Внешняя политика. Северная война - РОССИЯ В ЭПОХУ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I

История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина

Внешняя политика. Северная война - РОССИЯ В ЭПОХУ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I

Цели урока: сформировать у учащихся представление о причинах Северной войны; целях и задачах России в войне; об основных этапах военных действий; о роли реформы армии и флота в достижении победы; об историческом значении победы России в Северной войне.

Основные знания: причины и основные этапы Северной войны; причины поражения под Нарвой; предпосылки радикальной перестройки армии и создания флота; историческое значение Полтавской битвы, её переломный характер для хода Северной войны; Прутский поход и его роль; становление России как великой морской державы; условия и значение для России Ништадтского мира.

Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, отрывки из «Устава воинского» 1716 г. (его полная версия представлена на сайте http://adjudant.ru/regulations/1716-00.htm), текст «Приказа Петра I перед Полтавской битвой» (его полная версия представлена на сайте http://economic.ispu.ru/history/part1/index.html), репродукция картины Г. А. Песиса «Пётр I на строительстве Санкт-Петербурга».

Внутрипредметные связи: Новая история: международные отношения в XVII—XVIII вв.

Персоналии: Пётр I, Карл XII, А. Д. Меншиков, Б. П. Шереметев, Н. П. Репнин.

Ключевые понятия: регулярная армия, рекрутская повинность, военная экономика, военный устав, антихрист, конфузия, виктория.

Даты и события: 1700—1721 гг. — Северная война; 1701 г. — «Нарвская конфузия»; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; 1709 г., 27 июня — Полтавская битва; 1714 г. — победа русского флота у мыса Гангут; 1721 г. — Ништадтский мир.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): рассказывать о причинах, этапах, основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту; давать оценку внешнеполитической деятельности Петра I, определения понятиям регулярная армия, рекрутская повинность, военная экономика, военный устав, антихрист, конфузия, виктория.

Основные сведения

Преобразования в военной сфере начались ещё накануне Северной войны, в 1699 г. Армия формировалась на основе рекрутских наборов и стала регулярной. Служба была практически пожизненной. Стрелецкое войско было распущено. Пётр строил армию на основе полков «иноземного («нового») строя» с единообразным стрелковым вооружением, снаряжением, единой формой одежды, системой подготовки и обучения. Царский указ 1705 г. завершил формирование новой армии. В итоге к 1708 г. вместо едва набиравшихся в прежние годы 40 тыс. солдат армия России состояла из 113 тыс. хорошо вооружённых и оснащённых воинов.

Не менее важно было создать собственную военную экономику. В 1701—1704 гг. по указу Петра на Урале были построены первые в стране крупные металлургические заводы, дававшие для армии железо, чугун, отливавшие пушки, ядра, лафеты. Создавались казённые мануфактуры по выпуску пороха и стрелкового оружия, сукна для нужд армии.

Для обучения офицеров были созданы школы: навигацкая (военно-морская), артиллерийская, инженерная, иностранных языков, хирургическая. Для подготовки унтер-офицеров было открыто 50 гарнизонных школ. Многих дворян направили на обучение военному и морскому делу за границу. По мере их возвращения Пётр отказывался от найма иностранных военных специалистов.

В 1716 г. царь принял «Устав воинский». Это был первый в русской армии единый свод военных наставлений. Позже появился аналогичный «Устав морской», ставший законом для флотских офицеров и матросов.

Особое внимание Пётр уделял строительству военно-морского флота. Оно велось не только на юге и на севере, но и на Балтике. В 1708 г. именно здесь был спущен на воду первый 28-пушечный фрегат. Всего же за время царствования Петра I было построено около 900 кораблей.

В результате военных реформ, к тому же проведённых в ходе непрекращавшейся войны, Россия превратилась в одну из великих военных и морских держав Европы.

План изучения нового материала: 1. Начало войны. «Нарвская конфузия». 2. Реорганизация армии. 3. Полтавская битва. 4. Прутский поход. 5. Морские сражения. 6. Ништадтский мир.

Ход урока

Урок начинается с повторительной беседы с учениками.

Вопрос и задание для учащихся: 1. Почему России был необходим выход в Балтийское море? 2. Вспомните, было ли раньше восточное побережье Балтики в составе русских земель.

1. Учитель, опираясь на карту «Северная война» (с. 126 учебника), кратко раскрывает учащимся сущность международной ситуации вокруг Балтики в конце XVII — начале XVIII в.

Перед классом ставится вопрос: какие страны региона объективно могли стать союзниками России в борьбе со Швецией?

Говоря о причинах Северной войны, учитель может предложить ученикам выполнить задание 2 к § 14 рабочей тетради.

Затем можно продолжить беседу с учащимися.

Вопросы для учащихся: 1. Что затрудняло союзническое взаимодействие в начальный период войны? 2. К каким выводам пришёл Пётр I после поражения под Нарвой? 3. Что, на ваш взгляд, следовало сделать, чтобы последующие сражения со шведами принесли русским успех?

Рассказ об основании Санкт-Петербурга можно построить с опорой на репродукцию картины Г. А. Песиса «Пётр I на строительстве Санкт-Петербурга».

2. Этот пункт плана раскрывается в форме рассказа учителя. Часть времени отводится для анализа фрагмента

«Устава воинского», результатом которого должен стать ответ учеников на вопрос: как повлияли принятие уставов и реорганизация армии на успехи русской армии и флота?

Также можно предложить учащимся выполнить задание 4 к § 14 рабочей тетради.

3. О Полтавской битве рассказывает учитель, опираясь на схему сражения (с. 122 учебника). Для показа народного характера борьбы против шведов желательно привести свидетельство шведского историка, описывающего ситуацию после форсирования шведскими войсками Вислы, когда армия Карла XII встретила пустые дома в городах и сёлах, в то время как леса были полны враждебно настроенного населения:

Карл попытался сначала привлечь население добром, но это был совершенно напрасный труд. Скрываясь за деревьями и кустами, подстерегали они шведских солдат и в замеченных стреляли. И один раз даже король подвергся большой опасности встречи с коварной пулей.

Говоря об измене Мазепы, учитель может задать вопрос: в чём вы видите причины этого шага?

Рассказывая о самой Полтавской битве, стоит включить в своё повествование текст «Приказа Петра I перед Полтавской битвой», предлагая учащимся прокомментировать его. Также учителю следует остановиться на описании личностей А. Д. Меншикова, Б. П. Шереметева, Н. П. Репнина, показав их вклад в победу.

Отметив решающее значение Полтавской битвы для исхода всей войны, учитель делает акцент на переломном характере этого события, несмотря на то что война продолжалась ещё 12 лет.

4. Говоря о Прутском походе, следует отметить вклад не только армии, но и российской дипломатии (П. П. Шафиров) в обеспечение победы в войне.

5. Рассказ о морских сражениях сопровождается работой с картой «Северная война», где показаны места решающих морских сражений. В конце урока учитель задаёт классу вопрос: почему для победы в Северной войне так важны были успешные действия русского флота?

6. Тему Ништадтского мира учитель раскрывает на основе текста учебника с опорой на карту «Северная война».

Выводы. Ценой значительных усилий народа по строительству флота и крепостей, оснащению армии новым оружием, созданию военной промышленности России удалось одержать победу в Северной войне и войти в число ведущих европейских держав.

Домашнее задание: § 14, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1, 3, 5—8 к § 14.