загрузка...

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 11 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Глава VII. СТРАНЫ АЗИИ

 

23. Китай в 1946—1976 гг.

 

Цели

Обучения: изучить характерные черты и особенности послевоенного развития Китая, основные направления развития внутренней и внешней политики; развивать общие способности учащихся, продолжить формирование общеучебных навыков, создавать ситуации активного поиска в решении познавательных задач.

Воспитания: прививать учащимся идеи гуманизма, уважения к правам человека, сохранению мира; продолжить воспитание активной жизненной позиции учащихся, умения объективно оценивать события и факты, обосновывать свою позицию.

Развития: развивать аналитические возможности школьников методами, используемыми на уроке, способствовать развитию личности учащихся, научить ставить и решать проблемы, обобщать и систематизировать учебный материал, развивать память, речь, ее коммуникативные свойства, применять знания в нестандартной ситуации.

Оборудование урока (см. с. 4).

Тип урока: комбинированный.

Методы: интерактивные, фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, наглядные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.

 

Основные понятия

Гражданская война — война между гражданами одной страны.

 

Основные события

1949 г. (1 октября): создана Китайская Народная Республика.

1950 г.: Закон об аграрной реформе, ликвидация помещичьего землевладения.

1949—1952 гг.: демократическая диктатура народа.

1953—1957 гг.: первый пятилетний план.

1954 г.: принята Конституция КНР.

1958—1960 гг.: политика “большого скачка”.

1966—1976 гг.: “культурная революция”.

1966—1969 гг.: первый этап “культурной революции”.

1969—1973 гг.: второй этап “культурной революции”.

1973—1976 гг.: третий этап “культурной революции”.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Письменное задание

1 вариант. Каким образом перестройка в СССР вызвала перестроечные процессы в Восточной Европе?

2 вариант. В чем проявился кризис восточноевропейской модели социализма?

2. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.

3. Объяснение нового материала.

Рассказ учителя. Учащиеся делают записи в тетрадях основных дат и событий. Первоочередной задачей, по мнению Мао Цзэдуна, становится создание в стране “новой демократии”. Она представлялась “демократической диктатурой народа”, под которой подразумевались широкие слои населения — от крестьянства до национальной буржуазии, при руководящей роли рабочего класса, осуществлявшего ее через КПК. Мао Цзэдун обратился за помощью к СССР, и Советский Союз предоставил Китаю многомиллионный кредит. Принята аграрная реформа, по которой ликвидировалась помещичья собственность на землю. По стране прокатилась волна репрессий. В вузах изучались труды Мао Цзэдуна.

В 1952 г. была выдвинута новая генеральная линия — переход к социалистическим преобразованиям по советской модели. К весне 1956 г. завершены кооперирование крестьян и преобразование частного сектора в промышленности и торговле. Конституция 1954 г. закрепила социалистический характер государства. Правительство стало называться Государственным административным советом. В 1956 г. Мао

Цзэдун провозглашает “свободную трибуну”, чтобы каждый мог высказать свое мнение по поводу порядка и власти. Но в 1957 г. он объявил, что “трибуна” была нужна, чтобы выявить и затем выкорчевать “сорную траву” оппозиции.

4. Работа с ДМ.

5. Учитель организует работу по методу “за” и “против”. Рассматривая политику “большого скачка”, учитель предлагает учащимся разделиться на две группы. Одна группа подбирает в тексте учебника аргументы в пользу политики Мао Цзэдуна, другая — аргументы против. Обсуждение длится до 5 мин., затем учитель записывает на доске “за” и “против”.

6. Работа с ДМ.

7. Работа с текстом учебника продолжается.

Задание. Выписать в тетрадь характеристику трех этапов “культурной революции”.

 

Этап

Дата

Характеристика

Первый

1966—1969 гг.

1. Самая разрушительная фаза “культурной революции”. Для расправы с оппозицией использовали отряды хунвейбинов и цзаофаней. Начались погромы и репрессии. Ликвидировались органы партии и власти, создавались ревкомы. Занятия в школах и вузах приостановлены. Спад в промышленности и сельском хозяйстве.

Второй

1969—1973 гг.

Обострилась борьба между “радикалами” и “прагматиками”. Инициативу захватили “прагматики”. В экономике стали вводиться элементы распределения по труду. Удалась частичная реабилитация сторонников “прагматиков”.

Третий

1973—1976 гг.

Вновь ущемляются экономические интересы трудящихся. Но “радикалам” не удалось дестабилизировать общество.

Началась политическая кампания против лиц, наделенных властью. После смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. “культурная революция” завершилась.

 

8. Рефлексия. Причины радикальных действий в стране.

9. Домашнее задание: § 24. Опережающее задание: “Смерть Мао Цзэдуна и начало реформ в Китае”.





загрузка...
загрузка...