный подъем, следствием которого стало завершение промышленного переворота в наиболее важных отраслях производства; уяснить, что в отличие от стран Западной Европы, где завершающим этапом промышленного переворота стало железнодорожное строительство, в России строительство железных дорог стимулировало рост промышленного производства; показать, что промышленный переворот положил начало формированию двух основных классов капиталистического общества — буржуазии и пролетариата.

План урока: 1.     Развитие сельского хозяйства. 2. Развитие промышленности в первые годы после отмены крепостного права. 3. Финансовая политика и железнодорожное строительство. 4. Промышленный подъем.

Основные знания: характеристика развития помещичьих и крестьянских хозяйств после отмены крепостного права; влияние крепостнических пережитков на развитие сельского хозяйства; причины спада промышленного производства после отмены крепостного права; сущность промышленного переворота; основные направления экономической политики государства: реорганизация финансовой системы, стимулирование железнодорожного строительства, создание новых металлургических центров, становление машиностроительной промышленности; формирование пролетариата и его первые выступления; отставание российской промышленности от передовых капиталистических стран; замедление темпов роста промышленного производства.

Основные понятия: аренда земли; отработочная система; товарное производство; «железнодорожная горячка»; концессия; промышленный переворот; стачка.

Основные даты: 1860 г. — создание Государственного банка; 1868—1872 гг. — период «железнодорожной горячки»; начало 1880-х гг. — завершение промышленного переворота в основных отраслях производства; 1872 г. — стачка рабочих на Кренгольмской мануфактуре.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997.

Литература для учителя: Кузьмичев А. Д., Шапкин И. Н.           Отечественное предпринимательство: Очерки истории. — М., 1995; Соловьева А. М. Промышленная революция в России в XIXв. — М., 1990.

 

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно также провести индивидуальное проверочное тестирование.

Какое событие стало причиной корректировки некоторых реформ:

а) массовые крестьянские выступления;

б) покушение на Александра II;

в) смерть Я. И. Ростовцева?

Какие реформы подверглись наиболее серьезному пересмотру:

а) военные;

б) судебные;

в) среднего и высшего образования?

12 февраля 1880 г. после очередного покушения на Александра II была создана Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Кто ее возглавил:

а) М. Т. Лорис-Меликов;

б) К. П. Победоносцев;

в) Д. А. Толстой?

Какие меры предложил М. Т. Лорис-Меликов в своем докладе царю 28 февраля 1881 г.:

а) реорганизацию и усиление репрессивных органов;

б) создание двухпалатного парламента;

в) введение в Государственный совет определенного количества выборных представителей?

 

1. Первый вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. Перед объяснением он формулирует задание для учащихся: в ходе объяснения нового материала определите причины медленного перехода сельского хозяйства на буржуазные рельсы после отмены крепостного права и запишите их в виде кратких тезисов в тетрадях по истории. После своего рассказа учитель организует коллективное обсуждение задания. Примерные ответы: 1. Нежелание помещиков перестраивать свои хозяйства на новый лад. 2. Недостаток средств у многих помещиков для перестройки своих хозяйств. 3. Распространение отработочной системы. 4. Временно обязанное положение крестьян. 5. Неурегулируемость арендных отношений между помещиком и крестьянами. 6. Обремененность крестьянских хозяйств огромными платежами. 7. Существование крестьянской общины. 8. Ущемление крестьян в гражданских правах.

2. Второй вопрос можно изучить методом эвристической беседы: какие категории людей трудились на промышленных предприятиях до отмены крепостного права? Почему крепостное право тормозило развитие промышленности? Как вы думаете, какова была реакция подневольных рабочих на объявление свободы? Почему большая часть из них предпочли покинуть насиженные места? Как это отразилось на развитии промышленности? Далее учитель объясняет причины сокращения хлопчатобумажного производства, основанного на вольном труде. В заключение учитель констатирует, что русской промышленности потребовалось почти 10 лет, чтобы приспособиться к новым условиям, и активную помощь, в этом оказывала экономическая политика правительства.

3. Третий вопрос можно изучить путем сочетания рассказа учителя, работы с картой и документом. В классах с высоким уровнем подготовки учащихся финансовую политику правительства можно изучить самостоятельно путем чтения учебника и выполнения задания 3 (§ 23) в рабочей тетради. Рассказ о железнодорожном строительстве в классах с высоким уровнем подготовки учитель может предварить обсуждением проблемы: в странах Западной Европы железнодорожное строительство завершало промышленный переворот, в России же он начинался с возведения железных дорог. Как вы думаете, почему? В ходе рассказа учителя учащиеся находят на карте сооруженные в послереформенные годы железные дороги и отвечают на вопрос, каково экономическое значение этих железных дорог. В заключение можно предложить учащимся прочитать документ 2, помещенный в конце параграфа, и ответить на вопрос к нему (4).

4. Четвертый вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника и активное привлечение карты. В конце объяснения проводится беседа: как вы думаете, почему наибольшее значение правительство уделяло развитию тяжелой промышленности? В каких районах страны появились новые металлургические центры? Где развивались топливные отрасли промышленности? Какие районы стали крупными машиностроительными центрами? В чем заключается значение появления в России собственной машиностроительной промышленности? Какие черты были характерны для развития хлопчатобумажной промышленности? Каковы социальные последствия промышленного переворота?

 

Домашнее задание: § 23 учебника и вопросы к нему; задания к документу 1, помещенному в конце параграфа. Выучить новые термины. Выполнить задания 1, 2, 4, 5, 6 § 23 в рабочей тетради. Повторить § 13 (консервативное движение, либеральное движение).






загрузка...

загрузка...