загрузка...


Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800
7 класс

Раздел IV. КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (4 ч)

 

Тема I. КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ (1 ч)

 

УРОК 28. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Колониальный период в Латинской Америке. Особенности латиноамериканского общества: 
1. Мир индейцев и мир испанцев. 2. Как управляли колониями? 3. Для чего нужны колонии? 4. «Сыны Солнца стали рабами». 5. Католическая церковь и инквизиция в колониях. 6. Черные невольники. 7. Туссен Лувертюр: «Свобода для всех». 8. Латиноамериканское общество. 
Возможная личностно значимая проблема: одни и те же события могут иметь разные оценки, если их оценивают люди, принадлежащие к различным социальным группам

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают, что в результате взаимодействия испанской и индейской культур встретившиеся враждебные миры образовали один латиноамериканский мир, одно общество

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. До XIX в. Испания владела самыми обширными колониями в Новом Свете. За 300 лет своего господства она награбила в Америке золота и серебра на сумму 6 млрд долларов, вывезла много других богатств... Чем вы можете объяснить, что Испания так и осталась страной, которая в своем экономическом развитии отставала от Англии, Франции, Нидерландов? 2. В ст. 1 Декларации прав человека и гражданина записано: «Все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Чем вы объясните, что революционная Франция посылала войска для подавления восстания на о-ве Сан-Доминго? 3. В наше время между историками идет спор: многие латиноамериканские ученые заявляют, что коренным американцам встреча миров была совсем не нужна и навязана вопреки их воле, «открытие» Америки они считают «черным днем» в своей истории. Другие, в том числе и европейские, ученые утверждают, что открытие Америки привело к встрече миров, к экономическому и культурному сближению народов. Выскажите свою точку зрения. 
Форма урока: комбинированный урок (1) или ролевая игра (2). 
Приемы деятельности учителя: 1. Рассуждение (мир индейцев и мир испанцев), аналитическое описание (управление колониями), сюжетный повествовательный рассказ, обучение решению учебных проблем, организация дискуссии. 2. Организация и проведение ретроспективной ролевой игры

Развитие умений учащихся

Вариант 1: учатся использовать ранее изученный материал для решения учебных проблем, участвовать в дискуссии, предъявлять результаты выполненного учебного задания. Вариант 2: учащиеся приобретают опыт «участия» в исторических событиях, учатся эмоциональному «проживанию» судеб действующих лиц, моделированию новых ситуаций

Основные понятия и термины

Латинская Америка, латиноамериканец, коррехидор, алькальд, пеон, креол, метис, мулат, самбо

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 27. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Тесты к тема. Карты «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV — середине XVII в.» и «Латинская Америка конца XVIII—начала XIX в.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 347—353. А. Виноградов. Черный консул

 

Комментарии к технологической карте

Рассмотрим вариант комбинированного урока. При проверке домашнего задания можно использовать приведенную ниже таблицу и тестовые задания из рабочей тетради.

Основные изменения, происшедшие во Франции в ходе революции (к 1799 г. по сравнению с 1789 г.)

 

Область жизни общества

Характеристика до революции

Характеристика после революции

Права представителей:
— первого сословия
— второго сословия
— третьего сословия

 

 

Государственное устройство

 

 

Хозяйство

 

 

Военное дело

 

 

 

Переход к изучению новой темы логичнее всего сделать после рассмотрения вопроса о значении Великой французской революции в мировой истории. Учитель может сказать, что известия о Великой французской революции докатились даже до Латинской Америки и оказали влияние на развитие событий на этом континенте. Но это будет уже в конце XVIII — начале XIX в. Сегодня же мы должны посмотреть, что происходило на этом континенте в XVI—XVIII вв.

Учитель коротко знакомит учащихся с темой и планом урока, предлагает каждому выбрать одно из проблемных заданий.

Первый вопрос плана — ключ к решению проблемных заданий. Образное повествование учителя имеет своей целью показать учащимся, что «500 лет назад столкнулись и пришли в непримиримое противоречие две разительно несхожие человеческие общности, их несовместимые мироощущения и образ мыслей. Встретились расы и народы с совершенно различными формами бытия. Коренных американцев отличал интуитивный способ познания мира. Они являлись носителями глубоко мифологизированного сознания и ранних форм религиозных верований. Им противостояли представители цивилизации, вступившей в эру стремительного развития производительных сил, расцвета науки и секуляризации людского сознания. Если первые в основном созерцали мир, то последние уже пытались осмыслить его. Обе стороны изумились при виде друг друга и пытались понять увиденное, но по-разному: обитатели Нового Света — сквозь непроницаемую пелену мифологии, а европейцы — отрешаясь от традиционных мифов». (Егорова А. В. Открытие Америки европейцами и его исторические последствия // Средневековая Европа глазами современников и историков.— М., 1994.— Ч. IV.)

Латиноамериканское общество рождалось в трагических обстоятельствах. Вопрос об управлении колониями изучается по учебнику. Третий пункт плана рассматривается в ходе беседы, где обращение к ранее изученному позволяет учащимся самостоятельно решить этот вопрос.

Раскрывая четвертый пункт плана и рассказывая о том, что в Центральной Мексике, имевшей население 25 млн жителей, аборигенов осталось 1 млн человек, для образного восприятия этой трагедии учащимися следует добавить, что в Мексике в начале конкисты монахи проводили богослужения на папертях своих церквей, так как многочисленные толпы верующих не могли поместиться внутри, а с конца XVI в. богослужения проходили уже внутри храмов.

Раскрывая пятый пункт плана, при наличии времени можно подробнее рассказать о Бартоломе де Лас Касасе.

Открытие и завоевание Америки вызвали у современников неодинаковые чувства: одни восторгались, другие осуждали завоевателей. Уже в XVI в. в Испании развернулся спор о правах завоевателей и правах коренного населения. Защитникам тех, кто стремился к созданию империи, противостояла часть деятелей церкви и университетских ученых, деятелей испанского гуманизма. «Заступником» индейцев стал Бартоломе де Лас Касас (1474—1566).

Лас Касас, уроженец Севильи, изучал право и теологию в Саламанкском университете. В 1503 г. он уехал в Новый Свет, где участвовал в захвате Кубы. На Кубе он приобрел золотой прииск, и там ему открылась бесчеловечность победителей и трагическая участь побежденных. С той поры Лас Касас стал бороться за спасение индейцев. В его посланиях испанскому королю содержался протест против зверского угнетения, истязания и ограбления индейцев, предлагались меры к облегчению их участи.

Затем следует организовать лабораторную работу с документами.

Бартоломе де Лас Касас. «История Индий» (вторая половина XVI в.)

(извлечение)

Индейцы... работали в те времена непрерывно, и на всех важных работах над ними ставили жестоких надсмотрщиков — испанцев — и над теми, кто отправлялся на работы в рудники, и над теми, кто работал в имениях или на фермах. И эти надсмотрщики обращались с ними так сурово, жестоко и бесчеловечно, не давая им минуты покоя ни днем ни ночью, что напоминали служителей ада.

Они избивали индейцев палками и дубинками, давали им оплеухи, хлестали плетьми, пинали ногами, и те никогда не слышали от них более ласкового слова, чем «собака»; и тогда, измученные непрерывными издевательствами и грубым обращением со стороны надсмотрщиков на рудниках и фермах и невыносимым, изнурительным трудом безо всякого отдыха и сознавая, что нет у них никакого иного будущего, кроме неминуемой смерти, уносившей одного за другим их соплеменников и товарищей... они стали убегать в леса и горы, пытаясь укрыться там, но в ответ на это испанцы учредили особую полицию, которая охотилась за беглыми и возвращала их обратно... Так как испанцы в то время старались добыть побольше золота и очень торопились провести все необходимые для этого работы (а добыча золота была неизменно их главной целью и заботой), то это влекло за собой истощение и гибель индейцев, которые привыкли работать мало, ибо плодородная земля не требовала почти никакой обработки и давала им продукты питания... а теперь эти люди хрупкого здоровья были поставлены на невероятно тяжелые изнурительные работы и трудились от зари до зари... За шесть — восемь месяцев, пока группа индейцев добывала золото в рудниках... умирала четверть, а то и треть работавших.

...Убедившись, что дело идет к гибели всех индейцев... испанцы сочли, что было бы недурно... привезти сюда на смену умершим обитателям этого острова как можно больше рабов из других мест.

Бартоломе де Лас Касас. «Краткое сообщение о разорении Индии» (1552 г.)

(извлечение)

1-е — все войны, получившие название конкисты, были и являются самыми несправедливыми и ведутся самими тиранами.

2-е — все королевства и владения в Индиях являются результатами узурпации.

3-е — все притеснения индейцев являются несправедливыми, зловредными по вере, тем самым тираническими, как и подобное управление.

4-е — и те, кто дает, и те, кто владеет, впадают в смертный грех, и если они не откажутся от этого, то не смогут спасти свои души.

5-е — король, наш господин, да хранит и благословит его Господь, всей своей властью, данной ему от Бога, не может оправдать ни войны и ограбления этих людей... как нельзя оправдать грабежи и войны турок против христиан.

6-е — все золото и серебро, жемчуг и другое богатство, направленные в Испанию, как и то, которое на руках у испанцев в Индиях, почти полностью результат грабежа.

...8-е — уроженцы всех земель в Индиях, куда мы вступили, имеют право вести против нас самую справедливую войну и смести нас с лица земли, это право они будут иметь до судного дня.

Вопросы к документам: 1. Расскажите, как испанцы обращались с индейцами. 2. Чем вы можете объяснить столь жестокое обращение? 3. Какую оценку дает Лас Касас конкисте? 4. Найдите в тексте места, где Лас Касас осуждает действия завоевателей.

Шестой пункт плана может быть дополнен рассказом учителя о положении негров-рабов.

«Раб должен или работать, или спать»

Труд негров, рабов в первую очередь, применялся на сахарных и хлопковых плантациях. На Кубе в период уборки сахарного тростника рабов заставляли работать по 18—20 часов в сутки, а кормили лишь два раза. Рабовладельцы и надсмотрщики на плантациях применяли жестокие наказания. Они, например, заставляли раба самого считать удары бича, обрушивавшиеся на его спину. Если несчастный сбивался со счета — наказание начиналось снова. Ноги рабов на уровне щиколоток приковывали к длинной цепи. Работать это не мешало, но доставляло много мучений. Было еще хуже, когда цепь одним концом прикреплялась к ноге раба, а другим — к тяжелому бревну. Тогда невольник мог передвигаться только с бревном на плечах. А на рабов, которые ели стебли сахарного тростника, надевали железную маску без отверстия для рта. Для особо провинившихся рабов применялась и смертная казнь. Естественно, что невольники совершали побеги. Уже в первой половине XVI в. рабовладельцы в испанских колониях стали создавать денежные фонды, средства из которых шли на организацию поимки беглых рабов. Появилась даже новая специальность — «охотник» за беглыми. Пойманных рабов возвращали хозяину.

Сначала в колонии ввозили только крепких молодых мужчин, но в XVIII в. стали привозить и женщин.

«Сколько рабов, столько врагов»

Восстания против колонизаторов начались уже в XVI в. Одними из первых поднялись на борьбу индейцы Кубы под руководством своего вождя Атуэя (1511—1512). Они долго вели борьбу, но испанцам удалось захватить Атуэя. Вождя сожгли на костре, восставших разгромили. В дальнейшем такие восстания поднимались постоянно.

Также в XVI в. начались восстания негров-рабов. Наиболее ярким примером их борьбы являлась история «Пальмарес» («Пальмовая республика»). Восстание это началось в Бразилии. Республика просуществовала с 1630 до 1697 г. В этом свободном государстве жило 20 тыс. человек, они занимались сельским хозяйством и ремеслами. Управлял «Пальмовой республикой» совет старейшин. После неудачных попыток уничтожить свободное государство негров в середине 90-х гг. XVII в. против него была брошена целая португальская армия, окружившая республику. До последних сил боролись защитники «Пальмарес», но их становилось все меньше. Последние бойцы бросились с высокого обрыва в пропасть и погибли свободными.

Весь XVII и XVIII вв — это период борьбы индейцев и негров против колонизаторов.

При проведении урока в форме ролевой игры учащимся заранее поручаются роли персонажей латиноамериканского общества: 1. Чиновники, управляющие колониями (вице-король, вице-губернатор, алькальд, коррехидор). Они рассказывают о создании колоний, о системе управления, объясняют, для чего нужны колонии Испанской короне. 2. Испанцы и креолы (землевладельцы, предприниматели, офицеры, чиновники). 3. Мулаты и метисы (ремесленники, мелкие торговцы, приказчики, надсмотрщики и пр.). 4. Индейцы (рабочие на рудниках, плантациях, мануфактурах, батраки, пеоны). 5. Черные невольники (наряду с материалом учебника в новом издании используется приведенный выше дополнительный материал из пособия «Раб должен или работать, или спать». 6. Негры и индейцы, участники восстаний. Используется сюжет «Сколько рабов, столько врагов». 7. Представители католической церкви: противники бесчеловечного отношения к индейцам и сторонники угнетения. Кроме материала параграфа, используются документы — извлечения из книг Лас Касаса. Сюжет может быть следующим: в колонии приезжает с инспекцией уполномоченный испанского короля и представители всех слоев общества рассказывают о своей жизни и проблемах.

В начале урока учитель делает вступление, для которого используется содержание первого раздела параграфа («Мир индейцев и мир испанцев»), а затем учащиеся, сидящие группами в зависимости от исполняемой роли, рассказывают о жизни и проблемах своей социальной группы. В конце ролевой игры может состояться дискуссия по третьей проблеме, рекомендованной в технологической карте. Проведение ролевой игры по группам развивает умение сотрудничать, проявлять самостоятельность и творчество.






загрузка...
загрузка...