загрузка...

ИСТОРИЯ РОССИИ. XIX век
Поурочные разработки 8 класс

ТЕМА I. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

 

Урок 2. Внешняя политика в 1801—1812 гг.

 

Цель урока: показать международное положение России в начале века; определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны; оценить ее результативность.

План урока: 1. Участие России в третьей антифранцузской коалиции. 2. Россия на Кавказе. 3. Россия в войнах 1806—1807 гг. 4. Тильзитский мир и его последствия. 5. Война со Швецией 1808—1809 гг. 6. Русско-турецкая война 1806— 1812 гг. 7. Война с Ираном 1804—1813 гг. 8. Разрыв франко-русского союза.

Основные понятия: коалиция; конвенция; континентальная блокада; сейм.

Основные даты: 1801 г. — добровольное вхождение в состав России Восточной Грузии; 1805 г. — формирование третьей антифранцузской коалиции; 1806 г. — формирование четвертой антифранцузской коалиции; 1804—1813 гг. — война с Ираном; 1806—1812 гг. — война с Турцией; 1807 г. — Тильзитский мир; 1808—1809 гг. — война со Швецией.

Персоналии: М. И. Кутузов; Д. Н. Сенявин; великая княгиня Екатерина Павловна; М. Б. Барклай де Толли; П. И. Багратион; П. С. Котляревский; И. В. Гудович.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., КосулинаЛ. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997.

Литература для учителя: Киняпина Н. С. Внешняя политика России первой половины XIX века. — М., 1963.

 

Методические приемы организации урока

Начать изложение нового материала следует с вопросов на повторение. Учащимся можно предложить вспомнить материал 7-го класса об участии России во второй антифранцузской коалиции и ответить на вопрос: чем можно объяснить участие России в борьбе с революционной Францией? Далее следует уточнить: чем была вызвана перемена в этой позиции в конце царствования Павла I?

Перед учащимися можно поставить вопрос о том, в чем состояла специфика международного положения России в начале века.

Далее следует рассказ учителя (возможно, в виде лекционного материала).

При рассказе целесообразно особо остановиться на причинах, содержании и последствиях заключения Тильзитского мира России с Францией. Для этого можно использовать довольно яркую характеристику обстановки во время переговоров, которая приведена в воспоминаниях их участника Д. В. Давыдова — будущего героя Отечественной войны:

Я не спускал глаз с государя. Мне казалось, что он прикрывал искусственным спокойствием и даже иногда веселостью духа чувства, его обуревавшие и невольно высказывавшиеся в ангельском его взгляде и на открытом, высоком челе его. И как могло быть иначе? Дело шло о свидании с величайшим полководцем, политиком, законодателем и администратором, пылавшим лучами ослепительного ореола дивной, почти баснословной жизни, с завоевателем, в течение двух только лет, всей Европы, два раза поразившим нашу армию и стоявшим на границе России. Дело шло о свидании с человеком, обладавшим увлекательнейшим даром искушения и вместе с тем одаренным необыкновенной проницательностью в глубину характеров, чувств и мыслей своих противников. Дело шло не об одном свидании с ним, а, посредством этого свидания, об очаровании очарователя, об искушении искусителя, о введении в заблуждение светлого и положительного гениального его разума (Давыдов Д. В. Соч. — М., 1962. — С. 244—245).

Вместе с учащимися это положение следует прокомментировать.

Для придания разговору о внешней политике конкретно-исторического характера можно более подробно охарактеризовать упоминаемые в учебнике персоналии. О М. И. Кутузове подробно говорится в учебнике. О других персоналиях можно использовать следующий материал.

 

Дополнительный материал для учителя

Великая княгиня Екатерина Павловна (1788—1819) была четвертой дочерью Павла I и его жены Марии Федоровны. С раннего детства отличалась острым умом, веселым и общительным нравом. Была любимицей старшего брата Александра. После заключения Тильзитского мира, когда авторитет Александра I заметно пошатнулся, часть высших лиц государства не исключала возможности его замены на престоле именно сестрой Екатериной Павловной. В 1808 г. обсуждалась возможность брака Екатерины Павловны с Наполеоном. Однако замужество ее состоялось в 1809 г. с принцем Ольденбургским, назначенным вскоре тверским, новгородским и ярославским генерал-губернатором. Именно Е. П. подсказала Н. М. Карамзину идею написания записки «О древнейшей и новой России в ее политических и гражданских отношениях», направленную против реформаторского курса. Выступая против реформ М. М. Сперанского, Е. П. способствовала его отставке. В условиях начавшейся Отечественной войны 1812 г. Е. П. одной из первых поддержала идею о созыве народного ополчения и сформировала из своих удельных крестьян особый егерский полк. В 1813—1815 гг. сопровождала Александра I в заграничном походе русской армии, присутствовала на заседаниях Венского конгресса. Вторым браком Е. П. была замужем за принцем Вюртембергским, вскоре ставшим королем. В Вюртемберге основала благотворительное общество, оказывала помощь населению в период голода 1816 г.

 

Иван Васильевич Гудович (1732—1820) был одним из наиболее крупных военачальников России начала XIX в. Образование получил в университетах Кенигсберга, Галле, Лейпцига, после чего поступил на службу в инженерные войска. Отличился он уже в ходе русско-турецкой войны 1768—1774 гг. В 1785 г. был назначен генерал-губернатором Рязанской и Тамбовской губерний. Во время русско-турецкой войны 1787— 1791 гг. руководил взятием Хаджибея (Одессы), Килии, был назначен кавказским генерал-губернатором. Авторитет Гудовича был непререкаем настолько, что даже смена власти в конце 1796 г. не привела его к падению, постигшему всех удачливых полководцев екатерининского царствования. Он был назначен военным губернатором Киева. После прихода к власти Александра I Гудович в уже преклонном возрасте (74 года) был назначен командующим войсками в Закавказье и сумел добиться успеха в покорении Бакинского, Шекинского и Дербентского ханств. За победу под Арпачаем был пожалован в чин генерал-фельдмаршала. В 1809 г. был назначен московским генерал-губернатором, членом Государственного совета, сенатором. В отставку ушел лишь в 1812 г. на 80-м году жизни.

 

Вопросы и задания для собеседования:

1. Почему войны против Франции носили коалиционный характер?

2. В чем вы видите положительные и отрицательные последствия Тильзитского мира 1807 г.?

3. Как изменилось отношение к России ее бывших союзников по антифранцузским коалициям после заключения Тильзитского соглашения?

4. Какие статьи Тильзитского мира были особенно тяжелы для России? Почему?

5. Почему русскому дворянству и купечеству была невыгодна континентальная блокада?

6. Чем можно объяснить обострение отношений России с Ираном и Турцией в начале XIX в.?

7. Почему Россия начала войну против Швеции, являвшейся ее союзником по антифранцузской коалиции?

8. Чем вы можете объяснить причины разрыва франко-русского союза?

9. Приведите примеры нарушения Наполеоном и Александром Тильзитского соглашения.

 

Темы докладов и сообщений:

1. Тильзитский мир и его последствия.

2. М. И. Кутузов в русско-турецкой войне 1806—1812 гг.       

3. Россия в антифранцузских коалициях начала XIX в.

4. Россия и Закавказье в начале XIX в.

5. Русские генералы-герои военных кампаний начала XIX в.

 

Домашнее задание: § 2, вопросы и задания к нему; задания к документам. Задание в рабочей тетради к § 2.






загрузка...
загрузка...