загрузка...


ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 11 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Глава VI. СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

 

20. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине 40-х — 50-х годах

 

Цели

Обучения: изучить особенности народно-демократических революций в Восточной Европе и строя народной демократии, основные направления внутренней и внешней политики стран региона; развивать познавательные способности учащихся, продолжить формирование общеучебных навыков, создавать ситуацию активного поиска в решении познавательных задач и заданий.

Воспитания: продолжить воспитание активной жизненной позиции учащихся, независимости в суждениях, умение объективно оценивать события и факты, обосновывать свою позицию, использовать полученные знания на практике.

Развития: развивать у школьников долговременную память, способности к сравнению, умению определять главное и второстепенное, абстрагироваться, развивать устную и письменную речь.

Оборудование урока (см. с. 4).

Тип урока: комбинированный.

Методы: фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, Интернетом, наглядные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.

 

Основные понятия

Девальвация — снижение курса национальной валюты по отношению к какой-либо иностранной валюте, золоту.

Менталитет—образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.

Страны народной демократии — государства Центральной и Юго-Восточной Европы, установившие модель социализма, отличавшуюся от советской.

 

Основные события

1944—1945 гг.: народно-демократические революции в странах Восточной Европы.

1954 г. (март): подписание соглашения между ГДР и СССР о предоставлении ГДР полного государственного суверенитета.

1956 г. (23—29 октября): события в Венгрии.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.

3. Рассказ учителя. Национально-освободительная борьба против фашизма переросла в странах Восточной Европы в народно-демократические революции, в результате чего там установился новый строй. Страны стали называться странами народной демократии. Компартии, игравшие ведущую роль в национальных фронтах, стали настаивать на национализации собственности национальной буржуазии. Народно-демократическая власть рассматривалась как переходная, которая постепенно перерастет в социалистическую.

4. Работа с ДМ.

Продолжение изучения материала. Несмотря на то, что Югославия одной из первых среди стран народной демократии встала на путь строительства социализма в советском варианте, между югославским и советским руководством возник острый конфликт. В ходе создания федераций И. В. Сталин предложил создать не крупную федерацию, в которой Югославия могла играть ведущую роль, а несколько малых, объединяющих две страны, и сверять с Москвой свой внешнеполитический курс. Б. Тито отказался, его осудило Информбюро. Кроме того, в 50-х годах в странах Восточной Европы возникли диспропорции в народном хозяйстве.

5. Опережающее задание: “События 1956 г. в Венгрии”.

6. Работа с историческим документом.

7. Учитель организует работу учащихся с учебником.

8. Составление сравнительной таблицы.

 

Страны Восточной Европы в послевоенный период

 

Страны Восточной Европы

ГДР

ПНР

ВНР

ФНРЮ

Особенности политического развития

1. Миграция населения в ФРГ

2. Политическая амнистия для граждан, покинувших ГДР

1. Возвращение в политическую жизнь опальных политиков, в частности В. Гомулки

1. Усиление оппозиционных сил

1. Отказ руководства полностью подчиняться курсу Москвы

Особенности экономического развития

1. Попытки ликвидировать диспропорции народного хозяйства и повысить жизненный уровень населения

Уничтожение существующей рыночной инфраструктуры, насаждение командно-административных методов хозяйствования

 

1. Ускоренное социалистическое строительство.

Рост госсектора в экономике.

Общие черты в политике

1. Влияние СССР

2. Ведущая роль компартий

3. Политические репрессии

4. Сопротивление трудящихся режиму, вмешательство СССР и подавление выступлений

Общие черты в экономике

1. Форсированная индустриализация

2. Жесткие меры коллективизации сельского хозяйства

3. Диспропорции между тяжелой и легкой промышленностью

 

9. Работа с ДМ.

10. Рефлексия. Причины политического кризиса в странах народной демократии в 50-х годах.

11. Домашнее задание: § 21. Опережающее задание: “Пражская весна”.






загрузка...
загрузка...