загрузка...

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 11 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Глава V. СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

 

16. Советское общество в середине 50-х - первой половине 60-х годов

 

Цели

Обучения: изучить достижения и недостатки в развитии Советского Союза в период хрущевской “оттепели”; развивать общие способности учащихся, продолжить формирование общеучебных навыков, создавать ситуации активного поиска в решении познавательных задач и выполнении заданий.

Воспитания: продолжить воспитание активной жизненной позиции учащихся; воспитывать патриотизм и гражданственность на примере изучаемого материала.

Развития: развивать у школьников долговременную память, способности к сравнению, умению определять главное и второстепенное, сравнивать, сопоставлять, абстрагироваться, формировать навыки работы с тестовыми материалами.

Оборудование урока (см. с. 4).

Тип урока: комбинированный.

Методы: интерактивные (просмотр и обсуждение видеофрагментов), фронтальная беседа, работа с историческими документами, самостоятельная работа с учебником, наглядные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.

 

Основные понятия

Авторитаризм — политический режим, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или в одном органе, снижением роли представительных институтов.

Волюнтаризм — политический режим, при котором развитие страны полностью зависит от воли одного человека.

Реформа—преобразование.

 

Основные события

1953 г. (сентябрь): избрание Н. С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС.

1954 г.: начало освоения целины.

1956 г.: ХХ съезд КПСС, осуждение культа личности Сталина.

1957 г. (май): принят Закон “О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством”; введение совнархозов.

1957 г. (4 октября): запуск первого искусственного спутника Земли.

1961 г. (12 апреля): полет в космос Ю. А. Гагарина.

1962 г.: выступление народных масс в Новочеркасске.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.

3. Объяснение нового материала. В сентябре 1953 г. Пленум ЦК КПСС избрал Н. С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС.

4. Доклад “Н. С. Хрущев - человек и политик”.

5. Учитель задает вопросы учащимся, вовлекая их в изучение темы. 1. В каком состоянии находилось сельское хозяйство страны в 50-х годах ХХ в.? 2. Какие меры следовало принять, чтобы поднять сельское хозяйство?

6. Выделите самые важные меры по подъему сельского хозяйства, используя текст учебника, в порядке ранжирования:

•     увеличение закупочных цен на сельхозпродукцию;

•     введение авансированного труда колхозников;

•     списание долгов и снижение налогов с приусадебных участков;

•     поощрение разведения домашнего скота;

•     расширение кормовой базы;

•     повышение заинтересованности колхозников в результатах труда;

•     увеличение дотаций государства на сельское хозяйство;

•     обеспечение колхозников техникой.

Пленум посвятил свою работу проблемам сельского хозяйства. Н. С. Хрущев настаивал на немедленном расширении пашни за счет освоения 13 млн. га целинных земель. Пригодные земли находились на территории Казахстана, Южной Сибири, Поволжья, Урала, Северного Кавказа.

7. Просмотр видеофрагмента об освоении целины. Обсуждение.

8. Работа с ДМ.

9. Продолжение объяснения нового материала. Учитель организует работу с текстом учебника. После прочтения учебного материала учащиеся отвечают на вопросы. 1) Какие меры в социально-экономической области предпринимает правительство в 50-х годах? 2) Прокомментируйте “кукурузную эпопею” и Новочеркасские события.

10. Работа по составлению сравнительной таблицы.

 

Решения XX съезда КПСС

Решения XXII съезда КПСС

1. Разоблачение культа личности И. В. Сталина.

1. Принята новая Программа партии.

2. Вину за репрессии Н. С. Хрущев возложил на Сталина, Ежова, Берию.

2. Объявление Н.С. Хрущевым периода строительства коммунизма.

3. Реабилитация репрессированных.

3. Утверждение морального кодекса строителя коммунизма.

 

11. Работа с ДМ.

12. Закрепление изученного материала.

13. Рефлексия. 1. Как проходило укрепление власти Н. С. Хрущева в партии? 2. Какие противоречивые тенденции наметились в деятельности данного партийного лидера?

14. Домашнее задание: § 16.






загрузка...
загрузка...