Внешняя политика России в 1725—1762 гг. - ПОСЛЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО: ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ

История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина

Внешняя политика России в 1725—1762 гг. - ПОСЛЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО: ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ

Цели урока: раскрыть учащимся внешние факторы, влиявшие на формирование и реализацию внешнеполитического курса России в 1725—1762 гг.; показать основные направления внешней политики России 1725—1762 гг.; оценить результативность внешней политики России после смерти Петра I.

Основные сведения: международное положение России и основные направления её внешней политики в 1725—1762 гг.; российско-польские взаимоотношения; причины и значение Русско-турецкой (1735—1739) и Русско-шведской (1741—1743) войн; предпосылки продвижения России в Среднюю Азию; решающая роль России в Семилетней войне; общие итоги внешней политики России в 1725—1762 гг.

Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, настенная карта «Семилетняя война 1756—1763 гг.».

Внутрипредметные связи: Новая история: международные отношения в XVIII в.

Персоналии: Б. К. Миних, П. А. Румянцев, В. В. Фермор, П. С. Салтыков.

Даты и событие: 1757—1761 гг. — участие России в Семилетней войне.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): характеризовать внешнюю политику преемников Петра I; называть основные направления и задачи внешней политики в 1725—1762 гг.; рассказывать об участии России в Семилетней войне, о важнейших сражениях и итогах войны.

Основные сведения

После смерти Петра I внешняя политика России в целом сохранила свою направленность.

Продолжавшееся ослабление Османской империи способствовало усилению борьбы России за выход к Чёрному морю. Охватившая Польшу борьба за власть способствовала активному вмешательству России в её внутренние дела. Из- за нежелания Швеции мириться с итогами Северной войны одной из важных задач внешней политики Российского государства было сохранение петровских завоеваний на Балтике. Требовали своего решения и проблемы, оставшиеся нерешёнными после Персидского похода 1722—1723 гг. Также Россия продолжила своё продвижение на восток.

План изучения нового материала: 1. Основные направления внешней политики. 2. Россия и Речь Посполитая. 3. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. 4. Русско-шведская война 1741—1743 гг. 5. Продвижение России на восток. 6. Россия в Семилетней войне 1756—1762 гг. 7. Итоги внешней политики.

Ход урока

Начать изучение нового материала целесообразно с повторительной беседы.

Вопросы для учащихся: 1. Чем завершилась Северная война? Как изменилась расстановка сил в Европе после её окончания? 2. Как складывались отношения России с Турцией? Чем это можно объяснить? 3. Какие отношения установились у России с восточными соседями?

1. Основные направления внешней политики учитель характеризует, опираясь на итоги повторительной беседы, делая вывод о том, что внешняя политика России после смерти Петра I в целом сохраняла свою направленность.

2. Этот пункт плана излагается учителем кратко с опорой на материал учебника. Главный вопрос, на который следует обратить внимание учащихся: почему Россия активно вмешалась в борьбу дворянских группировок за польский королевский престол?

3. При рассмотрении данного пункта плана задача учителя — показать противоречивый характер войны с Турцией, обратив внимание учеников как на негативные последствия Русско-турецкой войны 1735—1739 гг., так и на позитивные для России условия Белградского мира.

Для закрепления нового материала учащиеся могут начать выполнение задания 4 к § 23 рабочей тетради.

4. Материал о Русско-шведской войне 1741—1743 гг. излагается учителем кратко с опорой на материал учебника. Важно подчеркнуть, что главным итогом войны стало подтверждение Швецией балтийских приобретений России в Северной войне.

5. О продвижении России на восток рассказывает учитель, учащиеся продолжают выполнение задания 4 к § 23 рабочей тетради. Перед учениками ставятся вопросы: с какой целью казахи вошли в состав России? В чём была польза для России от расширения своих границ на востоке?

6. Семилетняя война является главной темой урока. При объяснении материала учитель активно использует настенную карту «Семилетняя война 1756—1763 гг.» и карту «Участие России в Семилетней войне» (с. 188 учебника). Нужно отметить причины, характер изменения границ, расстановку политических сил в Европе накануне Семилетней войны. Акцент при этом делается на том, чем именно угрожало интересам России усиление Пруссии. Рассказ учителя чередуется с беседой с учениками.

Вопросы для учащихся: 1. С чем связано участие России в Семилетней войне? 2. Почему Россия не с самого начала принимала в ней участие? 3. Какие события войны имели особое значение для России?

В качестве дополнительной информации можно заслушать заранее подготовленное сообщение учащегося о П. А. Румянцеве.

7. Для подведения итогов и систематизации материала учитель предлагает учащимся выполнить задание 2 к § 23 рабочей тетради и ответить на вопрос: сопоставив военные успехи русской армии в первой половине XVIII в. с её действиями в XVII в., определите новое международное положение России. Благодаря чему его удалось достичь?

Выводы. Главным итогом внешней политики России в 1725—1762 гг. можно считать её прочное утверждение на Балтике и укрепившееся благодаря победам в многочисленных войнах международное положение. Также России удалось расширить свою территорию за счёт казахских и некоторых дальневосточных земель. В то же время проблема выхода России к южным морям оставалась нерешённой.

Домашнее задание: § 23, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1, 3, 5—7 к § 23.