загрузка...

ИСТОРИЯ РОССИИ. XIX век
Поурочные разработки 8 класс

ТЕМА I. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

 

Урок 1. Внутренняя политика Александра I в 1801—1806 гг.

 

Цель урока: сформировать представление об основных направлениях внутренней политики Александра I и условиях, определивших ее характер.

План урока: 1. Личность императора Александра I. 2. «Негласный комитет». 3. Первые преобразования.

Основные понятия: либерализм; самодержавная власть; манифест; реформа; амнистия; министерство; «вольные хлебопашцы».

Основные даты: 1801—1825 гг. — правление Александра I; 1802 г. — реформа высших органов власти; 1803 г. — реформа народного просвещения; 1803 г. — указ о «вольных хлебопашцах»; 1804 г. — аграрная реформа в Прибалтике.

Персоналии: Ф. Лагарп; П. А. Строганов; Н. Н. Новосильцев; А. А. Чарторыйский; В. П. Кочубей.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997.

Литература для учителя: Российские самодержцы (1801—1917). — М., 1994; Государственные деятели России XIX — начала XX в.: Биографический справочник. — М., 1995; Данилов А. А. Справочные материалы по истории России IX—XIX вв. — М., 1997; Эйдельман Н. Грань веков: Политическая борьба в России: Конец XVIII — начало XIX столетия. — М., 1982.

 

Методические приемы организации урока

Начать урок целесообразно с рассказа учителя о личности императора Александра I, особенностях его характера, воспитания при дворе Екатерины II, отношениях с отцом. В ходе рассказа можно привлечь уже знакомый учащимся учебный материал по истории царствования Павла I, задать им вопросы, нацеленные на проверку и закрепление знаний по этому материалу.

Затем можно задать вопросы: какие пути развития открывались перед страной после переворота 1801 г.? Какую политическую линию в силу особенностей личных качеств мог предложить обществу Александр I?

Важно показать учащимся роль Ф. Лагарпа в формировании политической программы Александра I.

Ф. С. Лагарп — швейцарец по происхождению, профессиональный юрист, последователь энциклопедистов, был для Александра с 1783 г. не просто учителем, но и нравственным авторитетом, наставником. Благодаря ему взгляды Александра в юности носили весьма радикальный характер: великий князь симпатизировал Великой французской революции и республиканской форме правления, осуждал наследственную монархию, крепостное право, фаворитизм, взяточничество. Пороки петербургского двора со временем сформировали у Александра отвращение к политике, желание не принимать в ней участие. Впервые уже при жизни Екатерины II он так оценивал ее желание возвести его на престол, минуя отца — Павла: «Если верно, что хотят посягнуть на права отца моего, то я сумею уклониться от такой несправедливости. Мы с женой спасемся в Америку, будем там свободны и счастливы, и про нас больше не услышат». Настроения будущего императора изменились лишь после высылки Лагарпа из Петербурга.

Важно отметить и то, что контакты Лагарпа с Александром сохранялись и после его отъезда за границу. После воцарения Александра Лагарп предостерегал своего воспитанника от радикальных шагов: «Во имя Вашего народа, государь, сохраните в неприкосновенности возложенную на Вас власть, которой Вы желаете воспользоваться только для ее величайшего блага. Не дайте себя сбить с пути из-за того отвращения, которое внушает Вам неограниченная власть. Имейте мужество сохранить ее всецело и нераздельно до того момента, когда под Вашим руководством будут завершены необходимые работы и Вы сможете оставить за собой ровно столько власти, сколько необходимо для энергичного правительства».

 

Можно предложить учащимся прокомментировать и оценить эти слова Лагарпа.

Центральное место в рассказе учителя должна занять деятельность «Негласного комитета». Раскрывать содержание этого вопроса предпочтительно через характеристики входивших в его состав государственных деятелей.

 

Граф  Павел  Александрович  Строганов (1772—1817) родился в Париже и был крестником будущего императора Павла. В 1786 г. был зачислен адъютантом к князю Г. А. Потемкину. В 1787 г. вместе со своим воспитателем Ш. Ж. Роммом (ставшим в годы Великой французской революции видным ее деятелем, автором «республиканского календаря», одним из последних монтаньяров) отправился за границу и сам стал участником революционных событий. Он записался в основанный Роммом клуб «Друзей закона», позднее вступил в Якобинский клуб. Эта его деятельность не прошла незамеченной для Екатерины II: Павел Александрович был вызван в Россию и отправлен в ссылку в подмосковное село Братцево. Лишь после смерти императрицы и вступления на престол своего крестного отца Павла I Строганов смог вернуться ко двору, где сблизился с цесаревичем Александром, стал его близким другом и доверенным лицом. Он сразу признал итоги переворота 11 марта 1801 г. В мае того же года он подал царю записку, в конторой предлагал учредить «Негласный комитет» из числа сторонников государственных преобразований с целью предварительного обсуждения реформаторских законопроектов. Он стал не только автором создания «Негласного комитета», но и самым активным его участником. Предлагал упразднить крепостничество, отстаивал французскую систему организации народного образования, при которой низшие учебные заведения носят общеобразовательный характер, а специальное образование приобреталось в высших учебных заведениях. В 1802—1807 гг. был товарищем министра внутренних дел. Сенатор. Выполнял важные дипломатические поручения царя. Однако после отказа Александра I от либерального курса в знак протеста отошел от политической деятельности и подступил на военную службу простым волонтером (имея чин тайного советника, равный генеральскому званию). Принимал активное участие в русско-шведской войне 1808—1809 гг. и русско-турецкой войне 1806—1812 гг. В период Отечественной войны командовал сводной казачьей дивизией, участвовал в заграничном походе 1813—1814 гг., имел звание генерал-лейтенанта. После гибели в 1814 г. его единственного сына Павел Александрович вышел в отставку и вскоре умер.

 

Николай Николаевич Новосильцев (1761—1836) был племянником графа А. С. Строганова, в семье которого он жил и воспитывался. В детстве был записан в пажи. В 1783 г. поступил на воженную службу в чине капитана. Отличился в войне со Швецией (1788—1790), обратив на себя внимание великого князя Александра. Участвовал в подавлении Польского восстания 1794 г. После смерти Екатерины II был вынужден уйти в отставку и покинуть Россию. В Лондоне он в течение четырех лет слушал лекции в университете. После возвращения в Россию был одним из активных участников дворцового переворота 11 марта 1801 г., а вскоре стал и одним из самых авторитетных членов «Негласного комитета». В частности, предложил идею реформирования коллегий в министерства. Выполнял также и ответственные дипломатические поручения. В 1813 г. был назначен вице-президентом временного совета Варшавского герцогства, а в 1815 г. — императорским делегатом при правительстве Царства Польского. Отличался антипольскими настроениями, выступал за отмену польской конституции 1815 г. В Петербург возвратился только в 1831 г., где стал членом Государственного совета, а в 1832 г. возглавил Государственный совет и Комитет министров, был пожалован титулом графа.

 

Князь Адам Адамович Чарторыйский (1770—1861) прожил большую и сложную жизнь. Он был представителем одного из самых знатных и влиятельных польских родов. После третьего разодела Речи Посполитой был отозван в Петербург и поступил на службу при дворе. Здесь он вскоре сблизился с великим князем Александром. В 1799 г. был назначен посланником России в Сардинском королевстве. Лишь после переворота 1801 г. был возвращен императором Александром в Петербург, где стал вначале товарищем министра иностранных дел, а в 1804 г. — министром иностранных дел России. В 1805 г. выдвинул идею восстановления польского государства в границах 1772 г., связанного с Россией династической унией. Однако последовавшее сближение России с Пруссией показало несбыточность этих планов, после чего Чарторыйский вышел в отставку с поста министра. Он оставался сенатором, членом Государственного совета, являлся попечителем Виленского учебного округа. С образованием в 1815 г. Царства Польского он вначале вошел в состав временного правительства, но вскоре вышел в отставку. Выступал за присоединение к Царству Польскому Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины. Во время Польского восстания 1830—1831 гг. занимал в созданном сеймом правительстве пост председателя и главы внешнеполитического ведомства. После подавления восстания эмигрировал в Париж, где провел остаток жизни, возглавляя аристократический лагерь польской эмиграции.

 

Виктор Павлович Кочубей (1768—1834) был племянником светлейшего князя А. А. Безбородко, в доме которого воспитывался. Служил в русской миссии в Швеции, затем в Лондоне. С 1792 по 1797 гг. состоял русским посланником в Турции. В 1798 г. назначен вице-канцлером Коллегии иностранных дел. После вступления на престол Александра I вошел в состав «Негласного комитета», где показал себя сторонником умеренных реформ. В 1801—1802 гг. возглавлял Коллегию иностранных дел. В 1802— 1807 и 1819—1823 гг. возглавлял Министерство внутренних дел. В декабре 1826 г. возглавил учрежденный Николаем I Особый комитет для подготовки прожектов государственных преобразований. В 1827 г. стал председателем Государственного совета и Комитета министров.

 

Вопросы и задания для собеседования:

1. Какие альтернативы стояли перед страной в начале XIX в.?

2. Дайте оценку личности Александра I.

3. Как черты характера молодого императора влияли на его политический курс?

4. В чем вы видите главное назначение «Негласного комитета»?

5. Как вы можете оценить его роль?

6. Дайте общую оценку первым преобразованиям Александра I.

 

Темы докладов и сообщений:

1. Александр I: человек и государь.

2. «Негласный комитет»: первые проекты и их значение.

3. Реформа государственного управления 1802 г.

4. Значение реформы народного просвещения 1803 г.

5. Указ о «:вольных хлебопашцах» и его значение.

 

Домашнее задание: § 1 учебника, вопросы и задания к нему; вписать в словарь новые термины; самостоятельно изучить материалы параграфа; выполнить задания из рабочей тетради.






загрузка...
загрузка...