загрузка...

Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800
7 класс

Раздел III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (8 ч)

 

Тема II. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ (1 ч)

 

УРОК 22. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Промышленный переворот в Англии:
1. Аграрная революция в Англии. 2. Промышленный переворот. 3. «Отец» паровой машины. 4. Фабрика в жизни рабочих семей и предпринимателей. 5. Движения протеста. Разрушители машин. 6. Последствия промышленного переворота.
Возможная личностно значимая проблема: интересы отдельной личности могут не совпадать с интересами общества в целом (многие крестьяне теряли землю, но создание крупного землевладения способствовало расцвету сельского хозяйства)

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся анализируют сущность промышленного переворота и понимают, что в результате этого процесса создаются условия для развития индустриального общества

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Для успешного развития капиталистического производства нужны три условия: накопление богатств и потребность в создании крупных предприятий; свободные люди, лишенные средств производства; рынок сбыта товаров. Подумайте, имелись ли эти условия в Англии в XVIII в. Для аргументации своей точки зрения используйте фактический материал. 2. Существует точка зрения, что промышленный переворот произошел в Англии раньше, чем в других странах Европы, благодаря ее удачному географическому положению, способствовавшему в XVII—XVIII вв. развитию мореходства и морской торговли. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свое мнение аргументируйте.
Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
Приемы деятельности учителя: образное повествование (аграрная революция в Англии), организация работы учащихся с картой и текстом учебника (условия промышленного переворота), персонификация (Уатт, фабричные династии), эвристическая беседа (значение промышленного переворота), обучение учащихся решению учебных проблем и предъявлению результатов самостоятельной деятельности. Используются внутрикурсовые связи с § 4, 13

Развитие умений учащихся

Анализируют и выделяют главное, используют карту как источник содержания, составляют план и таблицу, учатся доказательствам и опровержению, формируют личностное отношение к содержанию, устанавливают внутрикурсовые связи, учатся определять круг необходимых знаний для решения проблемы (что мне надо знать для решения проблемы, что я уже знаю, что мне необходимо знать), делают сообщения, представляют результаты познавательной деятельности

Основные понятия и термины

Аграрная революция, промышленный переворот, фабрика, луддизм

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 21. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карта «Промышленный переворот в Англии». Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 489—490. Атлас чудес света.— М., 1995.— С. 58—60 («Чугунный мост»)

 

Комментарии к технологической карте

Проверив домашнее задание, учитель знакомит учащихся с темой и планом урока и предлагает на выбор одну из учебных проблем.

Для логического перехода к изучению нового материала следует предложить учащимся ответить на вопросы: какие процессы происходили в сельском хозяйстве Англии в XVI—XVII вв. и чем они были вызваны? Какие изменения происходили в английской промышленности в XVI—XVII вв.? Какое влияние на развитие сельского хозяйства и промышленности оказала английская революция 1640—1660 гг.?

Объяснение первого пункта плана может быть дополнено более подробным рассказом о положении английских фермеров.

Английский фермер, арендующий землю у лендлорда, не боялся вкладывать деньги в хозяйство и приспосабливать его к потребностям рынка, так как по закону (а также по уговору) расторгнуть аренду лендлорд не мог. Более того, обычай требовал, чтобы в неурожайные годы собственник земли возмещал потери фермера. Сильной стороной этого порядка было возвышение фермера, настоящего предпринимателя. Уже в 1745 г. один француз описывал фермера как крестьянина, который «пользуется обилием всех жизненных удобств». Он сообщает, что «зимой сей деревенский житель облачается в редингот (вид верхней одежды, длинный сюртук), кокетливо разукрашены его жена и дочь». Француз Морис Робюшон, побывавший в Англии, был потрясен контрастом между деревней французской и английской.

Завершая этот сюжет, учитель подчеркивает, что в XVIII в. английское сельское хозяйство с успехом кормило города и промышленные поселки. Крупное землевладение создало условия для увеличения производства зерна, что привело к снижению цен на него. Рост городского населения породил спрос на мясо, и фермеры стали активно заниматься животноводством. Внедрялись новые кормовые культуры — турнепс и клевер, хорошо растущие даже на песчаных почвах, и это приводило к освоению заброшенных ранее земель.

Второй пункт плана включает два раздела параграфа: «Условия промышленного переворота» и «Промышленный переворот». Вполне разумно поручить учащимся самостоятельно прочитать содержание этих вопросов и сделать в тетради следующую работу: 1. Выписать условия, необходимые для промышленного переворота. 2. Заполнить таблицу «Важнейшие изобретения в период промышленного переворота».

 

Год

Изобретатель

Изобретение

Значение изобретения

 

Рассказ о Джеймсе Уатте (или сообщение о нем ученика) может быть дополнен материалом, позволяющим создать представление о типе человека-изобретателя.

Уатт не получил инженерного образования. Болезненный ребенок, он занимался в начальной и средней школе с большими перерывами и слыл среди одноклассников довольно туповатым. Только в 13 лет математические способности позволили ему выйти в число первых учеников, что смутило прежних насмешников.

Находясь в гостях у своего дяди — профессора древних языков университета в Глазго, он начал проводить опыты по химии и физике. Джеймс любил работать один, в тишине, спокойно и неторопливо обдумывать сделанное, проверять свои мысли на опыте.

Так он и рос: тихим, болезненным, начитанным, наблюдательным и аккуратным, любящим размышлять и мастерить. Мальчик умел пользоваться многими инструментами, освоил даже литейное дело.

В 19 лет он отправился в Лондон и там поступил учеником в мастерскую, изготовлявшую навигационные инструменты. Через год юноша вернулся в Глазго, а затем стал мастером-инструментальщиком при университете.

В 1764 г. один из университетских профессоров поручил Уатту отремонтировать модель паровой машины Ньюкомена. Знакомство с этой несовершенной моделью натолкнуло Уатта на мысль создать иную машину, и началась работа. «Субботний день (1765 г.) был чудесен, и я отправился на прогулку,— вспоминал потом Уатт.— Все мои мысли были сосредоточены на решении занимавшей меня проблемы. Подошел к дому пастуха, и в этот момент в голове у меня мелькнула мысль: поскольку пар является эластичным телом, он ринется в вакуум. Если между цилиндром и выхлопным устройством будет существовать соединение, то пар проникнет туда. Именно там его можно будет конденсировать, не охлаждая при этом цилиндра... Когда я дошел до Гольфхауза, в моей голове сложилось полное представление о том, что необходимо было сделать». Уатт построил свою модель паровой машины. Вот так, во время прогулки была решена проблема.

Следующий вопрос, о жизни фабричных рабочих и о предпринимателях, достаточно полно раскрыт в учебнике.

В рассказ о движении луддитов учитель может включить следующий материал:

Рабочие изыскивали всевозможные способы борьбы против своих угнетателей. В 1811 г. возникло движение луддитов — разрушителей машин. Нед Лудд, по имени которого названо это движение, работал подмастерьем в городе Лестере. Историк пишет: «Как-то раз он не поладил со своим хозяином, тот обратился к полиции, и по ее постановлению несчастного Лудда отодрали плетьми. Рассерженный малый взял тогда молот и разбил свой станок вдребезги». С тех пор у рабочих появилась поговорка: «Поступать, как Нед Лудд», т. е. разбивать станки.

Вот как описываются действия луддитов в городке Хорбери: «Приблизительно в 12 часов ночи фабрика Фостера была окружена большой толпой замаскированных и вооруженных лиц. Они поставили сторожевых у всех входов и выходов и, обезопасив себя таким образом, вломились в цеха. Здесь они изломали на мелкие части стригальные машины, уничтожили пряжу, побили все окна. Затем они направились к дому фабриканта. Выбив двери, нападавшие вошли в комнаты и потребовали от хозяев под страхом немедленной смерти выдать им ключи от фабричных зданий; двоих членов семьи они связали и бросили на пол, а остальным приказали сопровождать их с ключами. После того как машины были разбиты, луддиты подожгли все постройки и удалились.

Один из владельцев фабрик рассказывал: «Озлобление рабочих против меня было так велико, что я должен был для охраны своих машин и фабрик каждую ночь держать вооруженную стражу. Я никогда не отваживался выйти из дома ночью, а если это случалось днем, то всегда брал с собой заряженные пистолеты» (Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 489).

В конце урока учитель делает заключение и предлагает учащимся предъявить результаты выполненной работы: заполненную таблицу и решение выбранного проблемного задания. Домашнее задание указано в технологической карте.






загрузка...
загрузка...