загрузка...


ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 11 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Глава VIII. СТРАНЫ АФРИКИ

 

30. Страны Африканского континента во второй половине XX — начале XXI в.

 

Цели

Обучения: рассмотреть особенности развития стран Африки и причины конфликтов на Африканском континенте, формировать учебно-информационные навыки в ходе усвоения учебного материала.

Воспитания: прививать учащимся идеи гуманизма, уважения к правам человека, бережного отношения к демократическим ценностям, сохранению мира, воспитывать патриотизм и гражданственность.

Развития: развивать общие способности учащихся; прививать навыки анализа и синтеза, построения умозаключений.

Оборудование урока (см. с. 4).

Тип урока: комбинированный.

Методы: интерактивные (ток-шоу), фронтальная беседы, работа с исторической картой, историческим документом, метод самостоятельной работы с учебником, наглядные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.

 

Основные понятия

Деколонизация — ликвидация колониальной системы.

Дискриминация — намеренное ограничение или лишение прав, преимуществ каких-либо лиц, организаций, государств по признакам расы, национальности, пола и т. д.

Путь социалистической ориентации — осуществление преобразований, постепенно ведущих к утверждению социализма.

 

Основные события

1945—1980 гг.: первый этап национально-освободительного движения стран Африки.

1952 г.: антиколониальная, антифеодальная революция в Египте.

1953 г. (18 июня): провозглашение Египта республикой.

1956 г.: вооруженный конфликт Египта с Израилем.

50-е — 80-е годы: второй этап национально-освободительного движения стран Африки.

1960 г.: Год Африки — 17 африканских государств обрели независимость.

1963 г.: образована Организация африканского единства.

1971 г.: провозглашение Арабской Республики Египет.

1992 г. (6 марта) — первый визит Президента РК Н. А. Назарбаева в Египет.

2001 г.: создание континентальной организации Африканского союза (АС).

2001 г.: принята программа “Новое партнерство для стран Африки” (НЕПАД).

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Фронтальный опрос. 1. Главные проблемы Ирака. 2. Какие отрасли промышленности в первую очередь подлежали национализации? 3. Чем отличалось правление С. Хусейна? 4. В чем заключались экономические санкции против Ирака, введенные в 1990 г.? 5. Результат военной операции “Буря в пустыне”. 6. Что означает неписанная Конституция? 7. Что представляет собой интифада? 8. Как решается вопрос о Палестинской автономии?

3. Работа со СМИ. Учащиеся используют материалы печати в ответах на вопросы. 1) Каково современное развитие: Ирака; Израиля? 2) Как складываются отношения Казахстана с Ираком и Израилем?

4. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.

5. Работа с ДМ.

6. Учитель организует работу учащихся по принципу “ток-шоу”. В центре — учащиеся, подготовившие сообщения по темам: Деколонизация Африки. Путь социалистической ориентации стран Африки. Развитие Египта. Современное развитие африканских государств. Южно-Африканская Республика.

Остальные учащиеся заранее разделены на пять групп по количеству сообщений. Каждая группа подготовила по своей теме вопросы. Обсуждение начинают учащиеся, подготовившие сообщения. Они дают сжатую информацию (2 мин) по теме, после выступления последнего в обсуждение вступают остальные, они задают вопросы, уточняют сведения и т. д. По ходу обсуждения учащиеся делают записи дат и наиболее важных событий.

Учитель координирует ход ток-шоу, участвует в обсуждении материала, дополняет учащихся, задает вопросы:

1) Перечислите методы деколонизации стран Африки. 2) В чем главное отличие курсов президентов Г. Насера и А. Садата? 3) Роль Южно-Африканской Республики в событиях и развитии Африканского континента. 4) Перечислите причины конфликтов на Африканском континенте. 5) Какие интеграционные процессы на Африканском континенте способствуют повышению жизненного уровня населения и решению многих проблем? 6) Что предполагает Декларация тысячелетия развития? 7) Как решаются такие важные проблемы Африки, как голод и СПИД?

7. Работа с ДМ.

8. Закрепление изученного материала. Тестирование.

9. Рефлексия. Как можно оценить современное развитие стран Африки?

10. Домашнее задание: § 31.






загрузка...
загрузка...