загрузка...

Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800
7 класс

Раздел III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (8 ч)

 

Тема III. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИЕ КОЛОНИИ В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ (2 ч)

 

УРОК 24. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки: 1. Начало Войны за независимость. Джордж Вашингтон. 2. Томас Джефферсон. Принятие Декларации независимости. 3. Патриотический подъем в стране. Ход военных действий и окончание войны. 4. Итоги и значение Войны за независимость. 5. Конституция 1787 г. и создание демократической федеративной республики — США. 
Возможная личностно значимая проблема: без гарантии личных прав человека со стороны государства демократия не является подлинной

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают о политической системе США и ее Конституции — первом документе своего времени, в основу которого были положены достижения передовой общественной мысли, представления о прирожденных правах человека и разделении властей

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Согласны ли вы с тем, что Войну за независимость называют американской революцией? Свою точку зрения аргументируйте. 2. Подумайте, какими идеями эпохи Просвещения авторы Декларации независимости обосновывали право колоний на независимость. 3. О создателях Конституции 1787 г. американский просветитель и политический деятель Джефферсон написал: «Подталкиваемые событиями момента, они создают средства, чтобы держать дом в порядке». Как вы понимаете слова «держать дом в порядке»? Какие средства были определены для этого Конституцией США? 4. Подумайте, почему республиканские настроения в английских колониях Северной Америки были значительно сильнее, чем в самой Англии. Свою точку зрения аргументируйте.
Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы. 
Приемы деятельности учителя: сюжетный повествовательный рассказ (о Войне за независимость), персонификация (Вашингтон, Джефферсон), эвристическая беседа (итоги и значение войны, ее характер), организация лабораторной работы с документами и самостоятельной работы с учебником, обучение решению учебных проблем

Развитие умений учащихся

Учатся выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать сравнительный анализ событий и процессов, составлять характеристики исторических деятелей, работать со схемой государственного устройства США (см. рабочую тетрадь), определять круг необходимых знаний для решения проблемы (что мне надо знать для решения проблемы, что я уже знаю, что мне необходимо узнать), представлять результаты познавательной деятельности в форме устного или письменного ответа, доклада

Основные понятия и термины

Лоялист, конституция, суверенитет, федерация, импичмент

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 23. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Тесты к теме. Карта «Северная Америка в 1775—1783 гг.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 509—515. Американские президенты / Под ред. Ю. Хайдекинга.— Ростов-на-Дону; М.— 1997.— С. 56—76, 88—107. Репродукции: С. Конг. Портрет Дж. Вашингтона

 

Комментарии к технологической карте

После того как учащиеся назовут причины конфликта между жителями колоний и Английской короной, они знакомятся с темой и планом урока, и каждый из них выбирает для работы познавательное или проблемное задание.

Урок очень насыщен, так как дополнительно к фактическому материалу на нем изучается достаточно сложный документ — извлечение из Декларации независимости.

О начале Войны за независимость рассказывается по материалам учебника. Расширение содержания может происходить за счет включения более подробных сведений о Джордже Вашингтоне.

Джордж Вашингтон — один из наиболее почитаемых героев американской истории, человек, избранный первым президентом США. Его имя носят столица государства и один из штатов, его называют «отцом-основателем» страны. Поэтому мы можем предполагать, что он являлся для американцев идеалом человека того времени. Познакомимся с его жизнью, деятельностью и личными качествами, и тогда нам станет понятнее, какие черты личности ценились в американском обществе.

Будущий первый президент США родился в 1732 г. в семье крупного плантатора-рабовладельца в английской североамериканской колонии Вирджиния. Школу мальчик посещал с большими перерывами с 7 до 15 лет и полноценного образования не получил. Даже в зрелом возрасте он допускал ошибки при письме. Наибольших успехов Джордж достиг в изучении математики, поскольку с детства готовил себя к ведению хозяйства на плантациях. Уже в юности он хорошо разбирался в выращивании табака, разведении скота.

Зимой 1748—1749 гг. Вашингтон прослушал небольшой теоретический курс в одном из колледжей и получил свидетельство землемера. Следующие два года, работая землемером, он совершал путешествия в неосвоенные районы на западе Северной Америки. Тяжелая работа сделала его выносливым. Главными соперниками в освоении этого края были Франция и Великобритания. Французы часто использовали индейские племена для нападения на английских колонистов из Вирджинии и Пенсильвании. Это послужило толчком к принятию решения начать военную карьеру, и в 1752 г. Вашингтона назначили майором ополчения южного района Вирджинии. Шесть лет он принимал самое активное участие в борьбе с французами и индейцами, совершавшими постоянные набеги на границы английских колоний. Жизнь Вашингтона часто подвергалась опасностям, но благодаря мужеству и находчивости он с честью выходил из критических ситуаций.

В 1759 г., дослужившись до звания главнокомандующего всеми войсками Вирджинии, он вышел в отставку, решив посвятить свою жизнь работе на плантации. Стараясь быть на уровне последних научных достижений, он выписал из Англии огромное количество литературы по сельскому хозяйству и изучил ее. К 1775 г. владения Вашингтона составляли 25 000 га.

Он был гостеприимным хозяином; подсчитано, что за 7 лет (до 1775 г.) у него в доме побывало более 2000 гостей. Вашингтон заботился о своей внешности, заказывал лучшую одежду в Лондоне. Он обладал большой физической силой. Мускулистый, широкоплечий, с длинными руками и ногами, ростом почти в 190 см, а весом почти в 100 кг, Вашингтон был прекрасным борцом, охотником, наездником. При этом он страстно любил танцевать и не пропускал ни одного бала.

Когда в 1774 г. на Первом континентальном конгрессе в Филадельфии было принято решение о запрещении ввоза промышленных товаров из Англии, Вашингтон активно поддержал это решение. После боев под Лексингтоном и Конкордом Второй континентальный конгресс, собравшийся в апреле 1775 г., избрал его командующим всеми континентальными силами. Это явилось не только проявлением доверия к его качествам военного руководителя; за этим скрывалось намерение назначением виргинца поднять Юг для поддержки новоанглийских колоний.

Сильный характер Вашингтона, его умение сохранять доверие армии в любых условиях, вселять уверенность в собственные силы удержали американские войска от полного развала в критические периоды войны. Создавая регулярную американскую армию, Вашингтон наводил дисциплину «железной рукой». Он не являлся великим полководцем и часто терпел поражения, однако сумел проявить себя энергичным военачальником в сражениях у Трентона и Принстона, в решающей битве у Йорктауна. На протяжении всей войны самой большой проблемой Вашингтона было вооружение и снабжение армии. По мере развития боевых действий с Англией все больше американцев, в том числе и Вашингтон, приходили к выводу о необходимости отделения колоний от метрополии.

Выйдя в отставку после окончания войны, он удалился в свое поместье. Вашингтон был сторонником республиканского устройства страны, которая после победы над Англией оказалась в сложном положении. С окончанием войны исчезли причины, связывавшие вместе 13 американских штатов. Из-за длившейся 8 лет войны ухудшилось экономическое положение страны. Чтобы спасти молодое государство, нужна была конституция, которая законодательно закрепила бы его единство и установила в стране закон и порядок.

Вашингтон был единогласно избран первым президентом страны. Сам он не участвовал в предвыборной борьбе, жил в своем поместье и не стремился к власти. Но народное доверие не оставило ему другого выбора, как занять высший пост, на котором он пробыл два срока — 8 лет. Его президентство было наполнено здравым смыслом. Вашингтон налаживал работу органов государственного управления, по его инициативе были приняты 10 поправок к Конституции США, названные «Биллем о правах» и законодательно закрепившие основные демократические свободы.

Джордж Вашингтон был президентом, для которого характерен солидный и методичный стиль руководства, сознание долга, предсказуемость и надежность. Деятельность правительства была теперь ограничена правом и законом, а он еще при жизни стал символом национального характера.

Он умер в 1799 г. от болезни в возрасте 67 лет. На одной из многочисленных траурных церемоний его друг Генри Ли превозносил его как «первого на войне, первого в мирное время и первого в сердцах его соотечественников». Завещание президента предусматривало освобождение всех рабов, которые ему принадлежали, после смерти его жены. Вашингтон отвергал рабство как несовместимое с принципами Декларации независимости, но его быструю отмену считал неосуществимой. Его завещание было выполнено.

Второй пункт плана раскрывается по учебнику и сопровождается работой с документами. На вопрос, почему передовые умы американского общества отвергали монархию как форму правления, отвечает извлечение из приведенного ниже документа, текст которого следует раздать учащимся.

Из памфлета Томаса Пэйна «Здравый смысл» (1776)

Поскольку все люди от природы равны по происхождению, равенство это могло быть нарушено лишь впоследствии...

Зло монархии мы дополнили злом престолонаследия, и если первое есть ущерб и унижение для нас самих, то второе, будучи возведенным в закон, есть оскорбление и обман потомства. Ибо все люди по происхождению равны и ни у кого не может быть прирожденного права давать своей семье преимущества перед всеми другими, и хотя сам человек мог заслужить известную долю почестей от своих современников, однако его потомки могут быть вовсе недостойны наследовать их...

Короче говоря, монархия и престолонаследие покрыли кровью и пеплом не только то или иное королевство, а весь мир. Это та форма правления, против которой свидетельствует слово Божие и за которой следует кровь...

Текст Декларации независимости и задания к нему имеются в учебнике.

Третий и четвертый пункты плана изучаются по учебнику и карте. При наличии времени по четвертому пункту можно составить план в тетради.

Наиболее сложный вопрос — о Конституции США — объясняет учитель. Его содержание широко представлено в учебнике, а схема высших органов власти в США имеется в рабочей тетради. Ключом к пониманию целей этого документа служат слова французского писателя А. де Токвиля (XIX в.), писавшего, что в период составления конституции у американцев было две задачи — сохранить особенность каждого штата и в то же время объединить весь народ в единый союз. Обсуждая вопрос о принятии конституции, следует в доступной форме объяснить, что, выдвигая идею создания конституции, американцы обсуждали проблемы: как следует организовать власть, чтобы она отвечала интересам народа, и, если народ обладает правом создать конституцию, имеет ли он исключительное право ее изменить?

Первый вопрос связан с центральной идеей Нового времени — разделением властей. 30 мая 1776 г. городское собрание Бостона дало своим представителям на конституционном конвенте наказ, в котором говорилось, что для сохранения свободы очень важно, чтобы законодательная, судебная и исполнительная власти были как можно более независимы и отделены друг от друга. Там, где они сосредоточены в руках одних и тех же лиц, государство не будет защищено от принятия деспотических законов и произвола в их исполнении.

Американцы понимали, что законность не может быть гарантирована, если три власти будут сосредоточены в одной руке и одна и та же группа лиц будет издавать законы, обвинять, судить и казнить. Следовательно, в конституции должно быть полностью учтено «несовершенство человеческой натуры и непредсказуемость поведения». Что касается права дополнять и изменять конституцию, то американцы считали, что оно должно оставаться за народом, который эту конституцию учредил. Кроме того, они видели цель конституции в том, чтобы защитить права личности от любых посягательств со стороны властей. Идея всемогущего государства всегда была чужда американцам, и деятельность правительства в США оставалась более ограниченной, чем во Франции и других странах Европейского континента. В конституцию также заложена идея просветителей: «Вся власть исходит от народа».

Вывод делается по учебнику. После этого учащиеся предъявляют результаты своей познавательной деятельности.






загрузка...
загрузка...