загрузка...

Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800
7 класс

Раздел I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ (14 ч)

 

Тема IV. РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ. УКРЕПЛЕНИЕ АБСОЛЮТИЗМА (4 ч)

 

УРОК 13. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации: 1. Ж. Кальвин и его учение о предопределении человека. 2. Кальвинистская церковь. 3. Игнатий Лойола — создатель ордена иезуитов — орудия в борьбе за укрепление позиций католицизма. 4. Борьба пап с Реформацией. 5. Филипп II против Реформации. 
Возможная личностно значимая проблема: одна из трагедий человеческого общества — религиозная нетерпимость, рождающая взаимную ненависть и раскалывающая общество

Планируемые результаты изучения материала

Школьники усваивают, что кальвинистское учение стало основой для трудовой этики протестантов, что в результате Реформации появились национальные церкви, укрепилась светская власть, что религиозные противоречия могут порождать войны

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Учеными-историками признано, что кальвинистское учение способствовало разрушению традиционного общества и активизации предпринимательской деятельности. В то же время французский мыслитель XVIII в. Вольтер сказал: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир». Совместимы ли эти точки зрения? 2. Одна из заповедей иезуитов гласила: «Папе надлежит повиноваться без всяких разговоров, даже ради греха, и надо совершить грех, смертный или простой, если начальник того требует во имя Господа нашего Иисуса Христа или в силу обета повиновения». Подумайте, какому обществу более подходит такая идеология — традиционному или индустриальному. Свою точку зрения аргументируйте. 
Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы. 
Приемы деятельности учителя: рассуждение и аналитическая беседа (учение Кальвина), сюжетный повествовательный рассказ (кальвинистская церковь, орден иезуитов), прием персонификации (Кальвин, Лойола), заочная экскурсия (Женева), организация работы с документом, обучение учащихся решению учебных проблем и обобщению. На уроке используются внутрикурсовые связи

Развитие умений учащихся

Учатся сравнивать, анализировать, работать с документом, решать проблемы, участвовать в аналитической беседе и дискуссии, делать выводы, предъявлять результаты своей деятельности

Основные понятия и термины

Кальвинизм, кальвинистская церковь, пресвитер, орден иезуитов, иезуит, Контрреформация, религиозные войны

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 12. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 383—384. Будда. Конфуций. Саванаролла. Торквемада. Лойола / Сост. «ЛИО Редактор». — СПб., 1998. И. Р. Григулевич. Инквизиция. — М., 1976.С. Цвейг. Совесть против насилия. Кастеллио против Кальвина // Совесть против насилия. — Киев, 1989

 

Комментарии к технологической карте

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания и проверки выполнения заданий из рабочей тетради.

Для мотивации учебной деятельности учащихся учитель говорит:

«Несмотря на то что движение за реформацию церкви началось в Германии, там оно не смогло развернуться в полную силу. Лютер не дал ответа на вопрос, какую позицию реформированная церковь должна занять по отношению к светским властям, и просто, как вы помните, подчинил свою церковь князьям. Такое решение устраивало не всех последователей Лютера, не устраивало оно и сторонников Реформации в Швейцарии, состоявшей из нескольких независимых и слабо связанных между собой земель — кантонов, которыми управляли богатые дворяне и городская верхушка. Население городов, недовольное произволом властей, стремилось к объединению страны и установлению сильной центральной власти, хотело уменьшить церковные поборы и получить монастырские земли. Под влиянием событий в Германии в Швейцарии началась Реформация, и страна раскололась на католиков и протестантов. Создателем нового христианского вероучения стал Жан Кальвин. Его учение — кальвинизм, оказав огромное влияние на современников, живет и сегодня. Мы должны выяснить на уроке, в чем заключались и заключаются сегодня причины привлекательности этого учения для человека».

Далее учитель знакомит семиклассников с проблемными заданиями и предлагает им выбрать любое из них.

Первый пункт плана излагается по учебнику. Очень важно четко и доступно, используя приемы рассуждения и аналитической беседы, изложить учение Кальвина о предопределении человека, после чего можно приступить к работе над понятием кальвинизм. Следует учесть, что к вопросам об учении Кальвина и кальвинистской церкви учащимся придется неоднократно обращаться при изучении всего курса Новой истории в 7 и 8 классах.

При изучении второго вопроса учитель может использовать прием проведения заочной экскурсии, предложив учащимся осмотреть Женеву времен Жана Кальвина. Дополняя сведения учебника, можно отметить, что Кальвин придавал устройству своей церкви еще большее значение, чем германские реформаторы, так как, по его замыслу, реформированная церковь должна была бороться не только со сторонниками папы римского, но и со светскими мыслителями, равнодушными к вопросам веры. Последних Кальвин считал более опасными врагами, чем «паписты». Он провел грань между религией и наукой. Математика, физика, химия и биология в странах, принявших кальвинизм, смогли развиваться более свободно, чем в католических государствах. Но перед учеными ставилось жесткое условие — они должны были признавать кальвинистские установления и не вмешиваться в вопросы веры.

Подводя итоги работы с понятиями «кальвинизм» и «кальвинистская церковь», учитель и учащиеся отвечают на вопрос о причинах популярности этого вероучения. Обобщая ответы школьников, учитель делает вывод, что отсутствие жесткой иерархической лестницы церковных чинов, устройство кальвинистской церкви, которое позволяло приспособить ее не только для швейцарских кантонов, но и для больших и сильных государств (таких, как Франция), гибкость политических взглядов самого Кальвина, признававшего за подданными право на свержение тирана, и, наконец, учение о предопределении — все эти достоинства учения Кальвина привели к его широкому распространению в Европе.

Вопрос об ордене иезуитов учитель излагает в пределах учебника, организуя работу учащихся с документами: извлечениями из устава ордена и «Духовных упражнений» Игнатия Лойолы. Вопросы к документам даны в методическом аппарате учебника.

При изучении четвертого вопроса, если позволяет время, в рассказ учителя можно внести некоторые дополнения.

В XVI в. многим европейцам казалось, что раскол между католиками и сторонниками Реформации может быть преодолен, нужно только, чтобы обе стороны начали искать возможность примирения. К тому же некоторые деятели католической церкви понимали, что их церковь проигрывает протестантской и по той причине, что ведет богослужения на латыни и пользуется латинской Библией, непонятной большинству верующих. Во второй половине XVI в. католические теологи тоже принялись переводить Библию на национальные языки, а некоторые даже были готовы отказаться от утверждения о непогрешимости папы. Католическая церковь долго колебалась, прежде чем пойти на полный разрыв с реформаторами. Решить эту проблему должен был Тридентский собор, продолжавшийся (с перерывами) свыше 20 лет — с 1545 по 1563 г. (протестанты в нем не участвовали). Победили противники реформ, отстоявшие все основные положения вероучения католической религии. Это прежде всего церковная иерархия и власть папы, безбрачие священников, неизменность всех церковных обрядов, укрепление инквизиции. Тридентский собор (его работа проходила в г. Триденте, расположенном на итальянской территории южнее Тироля) осудил принципы предопределения и оправдания верой. Собор подтвердил верность католическому учению, а все сторонники реформы церкви были объявлены еретиками и поставлены вне закона. Тем самым католическая церковь дала право католикам преследовать и убивать лютеран, кальвинистов и сторонников других реформационных учений.

Последний вопрос плана раскрывается в пределах учебника.

В заключительной части урока учащиеся предъявляют свои решения проблемных заданий. Домашнее задание указано в технологической карте.





загрузка...
загрузка...