загрузка...


ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 11 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Глава II. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 1945—2010 гг.

 

5. Международные отношения в 60-х — первой половине 80-х годов ХХ в.

 

Цели

Обучения: выяснить и изучить особенности и противоречия в международных отношениях в 60-х — первой половине 80-х годов XX в.; формировать учебно-информационные навыки в ходе усвоения учебного материала.

Воспитания: прививать ученикам идеи гуманизма, уважения к правам человека, бережного отношения к демократическим ценностям, сохранению мира, воспитывать патриотизм и гражданственность.

Развития: продолжать формирование навыков анализа и синтеза, построения умозаключений.

Оборудование урока (см. с. 4).

Тип урока: комбинированный.

Методы: интерактивные, развивающие (брифинг, использование видеофрагмента с последующим обсуждением), фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, наглядные, обобщение, сравнение, самостоятельная работа по подбору материала для опережающих заданий, репродуктивные, частично-поисковые.

 

Основные понятия

Пацифизм — мировоззрение, основанное на идеалах справедливости, солидарности, всеобщего мира.

 

Основные события

1969 г.: встреча Председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина с премьер-министром Госсовета КНР Чжоу Эньлаем — предотвращение мировой войны.

1972—1974 гг.: подписание Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временного соглашения о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).

1975 г. (1 августа): Совещание по безопасности и сотрудничеству 33 европейских государств, а также США и Канады (г. Хельсинки).

1979 г.: Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2).

1979 г.: ввод контингента советских войск в Афганистан.

1983 г.: Долгосрочная программа Рейгана — Стратегическая оборонная инициатива (СОИ).

1986 г.: Всемирный конгресс миролюбивых сил в Копенгагене.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Взаимоопрос учащихся. Учащиеся сидят по парам и готовят друг другу вопросы по пройденному материалу.

3. Работа с картой. Показать на карте страны: вошедшие в блок НАТО; подписавшие Варшавский договор; подписавшие Багдадский пакт; вошедшие в блоки АНЗЮС, СЕАТО. Прокомментировать показ на карте.

4. Закрепление пройденного материала.

5. Работа с ДМ.

6. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.

Учитель предлагает учащимся прочитать учебный материал § 5 “Карибский кризис и его урегулирование”. Далее он поясняет, как работать с энциклопедией “Всемирная история”. Весь материал в энциклопедии расположен по алфавиту. Находим Карибский кризис на букву К.

7. Фронтальный опрос. Как вы понимаете выражение: Кубинская революция разрушила геополитическое содержание географического детерминизма. (Ослабла зависимость Латинской Америки от США в силу их географической близости, но регион оказался втянутым в борьбу двух сверхдержав — СССР и США, став в начале 60-х годов наиболее конфликтной точкой планеты.)

8. Работа с ДМ.

9. Ролевая игра. Учитель организует проведение брифинга (мини-пресс-конференции) по проблемам советско-китайских отношений. Учащиеся знакомятся с текстом учебника (5 мин), учитель определяет четыре-пять человек, которые будут играть роль официальных представителей руководства Китая, остальные учащиеся — представителей СМИ СССР и других стран. Обсуждается конфликт на острове Даманский, произошедший 2 марта 1969 г., действия сторон, итоги переговоров по данному конфликту между СССР и Китаем.

10. Работа с текстом учебника: советско-американские отношения в 60-70-х годах.

11. Работа с ДМ.

12. Учитель рассказывает о проблемах разоружения и запрещения ядерного оружия и повороте к разрядке международной напряженности.

13. Работа с историческим документом.

14. Обострение отношений между Востоком и Западом. Срыв разрядки и курс США на победу в “холодной войне”.

Ввод войск в Афганистан. Использование фрагментов видеофильма “Афганский излом” и их обсуждение.

 

 

Участники встречи

Цель

Документ, подписанный участниками

Значение принятых решений

Значение состоявшейся

встречи

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

Руководители 33 европейских государств, США и Канады

Определить меры по снижению опасности возникновения военных конфликтов

Заключительный акт, закрепивший принципы взамоотношений стран — участниц совещания и меры по снижению опасности возникновения вооруженных конфликтов

Обязательны к исполнению странами-участницами

Встречи стали проводиться постоянно.

Страны-участницы создали ОБСЕ.

Всемирный конгресс миролюбивых сил

Делегаты общественных организаций и партий 136 стран мира

Прекращение гонки ядерных вооружений

Копенгагенский призыв, требующий прекратить гонку вооружений

Не являлись решающим фактором в международных отношениях

Сыграла позитивную роль в укреплении мира

 

15. Учитель кратко рассказывает о Всемирном конгрессе миролюбивых сил, состоявшемся в 1986 г. в Копенгагене. Предлагает учащимся сравнить два события: данный конгресс и Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе и заполнить сравнительную таблицу.

16. Учитель резюмирует урок объяснением причин усиления пацифистских настроений в мире в данный период.

17. Рефлексия. Какую роль сыграло движение сторонников мира в ослаблении международной напряженности?

18. Домашнее задание. § 5. Учитель дает опережающее задание: 1) Интеграционные инициативы Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева; 2) Саммит ОБСЕ в Астане.






загрузка...
загрузка...
загрузка...