загрузка...


Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800
7 класс

Раздел III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (8 ч)

 

Тема I. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в. (2 ч)

 

УРОК 20. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Век Просвещения. Стремление к царству Разума: 
1. Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. 2. Вольтер об устройстве общества. 3. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. 4. Ж.-Ж. Руссо: «Не допускайте ни богачей, ни нищих». 5. Энциклопедисты против старого порядка. 6. Новые экономические учения. А. Смит и Ж. Тюрго. 7. Значение идей Просвещения. 
Возможная личностно значимая проблема: понимание жизненной необходимости научиться критически относиться ко всем теориям прошлого и настоящего; сверять теории с жизнью; отдавать свои знания людям

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся получают знания об основных идеях просветителей, о предлагавшихся ими моделях общества; углубляют представления о гражданском обществе и правовом государстве; усваивают смысл тезиса: «Источником власти является народ»; умеют объяснить влияние идеологии просветителей на развитие общества; понимают, что идеи Просвещения являются мировоззрением развивающейся буржуазии

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Подумайте, существует ли преемственность во взглядах на человека и общество у гуманистов XV—XVI вв. и просветителей XVIII в. Если существует, то укажите ее. 2. Подумайте, что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению со взглядами гуманистов XV—XVI вв. 3. Руссо писал: «Если вы хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени, насколько это возможно; не допускайте ни богачей, ни нищих». Разделяете ли вы точку зрения Руссо? Возможно ли на практике решить эту проблему? 
Форма урока: комбинированный урок, урок-конференция или конференция малых групп. 
Приемы деятельности учителя: руководство учащимися во время подготовки сообщений (помощь в подборе литературы, составлении плана сообщений), постановка проблем в начале занятия, вступительное слово и подведение итогов

Развитие умений учащихся

Учатся планировать свою деятельность по подготовке доклада, сообщения; работать с дополнительными источниками, развивать свои исследовательские умения, доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную; задавать вопросы одноклассникам и отвечать на них; актуализировать ранее изученное содержание (знания о гуманизме); выделять главное и систематизировать выделенное, заполняя таблицу в тетради

Основные понятия и термины

Эпоха Просвещения, разделение властей

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 19. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 501—507. Ю. Соколов. Осадная башня штурмующих небо.Иллюстрации: портреты деятелей Просвещения

 

Комментарий к технологической карте

В начале урока делается вступление к теме «Эпоха Просвещения. Время преобразований», начинающееся с небольшой повторительной беседы. Примерные вопросы для обсуждения: как вы считаете, какие изменения в мировоззрении людей произошли в XV—XVI вв.? Подумайте, что составляет основные черты гуманистического мировоззрения. Завершая беседу, учитель подчеркивает, что для эпохи Возрождения и для гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на высшее, творчески одаренное существо. Великий поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия» писал, обращаясь к современникам:

...Подумайте о том, чьи вы сыны!

Вы созданы не для животной доли,

Но к доблести и знанью рождены!

В стремлении усовершенствовать человеческое общество гуманисты возлагали большие надежды на образование и воспитание. Мишель Монтень, живший во Франции и бывший современником чудовищных войн между католиками и протестантами, писал: «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принес, но не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни».

Идеи гуманизма легли в основу дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы и искусства. На их основе развилось Просвещение — идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения традиционного общества и формирования общества доиндустриального. Хронологические рамки этой эпохи — столетие от конца XVII в. и до начала XIX в.

Рассмотрим методику проведения урока-конференции. Следует обратить внимание учащихся на то, что просветители принадлежали к различным слоям общества, разным сословиям: среди них были аристократы, дворяне, духовенство, служащие, представители торгово-промышленных кругов. Этих очень разных людей объединяли общие цели и идеалы: свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость. Просветителей можно назвать «вольнодумцами», так как их отличало критическое отношение к авторитетам и учениям всякого рода. Мыслители эпохи Просвещения пользовались известностью как писатели, публицисты, политические деятели, университетские преподаватели. Разнообразны были условия, в которых они жили, и это приводило к некоторым различиям в их взглядах. Но именно в спорах между ними рождались учения, которыми мы пользуемся и сегодня: о правах человека и гражданина, о гражданском обществе и демократии, о разделении властей и правовом государстве. Далее учитель может попросить семиклассников вспомнить учение английского просветителя Джона Локка о прирожденных правах человека и разделении властей и предлагает им проследить, как эти идеи отразились в учениях французских просветителей XVIII в.

Затем с докладами об учениях Вольтера, Монтескье, Руссо, об энциклопедистах, экономических учениях Адама Смита и Жака Тюрго выступают докладчики (шесть сообщений, не более чем по 5 минут каждое). В конце урока учитель подводит итоги, говоря о значении идей Просвещения.

При подведении итогов подчеркивается, что для французского Просвещения характерна беспощадная критика церкви, старинных традиций и абсолютной монархии. Следует также добавить, что одним из достоинств человека просветители признавали его способность к общению, сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной деятельности.

Как организовать работу учащихся на уроке-конференции. Перед началом конференции учащиеся получают задание: слушая доклады выступающих, заполнить две первые графы таблицы «Идеи французских просветителей» (третья графа будет заполняться позже, при изучении материала о борьбе английских колоний в Северной Америке и Великой французской революции). Составление такой таблицы позволит активизировать деятельность учащихся на уроке и создать опорные записи в тетради. Дома они скорректируют текст таблицы с текстом учебника, внесут необходимые исправления. Проверка таблицы будет происходить на следующем уроке.

Если учитель сомневается в возможности проведения конференции, следует провести комбинированный урок, на котором он сам будет объяснять новый материал, а учащиеся по ходу его рассказа заполнят таблицу.

Возможен также вариант работы в группах. Создается семь групп учащихся, каждая получает задание познакомиться с учением кого-то одного из деятелей эпохи Просвещения и записать основные идеи его учения в таблицу. После выполнения этой работы (на нее отводится 10 минут) каждая группа предъявляет результаты своей деятельности, остальная часть класса делает записи в тетрадях.

 

Идеи французских просветителей

 

Просветители

Основные идеи учения

Отражение этих идей в исторических событиях, процессах

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778)

Абсолютная монархия является рабством и тиранией. Идеал общественного устройства — просвещенная монархия во главе с королем-философом. 
Реформы, которые проводит королевская власть,— вот путь к «царству разума», к обществу, где будут господствовать свобода, равенство и собственность. 
Необходимость уничтожения религиозного фанатизма и суеверий. Отрицательное отношение к церкви сочеталось с уверенностью в необходимости религии как средства для влияния на простонародье. Считал необходимым отмену всех сеньориальных повинностей

 

Шарль Луи Монтескье (1689—1755)

Противник деспотизма, защитник свободы. Свобода — право делать то, что дозволено законом. 
Разработал учение о разделении властей и трех ветвях власти: исполнительной, законодательной и судебной. 
Отрицание абсолютной монархии как формы правления и замена ее монархией конституционной (по образцу английской). Осуждение беспощадной налоговой системы, разоряющей народ. Защита неприкосновенности частной собственности и личной свободы граждан

 

Жан-Жак Руссо (1712—1778)

Источник неравенства и всех бедствий в обществе — частная собственность. 
Народ — источник власти. Идеал общественного устройства — демократическая республика мелких собственников. Необходимость уравнять крайности богатства и бедности

 

Энциклопедисты

Издание включало статьи, пропагандирующие новые политические идеи: неотчуждаемость прав личности, необходимость народного представительства, несправедливость существования в обществе привилегированных сословий, равенство всех перед законом. 
Подвергали критике абсолютную монархию и призывали к ее отмене, обличали королевский двор. Выступали против католической церкви и религии. Подняли голос в защиту крестьянства, лишенного земли и задавленного налогами. Выступали в защиту частной собственности и свободы предпринимательства, за развитие промышленности и торговли

 

Адам Смит (1723—1790)

Считал, что только рыночное хозяйство может сделать человека свободным и независимым. Люди вырабатывают в себе чувство справедливости, находясь друг с другом в отношениях производителя и потребителя. 
Главным мотивом в деятельности человека является личный интерес, но, действуя в своих интересах, человек служит и обществу. 
Для пользы государства «нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении». Большую роль в развитии общества играет конкуренция. Главным источником народного благосостояния является труд

 

Жак Тюрго (1727—1781)

Считал необходимыми экономические реформы, проведение которых разрушит старую традиционную экономическую систему. 
Выступал за полную свободу конкуренции, ничем не ограниченную свободу хозяйственной жизни. 
Выступал за свободную торговлю хлебом и мукой, за упразднение средневековых ремесленных цехов и купеческих гильдий, за реформу налогообложения

 

 

Третья графа таблицы заполняется при изучении последующих тем: художественной культуры эпохи Просвещения, борьбы английских колоний в Северной Америке за независимость и Великой французской революции — и обсуждается на повторительно-обобщающем уроке.






загрузка...

загрузка...