загрузка...


Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800
7 класс

Раздел II. РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО В ЕВРОПЕ И В КОЛОНИЯХ) (5 ч)

 

Тема II. РЕВОЛЮЦИЯ В АНГЛИИ. УСТАНОВЛЕНИЕ ПАРЛАМЕНТСКОЙ МОНАРХИИ (2 ч)

 

УРОК 18. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Революция в Англии. Путь к парламентской монархии:
1. Движения протеста. Левеллеры и диггеры. 2. Протекторат О. Кромвеля. 3. Борьба за колонии и морское господство. 4. Реставрация Стюартов. Конец революции. 5. «Славная революция» и рождение парламентской монархии. 6. «Владычица морей». 
Возможная личностно значимая проблема: научиться уважать законы и конституцию страны

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся осознают, что «славная революция» и распространение идей пуританизма разрушили традиционное общество и уничтожили абсолютную монархию, что создало условия для развития капиталистического хозяйства. В Англии утвердилась парламентская монархия. Англичане первыми среди других европейских народов завоевали ряд личных прав и свобод

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Сравните систему управления страной при Стюартах, в период диктатуры Кромвеля и в конце XVII в. Когда, по-вашему, в Англии был уничтожен абсолютизм? Подумайте, какие доказательства вам следует использовать, чтобы подтвердить крушение абсолютизма. 2. Вы познакомились с портретами политических деятелей эпохи Английской революции. Подумайте, какие черты характера этих людей повлияли на ход событий революции и ее результаты. Мог ли ход событий в Англии получить другое направление?
Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы и дискуссии.
Приемы деятельности учителя: размышление (о корнях движений протеста), сюжетный повествовательный рассказ (протекторат Кромвеля), информативное сообщение (реставрация Стюартов и «славная революция»), эвристическая беседа (значение революций в Англии), обучение решению учебных проблем, организация дискуссий

Развитие умений учащихся

Учащиеся, пользуясь памяткой, учатся составлять характеристики исторических личностей, воссоздавать их исторический образ, устанавливать связь между их деятельностью и развитием исторического процесса; делают сравнительный анализ, учатся вести дискуссию, использовать иллюстративный материал в качестве источника знания, аргументировать свою точку зрения

Основные понятия и термины

Парламентская монархия, левеллеры, диггеры, протектор, протекторат, тори, виги, спикер

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 17. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карты «Англия во время буржуазной революции» и «Западная Европа в 1763 г.».Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 485—489. Е. Б.Черняк. Судебная петля: Секретная история политических процессов на Западе.— М., 1991.— С. 203—213. Т. А. Павлова. Закон свободы: повесть о Джерарде Уинстенли; Кромвель. Репродукции картин: У. Хогарт. Серия гравюр «Выборы». 1. Предвыборный банкет. 2. Подкуп избирателя. 3. Голосование (Выборы в парламент). Альбом «Уильям Хогарт и его время».— Л., 1977

 

Комментарии к технологической карте

Значительное по своему объему содержание нового материала предполагает достаточно быструю проверку домашнего задания (ее можно провести по вопросам методического аппарата к § 16 учебника и по заданиям из рабочей тетради). Особое внимание на уроке следует уделить раскрытию понятия парламентская монархия и доказательству ее преимуществ перед абсолютной монархией. Учащиеся знакомятся с планом урока и выбирают проблему для индивидуальной работы.

Переходя к изучению первого вопроса плана, учитель рассказывает:

«В палату общин английского парламента приходило много жалоб от простого народа. В одной из жалоб ее составители писали: «Прислушайтесь у наших дверей, как наши дети кричат: «Хлеба, хлеба!» А вот что писали в другой жалобе: «Мы, веря в вашу искренность, избрали вас в качестве своих поверенных и защитников... а вы ограбили и разорили нас». Чем же были вызваны эти упреки? Ведь парламент провел ряд реформ. Вспомним их содержание». Выслушав ответы учащихся о реформах парламента, учитель продолжает: «Мы видим, что реформы не улучшили положение простонародья. Конфискованные земли короля, его сторонников и его епископов поступали в продажу большими участками. Фермеры и арендаторы не могли участвовать в их покупке. Только 9% этих земель попало в руки зажиточных крестьян, остальные были скуплены городской буржуазией и новым дворянством. Крестьяне земли не получили и не были освобождены от оброка.

Длительная гражданская война не могла не привести к упадку хозяйственной жизни в стране. Порвались экономические связи между графствами, особенно тяжело это отразилось на Лондоне — центре промышленности и торговли. Затруднения в сбыте сукна привели к массовой безработице. Поэтому часть населения не была довольна реформами парламента. В стране развернулись движения протеста».

Далее по учебнику семиклассники читают о требованиях левеллеров и диггеров. Учитель задает вопрос: «Что было общего и какие различия существовали во взглядах левеллеров и диггеров?»

Изучение вопросов о протекторате Кромвеля, борьбе Англии за колонии и морское господство может быть организовано разными приемами. Возможны как рассказ учителя, так и самостоятельная работа учащихся с учебником и картой. Полезно составить план ответа на эти вопросы, но из-за дефицита времени такая работа может быть перенесена на дом. В любом случае, перед тем как приступить к изучению данного материала, учитель может поставить перед учениками следующее познавательное задание: подумайте, почему Людовик XIV, ярый сторонник абсолютизма, сказал о Кромвеле: «Это самый сильный человек в Европе».

Вопрос о реставрации Стюартов и окончании революции рассматривается очень коротко, так как наибольшее внимание следует уделить вопросам о «славной революции», рождении парламентской монархии и организации новой системы управления страной. В качестве раздаточного материала можно приготовить карточки с текстом документа.

«Билль о правах» 13 февраля 1689 г.

Так как последний король Иаков II (Яков.— Авт.), при содействии различных злоумышленных советников, судей и чиновников, состоявших у него на службе, пытался ниспровергнуть и искоренить протестантскую веру и законы вольности этого королевства... духовные и светские лорды и общины... собравшиеся ныне в качестве полного и свободного представительства этого народа, по зрелом обсуждении... заявляют для восстановления и подтверждения своих древних прав и вольностей нижеследующее:

1. Что притязания на власть приостанавливать законы или исполнение законов королевским повелением без согласия парламента незаконны...

4. Что взимание сборов в пользу и в распоряжение короны... без согласия парламента... незаконно.

5. Что обращаться с ходатайством к королю составляет право подданных, и всякое задержание и преследование за такие ходатайства незаконно.

6. Что набор или содержание постоянного войска в пределах королевства в мирное время, иначе как с согласия парламента, противно закону...

8. Что выборы членов парламента должны быть свободны.

9. Что свобода слова, прений и всего того, что происходит в парламенте, не может дать повода к преследованию или быть предметом рассмотрения в каком-либо суде или месте кроме парламента...

11. Что присяжные должны быть вносимы в списки и призываемы к очереди надлежащим порядком и присяжные, решающие судьбу человека в делах об измене, должны быть свободными землевладельцами...

13. И что для пресечения всяких злоупотреблений и для улучшения, укрепления и охраны законов парламент должен быть созываем достаточно часто. И они признают за собой, требуют и настаивают на всех этих пунктах... как на своих несомненных правах и вольностях...

Вопросы к документу: 1. Как в документе объясняются причины свержения Якова II? 2. Назовите и проанализируйте статьи «Билля о правах», обеспечивающие жителям Англии гарантии прирожденных естественных прав — на жизнь, свободу и собственность.

Наибольшее значение имеет объяснение вопроса «Власть у парламента». Учебник предоставляет достаточное содержание, расширять которое нет необходимости. Тем не менее вопрос о подкупе избирателей и других негативных явлениях, существующих в условиях демократии, требует обсуждения, так как он всегда злободневен. Можно рассмотреть серию гравюр У. Хоггарта «Выборы», выразительно повествующую о случаях нечистоплотности в политике. Возникает вопрос: нужна ли свобода, если люди не умеют ею пользоваться? Ответ на него дал английский историк и политический деятель Томас Бабингтон Маколей (1800—1859). В сочинении «Мильтон» он писал:

Против зол, порождаемых новоприобретенною свободою, имеется лишь одно средство — сама свобода. Узник, покидая тюрьму, на первых порах не может выносить дневного света... Но лекарство состоит не в том, чтобы снова отослать его в темницу, а в том, чтобы приучить его к солнечным лучам. Блеск истины и свободы может сначала отуманить и помрачить нации, полуослепшие во мраке рабства. Но дайте срок, и они скоро будут в состоянии выносить этот блеск. Люди в несколько лет приучаются правильно мыслить. Крайнее буйство мнений стихает... И наконец из хаоса возникает система справедливости и порядка.

Этот документ может быть роздан на парты или прочитан учителем. Учащимся важно понять, что свободой следует уметь пользоваться.

В заключение урока учащиеся отвечают на проблемные задания. Очень ценный материал для характеристики Кромвеля имеется в рабочей тетради. Там же имеется памятка для характеристики исторического деятеля.






загрузка...
загрузка...
загрузка...