загрузка...


ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 11 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Глава I. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX — НАЧАЛЕ XXI в.

 

3. Глобальные проблемы современности

 

Цели

Обучения: выяснить причины возникновения глобальных проблем современности, раскрыть их содержание и рассмотреть пути их преодоления; формировать общеучебные умения и навыки, компетенции, умение рецензировать ответы и проекты сверстников.

Воспитания: формировать активную жизненную позицию, ответственность за сохранение окружающей среды, стремление к поддержанию мира и т. д.

Развития: углубление познавательных способностей школьников при подготовке к проектам, улучшение монологической речи, усложнение ее смысловой функции, коммуникативных свойств.

Оборудование урока (см. с. 4).

Тип урока: урок систематизации и обобщения нового материала.

Методы: проектный, работа с интерактивной доской, фронтальная беседа, работа со СМИ, с исторической картой, историческим документом, интерактивные развивающие (мини-диспут), самостоятельная работа с учебником, Интернетом, наглядные, обобщение, сравнение, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.

 

Основные понятия

Глобальные (общемировые) проблемы — это проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества и требующие для своего разрешения согласованных действий в масштабах мирового сообщества.

Демография — наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.

Демографический взрыв — резкий прирост населения. Демографический кризис — снижение рождаемости. Диверсификация производства — распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т. д.).

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Фронтальная беседа.

3. Закрепление темы. Назовите особенности политического развития стран Запада и Востока.

4. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.

5. Работа с ДМ.

6. Урок продолжается по принципу “круглого стола”. Ведущий (ученик) предоставляет слово авторам проектов и их рецензентам.

7. Защита проектов по теме “Глобальные проблемы современности”. Используется интерактивная доска, проекты сопровождаются видеопрезентациями, подготовленными школьниками, делаются записи в тетрадях.

Краткое содержание проектов.

Экологическая проблема проявляется в:

•     загрязнении окружающей среды  глобальном потеплении  изменении климата  возникновении парникового эффекта.

•     1992 г.: I Всемирная экологическая конференция в Рио-де-Жанейро — принятие Рамочной конвенции об изменении климата и Конвенции по биологическому разнообразию.

•     1997 г.: Киотский протокол, согласно которому необходимо снизить объемы выбросов в атмосферу шести основных парниковых газов.

Демографическая проблема:

•     демографический взрыв в развивающихся странах;

•     демографический кризис в странах Запада, явление старения нации.

Продовольственная проблема требует:

•     наращивания потенциала плодородных сельскохозяйственных земель;

•     совершенствования сельскохозяйственного производства в целях повышения его продуктивности.

Сырьевая и энергетическая проблемы требуют:

•     развития экономики в направлении информационных, энергосберегающих и наукоемких отраслей в целях снижения ее зависимости от природных ресурсов;

•     диверсификации продукции обрабатывающей промышленности;

•     перехода к использованию новых технологий.

Проблема международного терроризма:

•     терроризм — продукт экономической, политической, социальной нестабильности общества;

•     обсуждение проблем терроризма на 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2005 г.

8. После защиты каждого проекта выступают рецензенты (из числа учащихся), которые дают оценку проекту, дополняют его, высказывают замечания, пожелания и т. д.

9. Подведение итогов урока. Фронтальный опрос. Итак, каковы главные причины возникновения глобальных проблем современности? Учащиеся должны выявить и обозначить следующие факторы: высокие темпы научнотехнического процесса; огромные объемы добычи природных ресурсов; расширившиеся политические и культурные контакты; новейшие средства массовой коммуникации; высокая степень вероятности глобальных техногенных катастроф; увеличение риска применения оружия массового уничтожения.

10. Рефлексия. 1) Глобальные проблемы взаимосвязаны. 2)    От решения глобальных проблем современности зависит судьба человечества и сохранение самой жизни на Земле.

11. Домашнее задание: повторить § 3.

12. Работа с ДМ.

13. Распределение опережающих заданий к уроку 4: международные организации: СЭВ (Совет экономической взаимопомощи); НАТО (Организация Североатлантического договора); ОВД (Организация Варшавского договора).






загрузка...
загрузка...