загрузка...

Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800
7 класс

Раздел I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ (14 ч)

 

Тема III. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И НАУКА ЕВРОПЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (4 ч)

 

УРОК 11. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Рождение новой европейской науки:
1. Новые шаги в постижении тайн природы. 2. Вселенная глазами Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея. 3. Вклад И. Ньютона в создание новой картины мира. 4. У. Гарвей о кровообращении и зарождении жизни. 5. Ф. Бэкон и Р. Декарт — основоположники науки и философии Нового времени. 6. Дж. Локк о праве человека на жизнь, свободу и собственность.
Возможная личностно значимая проблема: понимание неограниченных возможностей человеческого интеллекта в раскрытии тайн природы и человека; понимание необходимости силы воли, настойчивости для достижения успеха в поставленной цели

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся осознают, что в XVI—XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области математики и естествознания, и на этой основе складывается новое представление о Вселенной. Возникают идеи о праве человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, на достойное духовное и физическое существование

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Подумайте, почему бурное развитие науки происходит именно в XVI—XVIII вв., почему именно в это время складывается новое представление о Вселенной и Человеке. Свой ответ аргументируйте. 2. Подумайте, какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире и человеке сохранились до настоящего времени. 3. Многие ученые, создававшие новую картину мира и поднявшие вопрос прав человека, были религиозными людьми. Подумайте, противоречили ли друг другу религия и новая наука. 
Форма урока: комбинированный урок, работа в группах, урок-конференция. 
Приемы деятельности учителя: сюжетный повествовательный рассказ (о жизни и научных открытиях ученых), персонификация (рассказ о состоянии науки и научных открытиях от лица кого-то из ученых), эвристическая беседа, организация работы в группах, организация урока-конференции (конференция малых групп или индивидуальные доклады). 
На уроке используются межкурсовые связи с историей Средних веков, межпредметные связи с курсом литературы, физики

Развитие умений учащихся

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы; при работе в группе слушать, доказывать свою точку зрения, принять другую точку зрения, если она убедительна; подготовить доклад, сообщение, предъявить результаты своей работы

Основные понятия и термины

Бакалавр, каноник

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 10. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Тесты к теме.
Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей, т. 8. А. Штекли. Джордано Бруно («ЖЗЛ»). В. Н. Лазарев. Леонардо да Винчи. Б. Г. Кузнецов. Галилей. Б. Симен. Река жизни (о Гарвее). В. Ф. Асмус. Декарт. Г. Ревзин. Николай Коперник.П. С. Кудрявцев. Исаак Ньютон. Иллюстрации: портреты деятелей науки, схемы: гелиоцентрическая система Коперника и др.

 

Комментарий к технологической карте

Если учитель считает целесообразным провести комбинированный урок, то начать его следует с беседы, целью которой является актуализация ранее полученных знаний о развитии науки в период Средневековья. Для этого можно использовать предложенные в начале параграфа вопросы из рубрики «Вспомните из ранее изученного». Обобщив ответы учащихся, учитель знакомит их с написанными на доске вариантами проблемных заданий. Каждый ученик выбирает интересующее его задание, которое следует выполнить по ходу урока. Затем учитель, используя словесный и наглядный методы и опираясь на содержание учебника, раскрывает содержание урока, а в конце его учащиеся предъявляют результаты своей познавательной деятельности.

При изучении второго пункта плана учитель организует работу с текстами документов и обобщает ответы учащихся. По ходу рассказа учителя и под его руководством учащиеся могут заполнить таблицу «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество».

При работе в группах в первой части урока учитель рассказывает о рождении новой науки, затем знакомит учащихся с поставленными проблемами и предлагает каждой группе изучить один из сюжетов нового материала и на его основе решить поставленные проблемы. Примерное распределение содержания для самостоятельной работы в группах может выглядеть следующим образом:

I группа: новые знания о Вселенной (разделы § 10: «Он подрывал фундамент веры», «Враг всякого закона, всякой веры»);

II группа: новые знания о Вселенной и законах природы (разделы § 10: «Человек незаурядной воли и мужества», «Он завершил создание новой картины мира»);

III группа: новые знания о человеке (разделы § 10: «Кровь разносит всюду теплоту и жизнь», «Право на жизнь, свободу и творчество»);

IV группа: новое о возможностях человеческого разума (разделы § 10: «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт», «Я мыслю, следовательно, я существую...»).

Эти задания, заранее написанные на карточках, раздаются группам. Учитель их комментирует и устанавливает время для самостоятельной работы и обсуждения в группах. Вторая часть урока — самостоятельное знакомство учащихся с текстом учебника и поиск решения проблемы с обсуждением окончательного варианта внутри группы. В третьей части урока представители от каждой группы предъявляют результаты коллективной работы. Предъявление результатов деятельности групп может сопровождаться заполнением таблицы «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество».

Приводим примерный вариант заполнения таблицы:

 

Ученые и мыслители

Страна

Основные идеи, открытия

Влияние на формирование взглядов

Николай Коперник (1473—1543)

Польша

Создал учение о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси

Разрушил старые представления о неподвижной Земле, являющейся центром Вселенной

Джордано Бруно (1548—1600)

Италия

Создал учение о безмерности, бесконечности и вечности Вселенной, не имеющей ни центра, ни края

Разрушил старые представления о строении Вселенной, доказав, что ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира

Галилео Галилей (1564—1642)

Италия

С помощью телескопа открыл новые миры, наблюдал горы на Луне и пятна на Солнце. Сформулировал законы падения тел и другие законы физики

Открытия, сделанные с помощью телескопа, подтверждали учение Коперника и способствовали созданию новых представлений людей о строении Вселенной

Исаак Ньютон (1642—1727)

Англия

Открыл закон всемирного тяготения, законы механического движения и распространения света, новые методы математических вычислений

Завершил создание новой картины мира в раннее Новое время. Его теория утверждала, что природа подчиняется точным законам механики

Уильям Гарвей (1578—1657)

Англия

Открыл секрет кровообращения и показал роль сердца в этом процессе. Создал теорию о зарождении жизни

Открытия Гарвея дали людям научные представления о кровообращении и зарождении жизни

Фрэнсис Бэкон (1561—1626)

Англия

Научно обосновал новые методы изучения явлений природы — наблюдения и опыты

Заложил основы новой философии, ввел опыт и эксперимент как методы научного познания

Ренэ Декарт (1596—1650)

Франция

Считал разум человека источником знаний. Отводил разуму главную роль в научном исследовании

Основоположник науки и философии Нового времени. Защищая принципы бесконечности Вселенной, способствовал укреплению новых представлений о мире. Считал, что наука должна приносить людям практическую пользу. Его учение о роли разума в познании возвышало человека

 

Для создания более полного представления о деятелях науки раннего Нового времени группам могут быть розданы карточки с дополнительным материалом.

Из трактата Николая Коперника «О вращении небесных тел» (1543)

...Земля шарообразна, потому что со всех сторон тяготеет к своему центру. Тем не менее ее совершенная округлость заметна не сразу из-за большой высоты ее гор и глубины долин, что, однако, совершенно не искажает ее округлости в целом... Такой же формой, по наблюдениям мореплавателей, обладает и водное пространство, поскольку земля, неприметная с корабля, видима с верхушки его мачты. И, обратно, огонь, горящий на вершине мачты, при отдалении судна от земли кажется тем, кто остается на берегу, мало-помалу опускающимся, до тех пор, пока наконец не скрывается, как бы закатившись.

Он был стар, когда решил напечатать главный труд своей жизни, ибо не сомневался в своей правоте.

Многие другие ученые и замечательные люди утверждали, что страх не должен удерживать меня от издания книги на пользу всех математиков. Чем нелепее кажется большинству мое учение о движении Земли в настоящую минуту, тем сильнее будет удивление и благодарность, когда вследствие издания моей книги увидят, как всякая тень нелепости устраняется наияснейшими доказательствами. Итак, сдавшись на эти увещания, я позволил моим друзьям приступить к изданию, которого они так долго добивались.

Вопросы к документам: 1. Как вы думаете, что нового в сравнении со взглядами древних ученых содержалось в теории Николая Коперника о картине мира? 2. Как воспринимали современники его теорию? 3. Прокомментируйте фразу из документа: «...страх не должен удерживать меня от издания книги...». Чем было вызвано чувство страха у автора?

О Джордано Бруно

Один немецкий исследователь его творчества отмечает: «Бруно не выносит никаких стеснений ни как мыслитель, ни как поэт...»

Из протоколов судебного процесса над Джордано Бруно

Джованни Мочениго, доносчик: «Я слышал несколько раз в моем доме от Джордано, что существуют бесконечные миры и что Бог постоянно создает бесконечные миры... Он много раз утверждал, что мир вечен и что существует множество миров. Еще он говорил, что все звезды — это миры и что это утверждается в изданных им книгах. Однажды, рассуждая об этом предмете, он сказал, что Бог столь же нуждается в мире, как и мир в Боге, и что Бог был бы ничем, если бы не существовало мира, и что Бог поэтому только и делает, что создает новые миры».

Обвиняемый, на третьем допросе: «...Я полагаю Вселенную бесконечной, то есть созданием бесконечного божественного могущества. Ибо я считаю недостойным божественной благости и могущества, чтобы Бог, обладая способностью создать, помимо этого мира, другой и другие бесконечные миры, создал конечный мир. Таким образом, я заявлял, что существуют бесконечные миры, подобные миру Земли, которую я вместе с Пифагором считаю светилом, подобным Луне, планетам и иным звездам, число которых бесконечно. Я считаю, что все эти тела суть миры без числа, образующие бесконечную совокупность в бесконечном пространстве, называющуюся бесконечной Вселенной, в которой находятся бесконечные миры. Отсюда косвенно следует, что истина находится в противоречии с верой...»

Обвиняемый, на двенадцатом допросе: «...Я считаю, что этот мир и миры, и совокупность миров рождаются и уничтожаются. И этот мир, то есть земной шар, имел начало и может иметь конец, подобно другим светилам, которые являются такими же мирами, как и этот мир, возможно, лучшими или худшими; они — такие же светила, как и этот мир. Все они рождаются и умирают, как живые существа, состоящие из противоположных начал».

Вопросы к документу: 1. Какие положения о строении Вселенной составляли ядро учения Джордано Бруно? 2. Что было новым в его учении? 3. Подумайте, каким было отношение Бруно к Богу. 4. Почему инквизиция осудила его на сожжение?

Альберт Эйнштейн о Галилее

Перед нами предстает человек незаурядной воли, ума и мужества, способный в качестве представителя рационального мышления выстоять против тех, кто, опираясь на невежество народа и праздность учителей в церковных облачениях и университетских мантиях, пытается упрочить и защитить свое положение.

Задание: прокомментируйте оценку, которую Эйнштейн дал Галилею.

Исаак Ньютон

Незадолго до смерти Ньютон сказал: «Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу, развлекающимся тем, что до поры до времени отыскиваю камешек более цветистый, чем обыкновенно, или красную раковину, в то время как великий океан истины расстилается передо мною неисследованным».

Задание: прокомментируйте высказывание Исаака Ньютона.

Фрэнсис Бэкон

Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Самое лучшее из всех доказательств есть опыт...

Вопросы: 1. Подумайте, как оценивал Бэкон роль знания. 2. Какое значение он придавал опыту?

Ренэ Декарт

Наши идеи или понятия, будучи реальностями и происходя от Бога, в силу этого не могут не быть истинными во всем том, что в них есть ясного и отчетливого.

Вопрос: подумайте, какую роль в познании мира Декарт отводил Богу.

Джон Локк

Перед смертью Локк составил следующую надпись для своего памятника: «Остановись, путник. Здесь лежит Джон Локк. Если ты спросишь, что он был за человек, то я отвечу тебе, что он служил одной только истине. Этому научись из его сочинений, которые вернее тебе скажут, что от него осталось, чем сомнительные хвалы и эпитафии. Если он обладал кое-какими добродетелями, то они были не настолько велики, чтобы могли служить тебе примером».

Вопрос: о каких чертах личности Д. Локка свидетельствует составленная им эпитафия?

Урок-конференция может проводиться как конференция малых групп, когда каждое сообщение готовится группой в 3—5 человек, или учащиеся выступают с индивидуальными сообщениями.

В любом случае в заключение семиклассники обсуждают поставленные в начале урока проблемы. Домашнее задание должно включать заполнение таблицы, приведенной выше.






загрузка...
загрузка...