загрузка...

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 11 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Глава VII. СТРАНЫ АЗИИ

 

24. Китай на пути реформ

 

Цели

Обучения: рассмотреть суть социализма с китайской спецификой, особенности развития рыночных отношений в Китае, содержание реформ и их результативность; развивать общие способности учащихся, продолжить формирование общеучебных навыков, создавать ситуации активного поиска в решении познавательных задач.

Воспитания: прививать учащимся идеи гуманизма, уважения к правам человека, сохранению мира; продолжить воспитание активной жизненной позиции, умение объективно оценивать события и факты, обосновывать свою позицию.

Развития: развивать аналитические возможности школьников методами, используемыми на уроке, способствовать развитию личности учащихся, научить ставить и решать проблемы, обобщать и систематизировать учебный материал, развивать память, речь, ее коммуникативные свойства, применять знания в нестандартной ситуации; развивать навыки работы с тестовыми материалами.

Оборудование урока (см. с. 4).

Тип урока: комбинированный.

Методы: работа с опережающим заданием, фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, наглядные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.

 

Основные события

1978 г.: программа “четырех модернизаций”.

1978 г.: договор о мире и дружбе с Японией.

1981 г.: осуждение культа личности Мао Цзэдуна.

1982 г.: принятие новой Конституции Китая.

1983 г.: Дэн Сяопин сформулировал новые принципы внешней политики.

1989 г.: период наиболее высокого результата реформ в Китае.

1992 г.: новое понимание социализма Дэн Сяопином; социализм с китайской спецификой.

2001 г.: Китай вступил в МВФ, Всемирный банк и ВТО.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.

3. Объяснение нового материала. Учитель организует работу с текстом учебника.

Учащиеся читают текст учебника и готовят устно ответы на вопросы, которые учитель записывает на доске.

1) Что включала в себя программа “четырех модернизаций”? 2) Что предполагала каждая из четырех модернизаций? 3) Какое общество должно было быть построено в результате модернизаций?

4. В начале 1978 г. сессия ВСНП приняла решение об осуществлении в Китае программы четырех модернизаций: в промышленности, сельском хозяйстве, науке и технике, военной сфере.

5. Опережающее задание. Учащийся рассказывает о смерти Мао Цзэдуна и начале реформ в Китае.

Вопросы учителя. 1) Почему именно Дэн Сяопин был возвращен к руководству страной? 2) Назовите причины провозглашения курса реформ в Китае.

6. Работа с ДМ.

7. Обсуждение изученного материала и формулирование вывода. Что означала концепция построения социализма с китайской спецификой?

8. Учитель организует работу учащихся по составлению таблицы.

 

Мероприятия в экономике

Мероприятия во внутренней политике

Мероприятия во внешней политике

1. Замена плановой экономики моделью, сочетающей в себе плановую экономику с рыночной.

2. Проведение рыночных реформ без отказа от построения социализма.

3. Сохранение контроля государства над всем хозяйством страны.

4. Ликвидация сельских коммун, развитие фермерства.

5. Перевод предприятий на хозрасчет.

6. Создание кооперативных и частных предприятий.

7. Льготный режим для иностранных капиталов.

8. Создание открытых экономических зон.

9. Активизация внешней торговли.

10. Повышение закупочных цен на сельхозпродукцию.

11. Внедрение элементов рынка.

12. Ликвидация монопольных прав на внешнюю торговлю и международное сотрудничество.

13. Создание свободных экономических зон.

14. Антиинфляционная политика государства.

1. Сохранение руководящей роли компартии.

2. Принятие новой Конституции.

3. Принятие теории о начальной стадии социализма.

4. Реформа системы государственного управления.

5. Сокращение числа министерств и ведомств в центре и на местах и сотрудников в них на 25%.

6. Омоложение госаппарата.

7. Поддержание жесткого курса во внутренней политике.

8. Постепенный переход от административно-командного стиля управления к менее централизованной форме руководства с учетом самостоятельной деятельности госорганов и общественных организаций.

9. Модернизация кадровой политики.

10. Установка на подготовку высококвалифицированных специалистов.

1. Установление дипломатических отношений со всеми ведущими державами мира.

2. Принятие новых принципов внешней политики КНР.

3. Приоритет национально-государственных принципов над подходом в выборе партнеров по принципу идеологической близости.

4. Упрочение отношений с СССР, затем с Россией.

5. Укрепление позиций Китая в Центрально-Азиатском регионе.

6. Установление дипломатических отношений между КНР и Республикой Казахстан.

7. Взаимодействие со странами Шанхайской организации сотрудничества.

8. Подписание между Китаем и Японией Договора о мире и дружбе.

9. Возвращение Гонконга под юрисдикцию Китая.

10. Цель: превращение в региональную мировую державу.

 

10. Рефлексия. В чем причины успеха рыночных реформ в Китае?

11. Работа с ДМ (тестирование).

12. Домашнее задание. § 25. Задание по материалам СМИ: достижения Китая на современном этапе. Опережающее задание по пяти группам, которые готовят материалы для “круглого стола”: Северная Корея, Южная Корея, Вьетнам, Лаос, Камбоджа. Используются данные учебника и дополнительная литература.






загрузка...
загрузка...