загрузка...

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 11 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Глава I. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX — НАЧАЛЕ XXI в.

 

2. Особенности политического развития мира

 

Цели

Обучения: рассмотреть особенности политического развития послевоенного мира, основные признаки государства благосостояния и направления развития гражданского общества; учить выделять в учебном материале главные положения.

Воспитания: на примере изучаемого исторического материала воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к выполнению своих обязанностей, умение объективно оценивать события и факты.

Развития: развивать умение выделять главное, сравнивать, доказывать и опровергать, применять приобретенные умения и навыки в организации диспута; учить обобщать и систематизировать учебный материал, строить аналогии в отстаивании собственной позиции, в решении заданий на нахождение сходств и различий, соответствия существенных признаков событий и фактов.

Оборудование урока (см. с. 4).

Тип урока: комбинированный.

Методы: фронтальная беседа, работа со СМИ, с исторической картой, документами, интерактивные, развивающие (мини-диспут), самостоятельная работа с учебником, наглядные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые.

 

Основные понятия

Демократический социализм — учение, отвергающее положение о диктатуре пролетариата, классовой борьбе, уничтожении частной собственности, обобществлении средств производства.

Диктатура — неограниченная власть, осуществление управления в государстве недемократическими методами.

Геополитика — концепция, согласно которой политика государств, в основном внешняя, предопределяется географическими факторами.

Конверсия — максимальное использование в хозяйстве страны технических и производственных средств для ведения войны.

Реконверсия — перевод экономики на мирные рельсы.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Письменная работа по карточкам (выборочно). Социальная стратификация западного общества. Социальное развитие стран третьего мира. Интеграционные процессы в экономике стран послевоенного мира.

3. Фронтальный опрос. 1) Какие страны в середине XX в. составили: первый мир; второй мир; третий мир? 2) Назовите этапы НТР. 3) Перечислите черты информационного общества.

Вывод по фронтальному опросу. Определите, какая из характеристик информационного общества наиболее полно раскрывает его содержание.

4. Работа с ДМ.

5. Мини-диспут “Информационное общество — аргументы за и против”.

6. Опережающее задание. Как вы понимаете превращение всей планеты в единую глобальную экономическую систему?

7. Объяснение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске; определяет и озвучивает цели урока; проводит подготовку учащихся к усвоению нового материала путем проведения блиц-опроса.

1. Как вы понимаете процесс конверсии?

2. Как протекает процесс, обратный конверсии?

3. Что означает процесс национализации?

4. Как вы представляете смешанную экономику?

8. Опережающие задания. 1) Исходя из анализа признаков скандинавской, или шведской, модели социализма, постройте гипотезу. Какие события, направления внутренней политики Швеции предопределили данную модель как наиболее полно осуществленное государство благоденствия. Выдвините предположения, насколько она стабильна. 2) Поясните, опираясь на имеющиеся знания, что означает следующее утверждение: Скандинавский социализм был свободен от отрицательных крайностей коммунизма и капитализма во всех сферах жизни. (Задание выполняется письменно). Учащиеся делят лист тетради на две колонки: отрицательные крайности коммунизма и отрицательные крайности капитализма и вписывают свои определения. Затем идет обсуждение.

9. Учитель подводит итоги ответов учащихся на вопросы и комментирует послевоенное развитие западного общества. Далее объясняет причины перехода европейской социал- демократии на позиции демократического социализма. Поясняет содержание данного политического термина.

10. Работа с ДМ.

11. Учитель объясняет преимущества смешанной экономики и ее функционирование, а также роль государства как арбитра в решении спорных вопросов — формирование государства благосостояния.

Затем характеризуется государство благоденствия как уровень развития ведущих индустриальных держав Запада с конца 40-х до начала 70-х годов. Оно подразумевало сочетание рыночной экономики с разумным контролем государства, достаточно высокий уровень благосостояния и социального обеспечения населения. Важным показателем нового жизненного уровня было изменение в структуре потребительских расходов. Другим показателем общества благосостояния явилось развитие системы государственной и общественной социальной помощи, образования, здравоохранения, многочисленные пособия по бедности, многодетности, пенсионное обеспечение и стипендии. Например, на социальные нужды в государственном бюджете Великобритании в 1974 г. шло 28,6% валового национального продукта, в Скандинавских странах эта доля достигла 50—60% всех бюджетных расходов.

Так как этот период сопровождался в указанных странах стабильным экономическим ростом, условия для создания и укрепления государства, или общества, благоденствия были почти идеальными.

12. Работа с ДМ.

13. Признаки скандинавской, или шведской, модели социализма. Учащиеся определяют основные черты данного явления: активное участие государства в хозяйственной жизни, высокий уровень личных доходов и развитая система социального страхования граждан.

Работа с ДМ.

14. Учитель объясняет причины неоконсервативной волны в странах Запада и установления в них либерально-демократических режимов. Задает учащимся вопрос: Как проходил процесс развития гражданского общества?

15. Работа с учебником.

16. Учитель комментирует домашнее задание: прочитать § 2 и заполнить таблицу.

 

Характеристики

Страны капиталистической ориентации

Страны социалистической ориентации

Режим

 

 

Реформы

 

 

Приоритет политических сил

 

 

Положение армии

 

 

 

17. Учитель объясняет новую геополитическую ситуацию в мире.

•     Распад СССР и блока социалистических стран в Восточной Европе.

•     Образование объединенной Германии.

•     КНР, Вьетнам, Лаос и Камбоджа вступили на путь рыночных преобразований.

•     Сохранение единственной в мире сверхдержавы — США.

18. Рефлексия. С изменением геополитической ситуации 90-е годы стали временем усиления влияния Запада на Восток. Учитель распределяет темы рефератов как опережающее задание к уроку № 3.

Глобальные проблемы современности.

•     Предотвращение новой мировой войны и сохранение мира.

•     Экологическая проблема.

•     Демографическая проблема.

•     Продовольственная проблема.

•     Сырьевая и энергетическая проблемы.

•     Проблема международного терроризма.

Учитель знакомит учащихся с требованиями, предъявляемыми к реферату и презентации (раздаточный материал).






загрузка...
загрузка...